Тема занятия: Святая Матрона Московская. Изготовление поделки «Роза».
Цель: формирование духовно-нравственного идеала на примере жизни святой блаженной Матроны Московской.
Задачи:
обучающие:
-познакомить дошкольников с образом и событиями жизни святой блаженной Матроны Московской.
-содействовать формированию основ исторического сознания памяти о святых земли русской.
Развивающие:
- способствовать восприятию Святой блаженной Матроны, как образца скромности, внимания и доброты.
- способствовать развитию внимательного, доброжелательного отношения к людям.
Воспитательные:
-воспитывать у детей духовно-нравственные качества, такие ка милосердие, послушание, забота о родных и слабых, любовь к родным.
Материал к занятию:
1.Книга «Детям о блаженной Матронушке».
2.Икона святой Матроны Московской.
3.Ноутбук.
4.Иллюстрации цветов.
5.Бумажные салфетки, карандаш, клей, гофрированная бумага.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним наше прошлое занятие. О чем я вам рассказывала? Ответы детей.
-Правильно, о святых Екатерине и Варваре.
Святых заступников Руси много. Все они жили на земле, делали добрые дела и мы должны о них помнить.
Ежегодно второго мая все люди отмечают праздник святой Матроны Московской.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Святая Матрона Московская. Изготовление поделки «Роза».
Посмотрите на икону? Что мы на ней видим? Ответы детей.
-Правильно, слепую Матронушку в белом платочке.
-Что она делает? Ответы детей.
-Поднимает правую руку, благословляя людей на добрые дела.
-Назовите мне добрые дела, которые вы делаете дома и в детском садике. Ответы детей (помогаю маме мыть посуду, убираю игрушки, кормлю собачку и т.д).
- Молодцы, ребята.
-А сейчас послушайте, какие добрые дела творила, живя, на земле, святая Матрона Московская.
В селе Себино жила бедная семья - родители и трое детей. Когда мама ждала появлению на свет четвертого ребенка, решила она отдать его в детский приют.
Однажды мама увидела чудесный сон: вьется над ней большая птица с человеческим лицом, перья у птицы белые, блестящие, сверкают – переливаются, а глаза - закрыты. Покружила-покружила чудесная птица, села ей на правую руку и сказала:
-Мамочка, не отдавай, меня никому. Я тебе пригожусь.
Проснулась мать и стала думать: «Что же это за сон такой?». А сон-видение оказался вещим: родилась у нее еще одна дочка, и глазки у нее были закрыты, как у той птицы. Слепая была девочка. Мама решила оставить ее и никому не отдавать.
По православному обычаю понесли родители дочку в церковь крестить. Батюшка назвал девочку Матроной.
Окунул он ее в купель, смотрит - что за чудо?!- поднимается из купели дым легкий и цветами дивными в церкви запахло. Все удивились: никогда такого чуда не видывали!
Батюшка, отец Василий, сказал: «Я много детей крестил, но такое вижу впервые. Эту девочку Господь нам послал, она будет праведницей».
С младенческих лет девочка отличалась от других детей, и не только тем, что была слепая.
В среду и пятницу она материнскую грудь не брала, молока не ела: все спит да спит, никто разбудить ее не может. Мать сначала волновалась, а потом успокоилась. Поняла она, что дочка у нее необычная, как чудесная птичка, что из дальних краев прилетела.
Подросла Матронушка немного. Однажды смотрит, мать - дочка крестик с себя снимает. Стала она ругать Матронушку, а та ей в ответ:
«Мамочка, у меня свой крестик на груди есть». Посмотрела мать, видит - и правда: на груди у Матроны выпуклый крестик. Опомнилась она, стала просить у дочки прощения: «Милая моя дочь, прости меня! А я – то все тебя ругаю…». Матрона на нее не обижалась.
Братья и сестра Матронушки уже выросли - не с кем ей было играть. Чтобы не скучно было дочке, мать нашила ей из тряпок кукол. Играет Матронушка в уголке, а с улицы смех доносится - деревенские ребятишки гуляют.
Хорошо было в селе летом! Дети вместе соберутся, бегают босиком по травке, смеются. В какие только игры не играют: и в лапту, и в прялки, и в салочки! Хороводы на лугу водят, цветы собирают, венки плетут. А то за ягодами и грибами в лес пойдут или на речку купаться.
А зима придет - ей тоже рады: на санках катаются, в снежки играют, снежных баб лепят.
Хотелось и Матроне с деревенскими детишками играть. Выйдет она на улицу, а они давай ее дразнить! Даже издевались над ней: крапивы нарвут и стегают Матронушку, знают проказники, что слепая девочка не видит, кто ее обижает. Вот как об этом писал неизавестный автор:
Обижают подружки Матронку,
Просто так, ни за что обижают.
Уведут на задворки девчонку.
И в глубокую яму сажают.
Заросла эта яма репьями,
Беленой заросла и крапивой.
Закричать бы Матронушке маме,
Но она родилась молчаливой.
Вылезает Матронка на ощупь,
А подружки - крапивой полощут
По рукам, по ногам! Ведь слепая,
Кто хлестал, все равно не узнает.
«Поиграем, давайте в больницу!»-
Крикнет девочка глупым подружкам,
А они - хохотать да беситься,
Да скакать, подражая лягушкам.
А Матронушке хочется взвиться
Над деревнею белою птицей,
Поклониться родному порогу
И умчаться на небушко к Богу.
Но нельзя ей на небо умчаться:
Крестный путь ее только начался…
И бредет она к дому родному
На соломенный запах знакомый.
Часто ей являлся белоснежный ангел и помогал дойти домой.
Горько было Матронушке. Так и перестала она выходить на улицу, все больше дома сидела.
Ночью все в доме уснут, тихо-тихо станет. Слышно только, как кот на печке мурлычет, а за печкой сверчок скрипит. Встанет Матронушка, найдет святой угол, снимет с полки иконы, разложит на столе и играет с ними - целует, разговаривает, о своей жизни рассказывает.
Матронушка любила ходить в церковь. Сначала ее мама водила, а как подросла она - сама дорожку запомнила: домик-то их напротив церкви стоял.
За усердие Господь наградил Матронушку чудесным даром. Она знала, у кого горе на душе, болезнь, а у кого душа чистая и легкая, как птичка. Мысли человека могла читать. А еще она чувствовала приближение опасности, могла предсказать пожар или другую беду.
Многие люди приходили к ней за советом.
Вместо того чтобы стать обузой для матери, она стала единственной ее кормилицей.
Когда началась война, Матронушка мысленно помогала нашим воинам, молилась о них. Молилась и о своем родном селе Себино, чтобы Господь уберег его от фашистов. Рассказывали потом женщины о таком чудесном случае. Пришли в село немцы, дома стали жечь, а потом согнали всех детей и заперли в погреб. Матери плакали: не надеясь уже своих деток живыми увидеть.Вдруг приехал какой-то немец на мотоцикле, привез записку.Прочитали ее злодеи, все бросили, заторопились – и уехали.
Сберегла свое село Матронушка.
Так и прожила свою жизнь. Все силы отдавала, чтобы помочь людям, а на свои болезни никогда не жаловалась.
Все приходящие к ней за помощью радовались, глядя на ее светлое лицо, слыша ласковый голос.
Сидела она на кроватке или сундуке, скрестив ножки, а люди шли к ней целый день, рассказывали о своих бедах и болезнях. Блаженная Матрона положит ручки больному на голову, помолится Богу, водички святой даст. Многих так исцелила.
Помогала всем, кто ее попросит, и обещала помогать даже после своей смерти: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам!».
Мощи блаженной Матронушки находятся в Москве, в Покровском монастыре.
Много людей со всей России и других стран приходят туда, чтобы поклониться святым мощам и попросить о помощи. Верят в то, что она им поможет.
Все несут ей живые цветы, особенно розы, которые она так любила. Затем эти цветы раздают всем, кто прикладывался к святым мощам Матронушки.
В Борисовском Тихвинском женском монастыре есть ковчег с частицами мощей святой Матронушки и к нему всегда прикладываются взрослые и дети.
-Само слово Матронушка, начинается на какую букву? Ответы детей.
-Правильно, на букву «М».
-Посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей.
-Правильно, мячик.
-Я буду бросать мячик, если назову слова на букву «М», вы ловите мячик, если слова не на эту букву, то не ловите. Педагог называет слова (мама, мир, мяч, машина,стол,человек, птица).
Давайте достанем карточки и отгадаем слова на букву «М». Дети достают карточки.
Мороженое.
Мячик.
Мармелад.
Машина.
Мотоцикл.
Мел.
-Хотите еще со мной поиграть? Ответы детей.
-В игре участвует по 2 человека. Святая Матронушка очень любила цветы. Мы будем ложить цветы к иконе святой Матронушки. У меня в руках два искусственных цветка.
Когда я скажу слова: на старт, внимание, начали, вы бежите к иконке, аккуратненько, не спеша, кладете цветок, кто быстрее возвратится обратно, тот и выиграл.
-Молодцы, ребята! Вы хорошо показали себя в игре.
А теперь, сплетем веночек из искусственных цветов. Кто быстрее его красиво сплетет, тот и выиграл.
-Вот мы с вами и поиграли.
-Ребята, а вы любите цветы?
-А какой у вас самый любимый цветок и цвет? Ответы детей.
Давайте посмотрим иллюстрации цветов.
Дети рассматривают иллюстрации.
Розы.
Ромашки.
Тюльпаны.
Гвоздики.
-А теперь послушайте сказку «Цветик-семицветик».
Девочка Женя посадила волшебный цветок. У нее было много желаний. (побывать на северном полюсе,иметь все игрушки на свете).Последнее желание девочки было спасти мальчика Витю, который с детства не мог ходить. Девочка оторвала лепесток от волшебного цветка и произнесла:
-Лети, лети лепесток, через запад на восток. Облети вокруг земли, быть
по- моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров. Женя помогла больному мальчику.
Из этого лепестка вырос « Цветик-семицветик».
- Ребята, а вы бы хотели иметь такой волшебный цветок? Ответы детей.
-Как вы считаете, такой цветок есть на самом деле, или только в сказках? Ответы детей.
-Конечно, только в сказках.
-Если бы существовал такой волшебный цветок, он бы смог вылечить слепую Матронушку? Ответы детей.
-А ваше, какое самое заветное желание? Ответы детей.
- Давайте с вами запомним и громко произнесем: второго мая мы отмечаем праздник святой Матроны Московской.
-Сейчас святая Матронушка находится на небесах и смотрит на всех людей и на нас тоже. Ее охраняют ангелы. Давайте посмотрим коллекцию ангелочков, изготовленных на фабрике руками человека.
Дети рассматривают ангелочков.
-А сейчас я вам покажу мультифильм «Матронушка».
Рефлексия.
-Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?
-Правильно, о Матроне Московской.
-Кем была Матронушка? Ответы детей.
-Правильно, святой.
-Ребята, как вы считаете, правильно ли поступили деревенские ребятишки, когда издевались над больной девочкой? Ответы детей.
-А вы бы так поступили? Дети отвечают.
-Молодцы! Вы хорошие дети, а хорошие так не поступают.
-Может ли человек в дальнейшем исправить свои плохие поступки? Ответы детей.
-Правильно, если будет с любовью, милосердием относиться к другим, творить добро, то может.
-Какого числа мы отмечаем праздник святой Матроны Московской? Ответы детей.
-Правильно,2 мая.
- В каком храме: Михайловском или в Тихвинском монастыре находится сейчас ковчег с частицами мощей святой Матроны Московской? Ответы детей.
-Правильно! Вы хорошо усвоили изучаемый материал.
А теперь перейдем к практической части занятия. Изготовим поделку «Роза».
Цель: изготовить розу из бумажных салфеток в технике гофротрубочки.
Ход практической работы:
Роза - уникальный цветок. В истории человечества нет другого растения, которое бы служило таким универсальным символом красоты, переходящим от культуры к культуре, из страны в страну. Все прочие растения сменяли друг дружку как очередные модные новинки или же становились национальными символами отдельных стран, как желтый "корончатый" нарцисс в Ирландии, а роза была и остается "царицей" цветов; признанной во всем мире.
В России украшать сады кустами роз стали только при императоре Петре I, а наибольшего расцвета это новшество достигло при императрице Екатерине II.
-Ребята! Давайте изготовим роскошные розы из бумажных салфеток в технике гофротрубочки.
Для изготовления такого цветка вам понадобятся:
- для бутонов желаемый цвет салфеток;
- зеленые салфетки для листьев;
- клей карандаш;
- ножницы;
- шпажки;
- нитки.
Взять салфетку и накрутить с одной стороны на палочку или ручку, не доходя до края 5 см.
Сдвинуть с двух сторон к середине и снять с палочки или ручки.
Получился лепесток. На одну розу сделать 5 или 7 лепестков.
Собрать розу из получившихся лепестков, укладывая их по кругу, закрепить нитками.
Шпажки обмотать полосками из зеленых салфеток. Вставить обмотанную шпажку в бутон розы.
Затем нам понадобиться еще небольшой кусочек полоски зеленой бумаги, чтобы закрыть нижнюю часть под лепестками, предварительно нанести клей.
И роза готова! Шаблон по изготовлению розы взят из Интернета.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Если оно вам понравилось, хлопайте в ладошки. Если не понравилось, топайте ножками.
До сиданья! До новых встреч!
Наталья Игоревна
Кияйкина Наталья Федоровна
Светлана Валентиновна Кузнецова