12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Захарова Наталья Анатольевна31
Россия, Калужская обл., Воротынск
0

Табличные модели



Автор: Захарова Наталья Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: МКОУ СОШ №2 им.И.С.Унковского п.Воротынск Бабынинского района Калужской области

Предмет: информатика

Класс: 8 (общеобразовательный)

Тема урока: Табличные модели

Цель урока: актуализация и закрепление знаний

Задачи урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, сформировать умение классифицировать учебный материал.

Развивающие: развивать мышление при классификации учебного материала, навыков самостоятельной работы, практических умений и навыков при работе с изученными информационными технологиями.

Воспитательная: вырабатывать интерес с предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, информационную культуру.

Здоровьесберегающие: выполнять санитарно-гигиенические нормы (освещенность, температурный режим, осанка детей, время работы на ПК).

Учебно-методическое обеспечение: Семакин И.Г. и др. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Время реализации урока: 1 урок (45 минут)

Авторский медиапродукт:

1. Редактор презентаций MS Power Point , текстовый редактор MS Word .

2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала Здесь будет файл: /data/edu/files/b1450256383.ppt (Табличные модели) , карточки-задания Здесь будет файл: /data/edu/files/g1450256429.doc  (Таблицы-карточки), Здесь будет файл: /data/edu/files/z1450256462.doc (Практика)
 

Необходимое оборудование и материалы для урока: ПК учителя, проектор, экран (мультимедийная доска), ПК учеников.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

2 мин.

2. Проверка выполнения домашнего задания

5 мин.

3. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности

4 мин.

4. Изучение нового материала

14 мин

5. Первичная проверка понимания материала

6 мин.

6. Физкультпауза

1 мин.

7. Закрепление знаний (компьютерный практикум)

10 мин.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 мин.

9. Домашнее задание

1 мин.


 

Ход урока:

1. Организационный момент (устное сообщение учителя)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто у нас сегодня дежурный в классе? Хорошо. Скажи, пожалуйста, кто отсутствует на уроке? Спасибо.

2. Проверка выполнения домашнего задания

- На прошлом уроке мы с вами говорили о моделях. Кто вспомнит определение, что такое модель? (Ответ ученика: модель – это упрощенное подобие реального объекта, процесса или явления). Хорошо. На какие два вида делятся все модели? (Ответ ученика: модели бывают двух видов – натурные и информационные). Молодец. Перечислите, пожалуйста, какие информационные модели мы с вами рассматривали на прошлом уроке? (Ответ ученика: к информационным моделям относятся математические, графические, вербальные и табличные модели). Приведи, пожалуйста, примеры информационных моделей из жизни, из нашего окружения. (Ответы учащихся). Умники.

3. Постановка цели и мотивация учебной деятельности

- Напомните мне, пожалуйста, какие модели объекта «квадрат» мы строили на прошлом уроке? (Ответ учащихся: определение квадрата – вербальная модель, вырезали квадрат из бумаги – натурная модель, вспомнили формулу площади и периметра квадрата – математическая модель, нарисовали на доске квадрат – графическая модель). А какую модель мы забыли построить? (Ответ школьника: табличную модель). Так вот, сегодня нам с вами и предстоит подробно остановиться на табличных моделях, узнать, какие они бывают, самим научиться строить различные виды таблиц.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради. На полях сегодняшнее число. Тема урока: «Табличные модели». (Слайд 1)

4. Изучение нового материала

- С таблицами вы знакомы еще с начальных классов, вспомните таблицу умножения. В холле школы вы можете видеть «Расписание уроков школы». А что это такое? Таблица. Ваш дневник, классный журнал – это таблицы. Все таблицы, которые вам встречались в жизни, делятся на два типа: таблицы типа «объект – свойство» и таблицы типа «объект – объект». (Слайд 2).

Занесите, пожалуйста, эту классификацию в свои тетради.

А теперь остановимся на каждом из этих типов таблиц поподробнее, чтобы понять, а чем же они отличаются?

В ваших учебниках на странице 50 изображена таблица «Домашняя библиотека» (Слайд 3). При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений о книгах, которые включены в таблицу «Домашняя библиотека», существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость книги. Однако для составителя таблицы было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги (учитель указывает эти столбцы в таблице) и информации, позволяющей найти книгу на полке. Предполагается, что все книги и полки пронумерованы. То есть мы с вами видим, что перед нами в этой таблице представлена информационная модель книжного фонда домашней библиотеки. В одной строке этой таблице содержится информация об одном объекте (книга), а в столбе – отдельная характеристика (свойство) этого объекта.

На странице 50 учебника рассмотрим таблицу «Погода» (Слайд 4). Как вы думаете, что будет в этой таблице объектом для моделирования? (Ответ учеников: погода). Ребята, а можно ли погоду назвать объектом? (Ответ учеников: нет, погода – это процесс). Молодцы! Посмотрите в таблицу: информация о состоянии погоды в определенный день размещена в строке, а характеристика погоды – в столбце.

Эти две таблицы относятся к наиболее часто используемому типу таблиц – таблицы типа «объект – свойство». В одной строке таких таблиц содержится информация об объекте, процессе или явлении, а в столбце таблицы – характеристика (свойство) этого объекта, процесса или явления.

На следующей странице вашего учебника рассмотрите таблицу «Успеваемость». (Слайд 5). Отличается ли она от двух предыдущих таблиц? Конечно! В первой строке перечислены объекты – предметы школьного курса, в первом столбце тоже объекты – ученики. А вот на пересечении этих двух видов объектов находится одно единственное свойство – оценка, полученная данным учеником по данному предмету. Такая таблица относится к типу «объект – объект».

Рассмотрите таблицу «Дороги» на 52 странице. Похожа она на таблицу «Успеваемость»? (Ответ школьника: похожа тем, что в первой строке – объекты (названия населенных пунктов) и в первом столбце тоже эти же объекты.) А чем отличается? (Ответ ученика: нули и единицы вместо оценок). Правильно! Если дорога между деревнями есть, то ставится 1, если нет – то 0. (Слайд 6). Такая таблица в информатике и в математике называется двоичной матрицей. В них отражается качественный, а не количественный характер связи между объектами.

5. Первичная проверка понимания материала

- А сейчас, ребята, вы сами попробуете найти ошибки, которые я специально допустила в оформлении таблиц. Давайте разделимся на две группы. Вот карточка для первой группы, а вот для второй. (Раздает карточки-задания) Посмотрите внимательно на свои таблицы, посовещайтесь, подумайте, где допущены ошибки. (Учитель организует работу в группах, предлагает школьникам определить лидера, который будет выступать от их группы).

- Итак, внимание на доску (Слайд 7). Пожалуйста, первая группа, какие неточности вы нашли? (Ответ ученика: данные в таблице нужно заносить цифрами, а не словами; очень большое число моркови собрала Кнопочка; наименование размерности величины в столбике Капуста нужно писать только один раз в заголовке). Молодцы, правильно! А как у нас поработала вторая группа? (Слайд 8) (Ответ: нет заголовка таблицы и в первом столбце нет названия, данные в столбце Владелец нужно заносить одинаково – фамилия и инициалы). Верно!

6. Физкультпауза

- Молодцы! Вы хорошо потрудились, а теперь давайте разрешим нашим глазам немного отдохнуть во время традиционной физкультминутки. (Слайд 9) (Учитель предлагает школьникам выполнить несколько упражнений для снятия напряжения глаз. Упражнения могут быть разные, которые знаете Вы. Не забудьте посоветовать детям выполнять эти упражнения дома при работе за компьютером).

7. Закрепление материала (компьютерный практикум)

- Давайте на практике закрепим те новые знания, которые вы получили сегодня на уроке. Прежде чем вы пересядете из-за парт к компьютерам, я обязательно должна напомнить вам о правилах техники безопасности при работе за компьютером: не старайтесь самостоятельно устранить неисправность – зовите учителя, во время практической работы по кабинету не ходить, со своих кресел не вскакивать – поднимайте руку, я подойду и помогу разобраться с проблемой.

Присаживайте к своим компьютерам. В своих папках создайте новый документ MS Word, назовите его «Таблица». (Далее учитель выдает задания школьникам дифференцированно по уровню сложности: «сильным» ученикам создать таблицу о цветовой кодировке, задание попроще – о кодировании букв. Учитель направляет и корректирует работу учащихся, индивидуально беседует с учеником на тему, к какому виду таблиц относится его таблица и почему.)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Сегодня на уроке мы плодотворно потрудились. У меня к вам вопросы:

1. Что сегодня нового узнали?

2. Хотели бы и дальше учиться создавать, правильно и красиво оформлять таблицы?

3. Что вам показалось самым трудным на уроке? Что не очень понятно?

Сегодня на уроке к работе серьезно подошли следующие ученики: … (Учитель оценивает работу учеников, аргументирует выставленные оценки, а именно: выступления от групп, устные ответы, правильное и быстрое выполнение практической работы.)

9. Домашнее задание

- На дом вам будет задано прочитать §8 «Табличные модели», письменно в тетради выполнить задание №5 на странице 53. (Слайд 11) (Учитель отслеживает фиксацию домашнего задания в дневники, выставляет оценки в дневник ученикам, получившим отметки, дает рекомендации по выполнению письменной домашней работы)

- Спасибо, урок окончен! До свидания.

Список литературы:

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лабратория Знаний, 2002 г.

Микляев А.П. Настольная книга пользователя ПК. 2-е издание, доплненное. М. Солон, 1997 г.

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002 г.

Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. – М.: ВАКО, 2006 г.

 

Интернет ресурсы:

Картинки в презентации и на карточках-заданиях подобраны с помощью http://www.google.ru/

http://www.it-n.ru

http://school-collection.edu.ru/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.