Проектная деятельность в начальной школе из опыта работы учителем
Проектная деятельность
в начальной школе
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеурочной и домашней работе.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 ЭТАП:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно ТД учащихся является пропедевтикой ПД.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники).
Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД
(по Андриянову П.Н.)
ЭТАПЫ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). | Осмысленная и принятая идея, задача, проблема. |
2.Технологическая разработка идеи. | Доведение идеи до возможности ее практической реализации. |
3. Практическая работа над идеей. | Практическая реализация идеи. |
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы | Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности. |
Как же строится работа на данном этапе? Сделаем это на примере творческого задания по математике.
1. – Ребята, а хотели бы вы сами составить задачу по математике? (Да)
- А зачем вам это нужно? (Это интересно. Задачу попробуют решить одноклассники или мама. Можем сделать целый сборник из придуманных нами интересных задач…)
2. – А вы знаете как строится задача? Из каких частей она состоит? (Да.)
- Что вам нужно для составления своей задачи? (Знать, как построена задача, лист бумаги, ручка, карандаши)
3. – Я предлагаю вам дома придумать и записать свою задачу. Можно воспользоваться знаниями, которые вы получили, решая задачи на сегодняшнем и предыдущем уроках.
4. После того как ученики на следующий день сдали свои творческие работы, я делаю совместную рефлексию индивидуально с создателем задачи, и фиксирую ошибки, затем ребята «защищают» свои работы.
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями ПД.
2 ЭТАП.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Так презентации «Путешествуем по родному селу », «Традиции моей семьи», «Детская площадка», «Орнамент на посуде» совместили в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили дополнительный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить продукт перед одноклассниками в виде презентации, альбома, книги и т.д.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавливается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
На этом этапе появляется парная форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Так была проведена проектная работа по сказкам. На уроках литературного чтения во втором классе мы проходили русские волшебные сказки. Ребят заинтересовала данная тема, и они захотели более подробно узнать отдельные моменты (возникновение сказок, сказочных героев, связь народной и литературной сказки и т.д.). Ученики провели исследовательскую работу, подготовили мини проектные работы. Затем попробовали сочинить свои сказки. А в дальнейшем их работа вылилась в театрализованные проекты.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 ЭТАП.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе Power Point. Ребята учатся самостоятельно создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления на школьных и муниципальных конкурсах и конференциях.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе учитель предлагает ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успеха, чем 1 раз раскритиковать.