12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Фёдоровна49
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Конспект урока по развитию  речи. Сжатое  изложение.

Р/Р. Сжатое изложение по тексту учебника (По А.Д.Шмелеву, Упражнение 66,стр. 254-255).

Тип урока: урок развития речи.

Цель: развивать умения находить основную мысль текста, сжато излагать текст; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать приемы сжатия текста; выделять основную мысль текста; строить речевые высказывания; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Работа по теме урока.

Беседа.

Сегодня на уроке нам предстоит написать сжатое изложение. Изложение - эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Сжатое изложение - это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию.

Работа с текстом изложения.

Выразительное чтение текста учителем (упр. 261, стр.121).

Беседа по тексту.

- О чем рассказывается в данном тексте?

-В каком веке обнаружили Медную руду в Колыванских горах?

- Кто такой Акинфий Демидов?

- Что построил он в Колывани?

-С чего началось манетное дело в Сибири?

- Что сделали первым делом в городе Сузуне?

-Как выглядела особая сибирская манета?

-Что произошло через сто лет?

-Во что превратился Сузун?

-Что осталось от завода?

- В каких строчках заключается основная мысль (т.е. авторский замысел) данного текста?

Приемы сжатого изложения.

Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (ответы учащихся)

Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся)

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость.

Вспомним приемы сжатия текста:

- обобщение (находим объединяющие слова для сходных действий, предметов)

- исключение (исключаем подробности, повторы)

- упрощение (упрощаем грамматические конструкции).

III. Отбор нужной информации. Составление плана.

1) 2) 3) 4) 5) 6)

Учитель: Попробуем кратко пересказать текст, при этом постараемся передать содержание текста и не потерять основную мысль, а потом напишем изложение.

IV. Письменное изложение.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.