Открытый урок русского языка во 2 классе «Тайна написания сочетаний жи-ши»

0
0
Материал опубликован 12 January 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

с.ЧЕРНОЛЕССКОГО НОВОСЕЛИЦКОГО РАЙОНА






Открытый урок

русского языка


по теме:

«Тайна написания сочетаний  жи-ши »

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»





Дзюба Г.А.

учитель начальных классов









Тема урока«Тайна написания сочетаний   жи-ши.

Тип урока:

урок систематизации полученных знаний.

Цели и задачи

показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши,

-составить алгоритм  проверки безударного гласного в корне слова;

- способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения

-создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий;

- способствовать развитию  интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся,  самооценки  и  взаимооценки;

- развивать  орфографическую  зоркость, зрительную  память, мышление, речь учащихся;

-воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Необходимое оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

конверты  со  словами  для  составления  пословиц;

карточки  с  заданиями разноуровневой дифференциации

Планируемые результаты урока

личностные

Знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

предметные

Обобщить и закрепить:
– навыки правописаний жи-ши;
– навыки определения мягких и твёрдых согласных и гласных в слова;
– умение чётко выражать свои мысли;
– умение работать в группе и самостоятельно.

метапредметные
(регулятивные УУД, 
познавательные УУД,
коммуникативные УУД)

Умение договариваться и слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить  планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и    самоконтроля.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Взаимоконтроль и самооценка  .Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности.

Литература и Интернет-ресурсы:

Основная

Методическое пособие Русский язык 2 класс

Дополнительная

Методическое пособие. Современные технологии проведения урока  в начальной школе  с учетом введения ФГОС. Москва,2012
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011

Интернет-ресурсы

http://st.free-lance.ru/users/diz/upload/fileHxR7xZ.jpg – солнышко
www.fonogramm.net – «Выглянуло солнышко» – минусовка (детские песни)

ЭОР

 Уроки Кирилла и Мефодия (русский язык)2 класс





План проведения занятия

с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1. Организационный момент. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу. Скажите здравствуйте нашим гостям. Когда мы произносим это слово, мы желаем здравия, т.е здоровья. Запишите число. Классная работа и словарное слово здравствуй


 

Личностные УУД
Умение соотносить  поступки и события с принятыми этическими принципами, мотивация к деятельности, личностный смысл учения
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование учебной деятельности
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мобилизующий этап

Запишите число, классная работа Запишите число. Классная работа и словарное слово здравствуй


– Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. (Слайд )

Ум и сердце в работу вложи. Думай , старайся, красиво пиши.


Дети пишут число, словарное слово здравствуй Дети читают девиз, обсуждают его значение.

3. Каллиграфическая работа

Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] – по звонкости – глухости) 
У. Составьте и запишите слоги  данных букв с гласными: А  И  У  Е  Ы  (Слайд 3)
1 вариант – с буквой Ж – жа  жи    жу  же;
2 вариант – с буквой Ш – ша  ши  шу  ше.
Это будет вторая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв. У. А теперь поменяйтесь  тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 – то  почему? Кто попался?
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Правописание слов с сочетаниями жи-ши) 

(Слайд 4)
Задачи урока:
– Чему будем учиться на уроке? (Писать слова с этими сочетаниями) (Слайд 5)

У. Давайте  повторим, что мы уже знаем  из собственного  опыта о правописании сочетания жи-ши. (Слайд 6)

Проблема (коллизия)

У. Интересно, но мы же  еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их    ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто  поможет нам разрешить эту проблему?

  

Дети: Буква Ж обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук, образует пару  со звуком [ш] – по звонкости – глухости 

 

 

 

 

Работа в парах, взаимопроверка.

 

 

Д. жи-ши пиши с буквой И.
В сочетании  жи-ши
Только и всегда пиши.
Знаем твердо в  жи и ши (Слайд )
Пишем только букву И.

 

Д. Я подготовила информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнала,  что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. (выставить слова).  В современном  русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились,  что жи и ши будем писать с И  и внесли это как орфограмму в русский язык. (Слайд )

Регулятивные УУД  –действие целеполагания

Познавательные УУД
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения объектов

Регулятивные УУД  –действие самоконтроля, взаимоконтроль и взаимооценка

Личностные  УУД  – действие смыслообразования,
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

 

 

Познавательные УУД  –выделение и формулирование познавательной цели

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД
установление причинно-следственных связей

4. Словарно-орфографическая  работа

Цели: введение познавательного  материала, повышающего интерес  к уроку;
развитие  интеллектуальных умений учащихся.

1. Составь слова.

-Обратите внимание на доску. Что написано на доске?
– Составьте слова из этих букв и слогов. (Слайд )
(Стрижи, камыши, шина),

Запишем в тетради с проговариванием.
– 2. Диктант по картинкам: (шишки, ужи, машина, ежи, пружина)

Проверьте написание, подчеркните сочетания


t1641999440aa.gif

 

 Взаимопроверка. (Слайд)

Общеучебные УУД
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач
Регулятивные УУД– действие целеполагания, планирования

5. Упражнение с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Запись и разбор предложения с различной степенью сложности

- Выберите одно из предложений, запишите и разберите его.

t1641999440ab.gif

Дети выбирают задание. разбирают предложения





t1641999440ac.gif

Познавательные УУД– действия сравнения и анализа

Регулятивные УУД
формирование действия планирования
 
Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, определяющих принципы правописания изучаемых орфограмм, структурирование знаний

6. Физкультминутка (Слайд )

Жи-жи-жи на плечи руки положи

Ши-ши –ши руки шире разведи,

Закачались камыши

Сесть теперь ты поспеши

Жи-ши с буквой И всегда пиши!


 

Дети внимательно слушают и выполняют упражнение.

Регулятивные УУД– действие планирования,
целенаправленная организация, планомерное формирование деятельности ученика.

7.Изучение нового материала

t1641999440ad.gif

Как проверить безударную гласную

А) Диалог Маши и Миши











































Б).Составление алгоритма написания сочетаний жи-ши





t1641999440ae.gif

В) Упражнение в написании сочетаний жи-ши

Пользуясь алгоритмом, вставь пропущенные буквы в слова

Ж . рный, груш. , ш. рокий, крыш., верш. на.


дети- в безударной позиции

 







Подобрать проверочное слово шип

- Что я узнала!!! Ты просто не поверишь, Мишка!

- Неужели есть тайна в том, как писать Жи и Ши? – равнодушно спросил Миша.

Слайд. Маша читает

 Шипы, живой, ошибаться, ужин.

- В этих словах и многих других НЕЛЬЗЯ утверждать, что после Ж и Ш нужно писать И, - сказала Маша.

- Это почему же?!- спросил Миша, я точно знаю, что ЖИ – ШИ пишутся с буквой И.

- Потому  что здесь ЖИ – ШИ не под ударением! МАЛО знать, что здесь не пишется Ы. Надо ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: жИвой. а не жЕвой, ужИн, а не ужЕн;

- И вы это там доказывали? – расстроился Миша.

- Доказывали! Иногда это можно доказать. Давайте ребята проверим написание слов. t1641999440af.gif нужно запомнить это словарное слово,









ирный-и в корне слова проверочное слово жир, груши, в слове широкий безударная гласная проверочное слово ширь, вершина проверочное слово ширь

Познавательные УУД– действия сравнения и анализа (умение находить закономерности),
формирование умения делать умозаключения

 

Регулятивные УУД
формирование действия планирования
 
(рифмовка – алгоритм действий)

Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих принципы правописания изучаемых орфограмм, структурирование знаний

7. Работа по учебнику

Упражнение 111. прочитать слова и распределить данные слова 2 столбика

t1641999440ag.gif


1 столбик ударные сочетания, 2 - безударные

Познавательные УУД –
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для анализа, подведение под понятие, выделение следствий, построение логической цепи рассуждений, постановка и решение проблемы
 
Личностные УУД
Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД– действия самоконтроля
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение делать умозаключения

8. Тест

(Слайд )

   1. В каком слове слог жи ударный?

- живот

- жираф

- ужи

- ужин

2. В каком слове не пишется буква и

морж .

пож . лтел

ж. раф

ландыш .

3. После какой буквы не пишется буква ы?

- т

- ж

- п

- ш

4. В какой строчке пропущены только буквы «и»?

- больш.е маш.ны

- ш.рокие стол.

- ж.дкое м.ло

- чуж.е м.сли

5. Найти слово с ошибкой

- шина

- машина

- пружына

- малыши

Запись и проверка

Коммуникативные УУД
признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

9. Итог урока. (Слайд)

Над чем мы сегодня работали?
Что мы знаем точно?
Запишите домашнее задание:
. Следуя пословице «Век – живи, век – учись», я предлагаю вам дома еще потрудиться и выполнить задание дома, выбрать и написать 10 слов с сочетаниями жи-ши


Фронтальная работа с самоконтролем и самооценкой

Познавательные УУД
Умение анализировать, сравнивать.

10. Рефлексия    (Слайд )

Отметь 5 слов или с/с, которые соответствуют

вашему настроению (состоянию)

понравилось устал

узнал новое огорчён

было трудно старался

ждал перемену интересно

расстроился

доволен своей работой

понял и могу объяснить другим

понял, но нужен тренинг

нужна консультация


Сегодня мы поднялись ещё на одну ступень к вершине знаний. Всем большое спасибо.

Спасибо за старание,
Ведь главное – желание,
А навык и умение
С годами к вам придут!

МОЛОДЦЫ!!!


Рефлексия учебной деятельности

Общеучебные УУД
Структурирование знаний
Рефлексия способов  действия, их контроль и оценка, критичность.
Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач.
Регулятивные УУД – учащиеся осваивают способ определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею», самооценка, самоконтроль, саморегуляция


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации