Из опыта проектной деятельности: «Такие разные колокольчики».
В сентябре-октябре этого года в подготовительной группе нашего детского сада был осуществлён краткосрочный (месяц) познавательно-исследовательский проект «Такие разные колокольчики». В ходе бесед с детьми по впечатлениям от летнего отдыха, выяснилось, что некоторые ребята были в разных городах и привезли в качестве сувенира колокольчики. Это нас с детьми заинтересовало, и мы вместе решили устроить в группе выставку колокольчиков. Я изучила информацию по теме в интернет ресурсах, подобрала для детей видеосюжеты, мультфильмы, песни; вывесила объявление о проекте в родительском уголке, консультировала родителей. Нашла в интернете интересный лэпбук «Колокольчики», распечатала, собрала вместе с детьми, дети его с удовольствием рассматривают, читают.
В ходе проекта ребята вместе с родителями подбирали материалы о колокольчиках по следующим направлениям: колокольчики-цветы, колокольчики музыкальные, колокола России, «колокольчики-какие они? (виды; материал, из которого сделаны; назначение)». В результате проделанной работы ребята много узнали нового и интересного по данной теме, посмотрели видеосюжеты и мультфильмы, послушали звучание колокольчиков и колоколов, детские песни, познакомились с новыми художественными произведениями, выполнили поделки и рисунки.
На фотографиях: Выставка колокольчиков, принесенных детьми.
Фотография: Разные колокольчики (распечатка семьи Олега П.).
Фотография: Колокольчик Максима К.
Ребята узнали, что колокольчики изготавливают из разных материалов: металла, керамики, стекла. Потрогали, послушали звучание, сравнили, какой колокольчик звучит звонче. Очень впечатлил ребят хрустальный колокольчик. В ходе исследования выяснили, что звучание колокольчика зависит от размера и материала, из которого он сделан. Были удивлены размером колокольчиков: от самого большого колокола (Царь-колокол Московского кремля) до самого крошечного колокольчика. Работа над проектом инициировала игру детей: колокольчик использовали и в театрализованной деятельности (он звал ребят на кукольный спектакль), и в сюжетно-ролевой игре в «школу» (звенел и объявлял своим звоном о перемене), и в музыкальных играх («Угадай колокольчик», «Оркестр», «Найди нужный колокольчик»), и в подвижных играх («Жмурки с колокольчиком в кругу», «Первым добеги, в колокольчик позвони»). Провели сравнение колокольчиков и бубенчиков: колокольчик открытый, звук возникает от удара язычка, а бубенчик закрыт и звук идёт от ударов и движения шарика внутри него; звучание колокольчиков детям понравилось больше-звук у колокольчика звонкий, а у бубенчика глухой.
А сколько каждый день звучало и звучит разговоров детей о «своём» колокольчике, принесённом из дома! Колокольчики находятся в свободном доступе для детей, дети берут, рассматривают, звенят колокольчиками, сравнивают, обмениваются впечатлениями. Единственное, что я предупредила ребят о необходимости осторожного и бережного обращения с керамическими колокольчиками.
Интересно было детям узнать и о разнообразном использовании колокольчика (колокола) в прежние времена и в настоящее время, особенно понравились музыкальные колокольчики.
На фотографии поделки-колокольчики, игрушечный колокольчик-погремушка, бубенчики.
Фотография: Колокольчики и бубенчики из моей личной коллекции.
Рисунок Вари К. Колокол.
Очень впечатлили девочек самые разнообразные цветы-колокольчики: по цвету, по форме, по количеству цветков на стебле. Посмотрев видеосюжет про цветы, дети решили нарисовать понравившиеся колокольчики. А мама Елисея Д. так прониклась темой проекта, что даже принесла колокольчики для проращивания.
Фотография: Колокольчики для проращивания в банке.
Некоторые ребята рассказали, что у них в саду (или у бабушки в деревне) растут колокольчики, а многие видели цветы на лугу (в поле). Я напомнила ребятам о необходимости бережного отношения к полевым цветам: только любоваться и не рвать, не топтать.
Рисунок Ульяны Ш. Колокольчики.
Рисунок Камилы И. На лугу.
Порадовали красочные картинки с изображениями цветов от семьи Антона Б.
Мама Даши Р. принесла детям для рассматривания распечатки найденной в интернете информации о колоколах и колокольчиках для животных.
Фотография: Колокольчик для животных (от семьи Артемия Г.).
Фотография: Экспозиция колокольчиков в нашем мини-музее.
Таким образом, была проведена большая работа с воспитанниками и их родителями. Очень приятно, что родители откликнулись и приняли в проекте активное участие. Совместная работа детей и взрослых (и родителей, и педагогов), несомненно, принесла пользу для разностороннего развития детей: они познакомились с видами, назначением и устройством колокольчиков и колоколов, особенностями их звучания; исследовали колокольчики разного размера и сделанные из разных материалов, сравнили их между собой, сделали выводы о зависимости звука от размера и материала; узнали об отличии колокольчика от бубенчика; восхитились разнообразием и красотой цветов-колокольчиков, поупражнялись в игре на музыкальных колокольчиках. И, конечно, мы стараемся воспитывать в детях уважение к традициям своего народа, любовь к родной природе.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Шуткова Татьяна Михайловна