Паспорт учебного проекта «Такие разные эмоции»
Паспорт учебного проекта
Мирошниченко С.Л., учитель начальных классов
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»
Название образовательной организации Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат №1»
Тема проекта «Такие разные эмоции»
Тип проекта монопредметный, внутренний, краткосрочный, практико-ориентированный
Срок реализации проекта 11 – 31 января 2023 г.
Аннотация проекта Проект объединяет обучающихся 3-4х классов. Участники проекта работают с серией презентаций по темам «Радость», «Гнев», «Страх», «Печаль», «Обида». На завершающем этапе выполняют тестовые задания.
Актуальность проекта
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно в младших классах, характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко резким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся с нарушением интеллекта весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать. Вместе с тем необходимо отметить, что учащиеся даже младших классов не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально-окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большей выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.
Затруднения, которые испытывают умственно отсталые школьники при необходимости так или иначе выразить свои переживания, приводят к различным проблемам в общении с взрослыми и сверстниками. Не менее серьезное негативное влияние на взаимоотношение с окружающими оказывает снижение способности к пониманию эмоциональных состояний других людей.
Проект уточнит представления детей о базовых модальностях эмоциональных переживаний, причинах и следствиях своих и чужих переживаний.
Цель: развитие умения опознавать эмоциональные состояния.
Задачи: развивать умение опознавать модальность своих и чужих эмоциональных состояний, учить определять причину собственных эмоциональных переживаний.
Целевая аудитория обучающиеся 3-4х классов.
Формы работы:
педагоги: инструктирование, помощь в опознании модальности эмоций и установлении причин.
обучающиеся: работа с учебными презентациями (ответы на вопросы, упражнения, работа с иллюстративным материалом.
Этапы проекта
этап | сроки | Деятельность участников проекта |
подготовительный | 01-03 февраля 2023 г. | Педагоги Формулируют проблему, цель и задачи проекта. Разрабатывают содержание учебных презентации по темам «Радость», «Гнев», «Страх», «Печаль», «Обида». по темам «Радость», «Гнев», «Страх», «Печаль», «Обида». Определяют даты проведения тематических занятий по развитию эмоционального интеллекта. |
основной | 06-24 февраля 2023 г. | Педагоги Проводят занятия с использованием содержания презентаций, с разнообразным вербальным и наглядным материалом. Помогают идентифицировать свое эмоциональное состояние и определить причину эмоции. |
Обучающиеся Выполняют задания: работа с прозаическим и рифмованным текстом, Сравнение и обобщение наглядного материала, моделирование по описанию и т.д. | ||
заключительный | 27-28 февраля 2023 г. | Педагоги Обобщают результаты проектных действий. Оценивают работы участников и стимулируют самооценку. Оформляют выставку «Такие разные эмоции». |
Обучающиеся Рефлексируют деятельность на проекте. Отбирают фотографии для выставки. |
Технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированные технологии, групповые технологии, технологии коррекционно-развивающего обучения, объяснительно – иллюстративные технологии, технологии коллективной деятельности, арт-педагогические технологии (изотерапия, словотерапия, театральная терапия).
Ожидаемые результаты развитие эмоционального интеллекта.
Практическая значимость проекта выставка с образцами заданий, которые можно использовать на занятиях во внеурочное время.
Литература:
Анохин, П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты/П.К. Анохин. - М., 1984.
Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология", "Клинич. психология". - М.: Смысл: Академия, 2004.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. «Мозг и эмоции». М., 1998г.
41. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский, ОС. Никольская, Е.Р. Баевская и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990.