Урок «Сжатое изложение по рассказу В. Железникова «Три ветки мимозы»» в 8 классе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г.Брянска
Сжатое изложение по рассказу
В. Железникова «Три ветки мимозы»
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Цель урока
обучать видам сжатия текста.
Задачи урока:
формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;
развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими; способы замены прямой речи косвенной.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
Учитель. Сегодня мы продолжаем учиться писать сжатое изложение. Нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты самой работы. Что же такое сжатое изложение?
Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.
Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?
Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.
Учитель. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Владимир Железников (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?
(учащиеся высказываются)
2. Выразительное чтение текста учителем
Три ветки мимозы
Когда он утром подошёл к столу, то увидел огромный букет мимозы. Они были необыкновенно хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.
Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Он со всех ног побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться и хорошо учиться». Он преподнес ей открытку, а сам застыл рядом в ожидании. Мама прочитала открытку, ярко иллюстрированную и старательно подписанную, в одну секунду. Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!
А когда он уже уходил в школу, мама вдруг посоветовала ему:
— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
Лена Попова была его соседкой по парте.
— Зачем? — настороженно спросил он.
— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь непременно подарят девочкам.
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и отправился в школу.
По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и как бы вскользь сказал:
— Это тебе.
— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо! -расцвела в улыбке Ленка.
Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
— Откуда у тебя цветы? — полюбопытствовала учительница.
— Это мне Витя подарил, — гордо вскинув брови, ответила Лена.
Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.
— Вот как! — обрадовано сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе.
— Тили, тили-тесто, жених и невеста!- сначала исподтишка, а потом все громче загорланили одноклассники.
Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Он еле-еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:
— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — даже не пытаясь сдерживать себя, он почти плакал. Распахнул комнату настежь, схватил мимозы и ожесточенно швырнул их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!
Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.
— Это мне подарил папа, — растерянно сказала мама.
А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...
(По В.Железникову)
3. Беседа по содержанию
Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.
Учащиеся. Этот текст о непростых отношениях между людьми, о поисках ответов на трудные жизненные вопросы, которые нам, подросткам, приходится решать на пути взросления.
Учитель. Как вы относитесь к героям текста?
Учащиеся. Все герои текста обычные люди, добрые, честные, желающие сделать «как лучше».
Учитель. Как бы вы поступили на месте рассказчика? Лены Поповой?
Учащиеся. Всего нельзя предугадать. Может быть, я поступил бы так же, как и герой рассказа, но не так переживал бы из-за насмешек одноклассников. У нас в классе принято поздравлять девочек, и смешно выглядит скорее тот, кто этого не делает, поэтому судить трудно.
4. Составление плана и определение ключевых слов
Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.
Учащиеся.
1. «Сегодня Восьмое Марта».
2. «Она готова была благодарить еще час».
3. «Тили-тили тесто».
4. «Ненавижу эти цветы!»
5. «Это были первые мимозы в ее жизни».
Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.
Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)
№ п/п |
План |
Ключевые слова |
1. |
«Сегодня Восьмое Марта». |
букет мимозы, преподнес открытку, что-нибудь непременно подарят, отказывать ей тоже не хотелось. |
2. |
«Она готова была благодарить еще час». |
все оглядываются, сказал как бы вскользь, расцвела в улыбке. |
3. |
«Тили-тили тесто». |
никто ничего не подарил, как ни в чем не бывало подошел, почувствовал что-то недоброе, все сразу зашушукались, сначала исподтишка, громче загорланили. |
4. |
«Ненавижу эти цветы!» |
еле-еле досидел до конца уроков, не пытаясь сдерживать себя, стал топтать их ногами. |
5. |
«Это были первые мимозы в ее жизни». |
в них отражается солнце, такие красивые, такие особенные. |
5. Сжатие текста (работа в группах)
Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. (Памятка 1). Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на четыре группы и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку (4 группа-4 и 5 микротемы).
Памятка 1. Три основных способа сжатия (компрессии) текста
Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:
исключение,
обобщение,
упрощение.
1. Исключение:
исключение повторов подробностей, деталей;
исключение повторов;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Приемы компрессии текста:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.
6. Обсуждение полученных результатов
7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения
Учащиеся.
Три ветки мимозы
Утром Витя, увидев огромный букет мимозы, подаренный отцом матери, сразу понял, что сегодня Восьмое марта. Мальчик со всех ног помчался к себе в комнату и достал из портфеля открытку, приготовленную маме к этому дню. Мама быстро прочитала открытку, обрадовалась, а когда Витя уже уходил в школу, предложила ему взять веточку мимозы и подарить соседке по парте Лене Поповой.
Он взял три веточки мимозы и отправился в школу. По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы он встретил Лену Попову, как бы вскользь пробурчал слова поздравления и протянул ей цветы. Лена расцвела в улыбке и готова была благодарить Витю целый час, но он убежал.
Оказалось, что Витя был единственный, кто в этот день поздравил девочку, потому на перемене все шушукались и дразнились: «Тили-тили тесто, жених и невеста!»
Витя еле-еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду. Он распахнул комнату настежь, схватил мимозы и ожесточенно швырнул их на пол, стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.
— Это мне подарил папа, — растерянно сказала мама.
А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...
Использованная литература
1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.
2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.