Тайна речи будущего первоклвссника
«Тайна речи будующего первоклассника»
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива! Е .Щукина.
- односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений; - скупость словарного запаса; - применение жаргонных словечек, нелитературных фраз; - неумение передать своими словами содержание текста; - невнятная дикция; - низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных). Речевые проблемы наших детей
- мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом; - вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне некогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»; - в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг; - не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми; - мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное; - дома не принято обсуждать семейные события; - скудная детская библиотечка; - ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками; взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно. Причины речевых проблем у детей
Формирование звуковой культуры речи. К 6-7 годам ребёнок должен уметь: - различать звуки на слух и в произношении; - слышать и выделять первый и последний звук в слове; - определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); - определять количество и последовательность звуков в слове; - называть слова с заданным звуком; - определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов; - уметь составлять слова из звуков.
Обогащение словарного запаса. - Активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия). - Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. - Понимать переносное значение слов (пословицы, поговорки, фразеологические обороты). - Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. - Владеть навыками словообразования, образовывать прилагательные от существительных.
Формирование грамматического строя речи. - пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; - образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе ; - согласовывать имена существительные с именами прилагательными, числительные с существительными, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные ), уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги.
Развитие связной речи. - пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 -10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; - составлять рассказ по сюжетной картинке, из личного опыта; - составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок; - отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращается внимание: на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ); - на лексику (полнота и точность использования слов); на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения); на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Речевая коммуникация Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Игры на развитие звуковой культуры речи дошкольника
ИГРА «Какой? Какая? Какое?» «
ИГРА «Назови предмет» Что бывает круглым? Что бывает длинным? Что бывает гладким? Что бывает квадратным?
ИГРА «Скажи наоборот» Цель игры: расширять словарь антонимов. Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал: Дедушка старый, а внук… Дерево высокое, а куст… Дорога широкая, а тропинка… Перо легкое, а гиря… Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого: Пирожное сладкое, а лекарство… Ночью темно, а днем… У волка хвост длинный, а у зайца… Чай горячий, а лед…
СЛОВЕСНАЯ ИГРА «Цепочка слов»
ИГРА «Составь предложение» «Дополни предложение» Девочка сидит. Девочка сидит на диване. Девочка Даша сидит на диване. Девочка Даша сидит на деревянном диване. Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.
Речевая игра «Чистоговорки» Жа-жа-жа-жа – жили-были два ежа. Жу-жу-жу-жу – подлетает жук к ежу. Жо-жо-жо-жо – мы дадим им пирожок. Жи-жи-жи-жи – убежали все ежи. Уп, уп, уп - мама варит суп Бы, бы, бы - идёт дым из трубы
Скороговорки Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха». Шапка да шубка – вот и весь мишутка.
Поединок». Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками. «Шарик» - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть. Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика «Заборчик» Улыбнись, покажи зубки «Блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий распластанный язык положить на нижнюю губу «Трубочка» Вытяни губы вперед – трубочкой
Как Вы можете помочь своему ребёнку? • Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями • Читайте художественные произведения. • Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм. • Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому. • Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.