Урок истории в 8 классе ««Там русский дух, там Русью пахнет!» или Мой «золотой век»»
Пояснительная записка к презентации
Автор – Воропаева Лилия Алексеевна
Объединение "Гуманитарная школа"
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
районный Дом детского творчества
село Мильково Камчатского края
Урок - вводный
Цель - дать восьмиклассникам общее представление о культуре XIX века, ввести понятие «золотой» век, убедиться, какие потрясающие произведения создали российские деятели культуры
- продолжить формирование художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей действительности, способности наслаждаться выдающимися произведениями искусства, интереса и любви к искусству;
- пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую величайшие образцы художественного творчества
Предварительная работа детей
1. подготовить небольшие сообщения (можно выбрать любые)
2. сделать презентацию (можно предложить любую тему)
Оборудование:
- Карточка «Мысли и чувства»
- Карточка со словами хора"Славься!"
- Видеофрагмент «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»
- Книга Н. М. Карамзина "История государства Российског2 со"
- Презентация Шиляевой Дианы "Памятник "Тысячелетие России"
- Репродукции картин: Верещагин В. В. «Апофеоз войны», Перов В. П. «Сельский крестный ход на Пасхе», , Саврасов А. Г. «Грачи прилетели», Суриков В. И. «Апофеоз войны», П А. Федотов "Сватовство майора"
Оформление доски:
"ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!" ИЛИ МОЙ«ЗОЛОТОЙ» ВЕК
И Северянин Родиться русским - слишком мало: Им надо быть, им надо стать! |
На отдельном стенде помещены репродукции картин. На отдельном столике размещена выставка книг.
Ход занятия
Вступление
Е.Н.Водовозова (педагог 2–ой половины XIX века) писала в своих воспоминаниях: «Эти годы можно назвать эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов … Эти годы показали невиданное до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению» ... В эти годы точно каким-то чудом создался внезапно совсем новый человек с общественными чувствами, мыслями, интересами, желавший думать об общественных делах».
Посмотрим, каким же образом создавался это новый человек.
Совершим небольшое путешествие в XIX век и посмотрим, что же люди XIX века видели, слышали вокруг себя. Одновременно мы будем работать с карточкой «Чувства и мысли"
Основная часть:
- Н. М. Карамзин «История государства Российского»
В прошлом году был юбилей этого замечательного представителя российской культуры XIX века. Вот его портрет кисти А. Г. Венецианова.
На экране показывается портрет
Вот его главное достижение. Какое?
На экране показывается изображение книги и памятник его книге
Вот что один из современников написал о нём |
Разгадывание ребусов
Ответ – Михаил Иванович Глинка
Ученическое сообщение о М. И. Глинке.
27 ноября 1836 года в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Это было событие, которое перевернуло все обычные представления об опере. В опере появился новый герой. Не античные персонажи или средневековые короли, принцы и принцессы вышли на сцену, а вышел простой российский мужик. Народный герой, простой крестьянин села Домнино недалеко от Костромы, легендарный Иван Сусанин, пожертвовавший жизнью во имя того, чтобы не допустить вражеский польский отряд к месту, где скрывался молодой российский царь Михаил Романов.
Успех был достаточно полным, но споры вокруг новой оперы не утихали. Композитор хотел назвать оперу «Иван Сусанин», но это очень не понравилось правящим кругам. По прямой подсказке Николая I опера получила название «Жизнь за царя».
Многое было в этой опере необычно, остро. А финал – хор «Славься» - просто потрясающ. Надеюсь, вы сейчас в этом убедитесь. Внимание на экран!
Просмотр видеофрагмента «Славься!»
Чтобы было легче воспринимать, предварительно раздать карточки словами хора
Славься, славься, ты Русь моя,
Славься, ты русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна.
Славься, славься, из рода в род,
Славься, великий наш русский народ.
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадной могучей рукой.
Славься, славься, родная Москва
Родины нашей, страны голова.
Живи возвышайся на радость нам
На счастье народов, на гибель врагам.
Слава, слава, героям бойцам,
Родины нашей отважным сынам.
Кто кровь за Отчизну свою прольет,
Того никогда не забудет народ.
Вопрос – Какие чувства и мысли вызвал у вас этот номер? Отметить в карточке «Мысли и чувства»
3. Отправляемся в Москву. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Вернисаж. – По описанию картины надо угадать, о какой картине идёт речь?
«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в её защиту разные аргументы – религиозные, политические, экономические, - а я проповедую это посредством красок, - говорил об этой картине этот художник».
В. В. Верещагин «Апофеоз войны»
«Это сочувствие к человеку, гибнущему за свои убеждения, придавало картине особую актуальность и притягательность»
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
«Эта картина говорят зрителю о чём – то близком и родном, что с детства живёт в сознании каждого человека»
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
«К этой картине сам художник написал стихотворение:
Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут.
Как иные за чужой счёт жуют,
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся»
П. А. Федотов «Сватовство майора»
«Изображён праздник. Этот праздник производит страшное впечатление. Дикое, беспробудное пьянство. … Пьяная толпа, шатаясь, бредёт по деревне.»
В. Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе»
Какие мысли и чувства вызвали у вас эти картины? Отметьте в карточке «Мысли и чувства»
4. Нам никак нельзя не посетить Новгород. Памятник «Тысячелетие России»
Его автор - Михаил Осипович Микешин, который был одним из самых знаменитых скульпторов II половины XIX века. Ему заказывали памятники и в Европе и в Америке.
Показ презентации Д. Шиляевой «Памятник "Тысячелетие России»
Диана Шиляева. Памятник "Тысячелетие России"
PPT / 1.45 Мб
Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник? Отметьте в карточке № «Мысли и чувства»
Закрепление
Проверка записей в карточке "Мысли и чувства"
Заключение
В XIX веке произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Этот век получил в художественном отношении название «Золотой век». «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Это уже не только национальные достижения, но и выход русской культуры на мировую арену. Очень надеюсь, что Вы сами в этом убедитесь и на следующем уроке приведёте свои примеры. Это и есть ваше домашнее задание.
И. Северянин написал: «Родиться русским – слишком мало: им надо быть, им надо стать»
А чтобы стать этим русским, надо понять, кто это такой. И в этом нам поможет наш «золотой» век, его культура. Познакомиться более подробно с культурой «золотого» века нам помогут эти источники (книги и интернет-источники)
ИСТОЧНИКИ
Книги
1. Гольдштейн А. Ф. Зодчество (книга для учащихся старших классов) - М., «Просвещение», 1979 г.
2. Зезина М.Е. Кошман Л В. Шульгин В.С. Культура России IX – XX вв. - М., «Простор», 1996 г.
3. История русского советского искусства» (под редакцией Д.В.Сарабьянова) – М., «Высшая школа», 1979 г.
4. Сокровища России (Энциклопедия) - М., «Росмэн», 2001 г.
5. Сто великих картин. - М., «Вече», 2002 г.
6. Сто великих композиторов. - М., «Вече», 2002 г.
7. Штильмарк Р. Образы России - М. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967 г.
Интернет
Глинка – Опера Ивана Сусанина, Хор «Славься» - https://iomedia.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%81%D1%8F/
«Жизнь за царя» - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%B7%D0%B0_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F
Мариинский театр - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80
Мария Александровна, императрица - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0)
Михаил Осипович Микешин - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87\
Карамзин, Николай Михайлович - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87