Урок истории в 8 классе ««Там русский дух, там Русью пахнет!» или Мой «золотой век»»

2
0
Материал опубликован 22 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор – Воропаева Лилия Алексеевна

Объединение "Гуманитарная школа"

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования 

районный Дом детского творчества

село Мильково Камчатского края

 

Урок - вводный

 

Цель - дать восьмиклассникам общее представление о культуре XIX века, ввести понятие «золотой» век, убедиться, какие потрясающие произведения создали российские деятели культуры

         - продолжить формирование художественного вкуса и эстетического восприятия окружающей действительности, способности наслаждаться выдающимися произведениями искусства, интереса и любви к искусству;

         - пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую величайшие образцы художественного творчества

 

Предварительная работа детей

1. подготовить небольшие сообщения (можно выбрать любые)

2. сделать презентацию (можно предложить любую тему)

 

 Оборудование:

  1. Карточка «Мысли и чувства»
  2. Карточка со словами хора"Славься!"
  3. Видеофрагмент «Славься!» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»
  4. Книга Н. М. Карамзина "История государства Российског2 со"
  5. Презентация Шиляевой Дианы "Памятник "Тысячелетие России"
  6. Репродукции картин: Верещагин В. В. «Апофеоз войны», Перов В. П. «Сельский крестный ход на Пасхе», , Саврасов А. Г. «Грачи прилетели», Суриков В. И. «Апофеоз войны», П А. Федотов "Сватовство майора"
 
 
ТСО
 
1. Проектор
2. Экран
 
 
 
Время - 2 часа
 
 

Оформление доски:

"ТАМ РУССКИЙ ДУХ, ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ!" ИЛИ  МОЙ«ЗОЛОТОЙ» ВЕК

 

 

                                                             И Северянин                                
                                           Родиться русским - слишком мало:
                                              Им надо быть, им надо стать!
 

На отдельном стенде помещены репродукции картин. На отдельном столике размещена выставка книг. 

Ход занятия

 

 Вступление

Е.Н.Водовозова (педагог 2–ой половины XIX века) писала в своих воспоминаниях: «Эти годы можно назвать эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов … Эти годы показали невиданное до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению» ... В эти годы точно каким-то чудом создался внезапно совсем новый человек с общественными чувствами, мыслями, интересами, желавший думать об общественных делах».

Посмотрим, каким же образом создавался это новый человек.

Совершим небольшое путешествие в XIX век и посмотрим, что же люди XIX века видели, слышали вокруг себя. Одновременно мы будем работать с карточкой «Чувства и мысли"

 

Основная часть:

 

  1. Н. М. Карамзин «История государства Российского»

В прошлом году был юбилей этого замечательного представителя российской культуры XIX века. Вот его портрет кисти А. Г. Венецианова.

На экране показывается портрет 

Н.М. Карамзин

Вот его главное достижение. Какое?

На экране показывается изображение книги и памятник его книге

 

"История государства Российского"

 

Памятник книге в усадьбе Остафьево
 Вот что один из современников написал о нём

 
Н. Н. Страхов
 
Ученическое сообщение о Н. М. Карамзине:
 
Н. М. Карамзин имел официальное звание придворного историографа. В 1804 году он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. В 1818 были изданы первые восемь томов "Истории" — величайшего научного и культурного подвига Карамзина. Потом вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, позже — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 3 июня 1826 года в Петербурге. Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, один современник воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.
 
А. С. Пушкин о Н. М. Карамзине.
 
Если бы им было сделано только это, это уже было бы большим вкладом в копилку человеческих достижений.
Но это было не всё.
Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории.
Н. М. Карамзин открыл «Хожение за три моря» Афанасия Никитина и опубликовал его
В XVIII веке он стал первым в России использовать многоточие. 
 
 
Какие мысли и чувства вызвал у вас деятельность Н. М. Карамзина?  Отметьте в карточке «Мысли и чувства»
 
 
2. А теперь мы перенесёмся в Мариинский театр. Этот театр оперы и балета назван по имени императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Архитектор – А. К. Кавос. Был открыт в 1836 году оперой  «Жизнь за царя».  Имя, отчество, фамилию автора оперы, вы узнаете, расшифровав ребусы.
 
 

Разгадывание ребусов

Ответ – Михаил Иванович Глинка

Ученическое сообщение о М. И. Глинке.

27 ноября 1836 года в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).  Это было событие, которое перевернуло все обычные представления об опере. В опере появился новый герой. Не античные персонажи или средневековые короли, принцы и принцессы вышли на сцену,  а вышел простой российский мужик. Народный герой, простой крестьянин села Домнино недалеко от Костромы, легендарный Иван Сусанин, пожертвовавший жизнью во имя того, чтобы не допустить вражеский польский отряд к месту, где скрывался молодой российский царь Михаил Романов.

Успех был достаточно полным, но споры вокруг новой оперы не утихали. Композитор хотел назвать оперу «Иван Сусанин», но это очень не понравилось правящим кругам. По прямой подсказке Николая I опера получила название «Жизнь за царя».

Многое  было в этой опере необычно, остро. А финал – хор «Славься»  - просто потрясающ. Надеюсь, вы сейчас в этом убедитесь. Внимание на экран!

 

Просмотр видеофрагмента «Славься!»

 

 

 

Чтобы было легче воспринимать, предварительно раздать карточки словами хора

 Славься, славься, ты Русь моя, 

Славься, ты русская наша земля.

Да будет во веки веков сильна 

Любимая наша родная страна.

 

Славься, славься, из рода в род, 

Славься, великий наш русский народ.

Врагов, посягнувших на край родной, 

Рази беспощадной могучей рукой.

 

Славься, славься, родная Москва

Родины нашей, страны голова.

Живи возвышайся на радость нам

На счастье народов, на гибель врагам.

 

Слава, слава, героям бойцам,

Родины нашей отважным сынам.

Кто кровь за Отчизну свою прольет,

Того никогда не забудет народ.

 

Вопрос – Какие чувства и мысли вызвал у вас этот номер? Отметить в карточке «Мысли и чувства» 

 

3. Отправляемся в Москву. Москва. Государственная Третьяковская галерея

Вернисаж. –  По описанию картины надо угадать, о какой картине идёт речь?

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в её защиту разные аргументы – религиозные, политические, экономические, - а я проповедую это посредством красок, - говорил об этой картине этот художник».

В. В. Верещагин «Апофеоз войны»

 

 

 

«Это сочувствие к человеку, гибнущему за свои убеждения, придавало картине особую актуальность и притягательность»

В. И. Суриков «Боярыня Морозова»

 

 

 

 

«Эта картина говорят зрителю о чём – то близком и родном, что с детства живёт в сознании каждого человека»

 А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

 

 

 

 

«К этой картине сам художник написал стихотворение:

Начинается, начинается рассказ

О том, как люди на свете живут.

Как иные за чужой счёт жуют,

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся»

П. А. Федотов «Сватовство майора»

 

 

 

«Изображён праздник. Этот праздник производит страшное впечатление. Дикое, беспробудное пьянство. … Пьяная толпа, шатаясь, бредёт по деревне.»

В. Г. Перов «Сельский крестный ход на Пасхе»

 

 

 

Какие мысли и чувства вызвали у вас эти картины?  Отметьте в карточке «Мысли и чувства»

 

4. Нам никак нельзя не посетить Новгород. Памятник «Тысячелетие России»

 

 Его автор - Михаил Осипович Микешин, который был одним из самых знаменитых скульпторов II половины XIX века. Ему заказывали памятники и в Европе и в Америке.

 

Показ презентации Д. Шиляевой «Памятник "Тысячелетие России»

Диана Шиляева. Памятник "Тысячелетие России"
PPT / 1.45 Мб

Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?  Отметьте в карточке № «Мысли и чувства»

 

Закрепление

Проверка записей в карточке "Мысли и чувства"

 

 

Заключение

В XIX веке произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Этот век получил в художественном отношении название «Золотой век». «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Это уже не только национальные достижения, но и выход русской культуры на мировую арену. Очень надеюсь, что Вы сами в этом убедитесь и на следующем уроке приведёте свои примеры. Это и есть ваше домашнее задание.

 

 

И. Северянин написал: «Родиться русским – слишком мало: им надо быть, им надо стать»

А чтобы стать этим русским, надо понять, кто это такой. И в этом нам поможет наш «золотой» век, его культура. Познакомиться более подробно с культурой «золотого» века нам помогут эти источники (книги и интернет-источники)

 

 

ИСТОЧНИКИ

 

Книги

 

1. Гольдштейн А. Ф. Зодчество (книга для учащихся старших классов) - М., «Просвещение», 1979 г.

2.  Зезина М.Е. Кошман Л В. Шульгин В.С. Культура России  IXXX вв. - М., «Простор», 1996 г.

3. История русского советского искусства» (под редакцией Д.В.Сарабьянова) – М., «Высшая школа», 1979 г.

4.  Сокровища России (Энциклопедия) - М., «Росмэн», 2001 г.

5.  Сто великих картин. - М., «Вече», 2002 г.

6.  Сто великих композиторов. - М., «Вече», 2002 г.

7.  Штильмарк Р. Образы России - М. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967 г.

 

Интернет

 

Глинка – Опера Ивана Сусанина, Хор «Славься» - https://iomedia.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8C%D1%81%D1%8F/

«Жизнь за царя» -  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%B7%D0%B0_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8F

Мариинский театр - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

Мария Александровна, императрица - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0)

Михаил Осипович Микешин - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87\

Карамзин, Николай Михайлович - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
 
Глинка. Опера "Иван Сусанин" Эпилог. Хор "Славься".

 https://www.youtube.com/watch?v=4t9Nqb71FA4

 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Конкурс творческих работ к Году истории Памятник «Тысячелетие России» (862-1862 гг.)

Начало монумента В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия призвания Рюрика на княжение, был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Идея открытия памятника принадлежала Александру II. Портрет М.О.Микешина

Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины.

Открытие монумента 8 сентября 1862 года в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие России» Тогда на несколько дней Новгород вновь стал центром политической жизни России, ее столицей.

Информация о памятнике Памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Вокруг державы установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м. Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м. Вес металла памятника — 100 тонн, вес всего памятника — 10000 тонн. Всего памятник содержит 129 человеческих фигур.

1 слой. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти). Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862» 1 слой. Установлена эта группа вверху на державе (эмблема царской власти). Группа из двух фигур — ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). Держава украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения церкви и самодержавия) и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862»

2 слой.Среднюю часть памятника занимают 17 фигур. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей: 2 слой.Среднюю часть памятника занимают 17 фигур. Каждая группа ориентирована на определенную часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определенных рубежей: ПРИМЕРЫ: 1)Крещение Руси (988г.): князь Владимир в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребенка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг) и т.п.

3 слой. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. Внутри каждого раздела персоны расположены в хронологическом порядке. Фриз делится на четыре раздела: 3 слой. В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. Внутри каждого раздела персоны расположены в хронологическом порядке. Фриз делится на четыре раздела: 1.«Просветители» (31 фигура). 2.«Государственные люди» (26 фигур). 3.«Военные люди и герои» (36 фигур). 4. «Писатели и художники» (16фигур)

«Просветители» Иннокентий Нестор Летописец

«Государственные люди» Ярослав Мудрый Николай I

«Военные люди и герои» Святослав Игоревич Нахимов Павел Степанович

«Писатели и художники» Ломоносов Михаил Васильевич Бортнянский Дмитрий Степанович

На заметку : Как рассказывают новгородские краеведы, в 1925 году из Москвы пришло указание снести этот памятник самодержавию и православию. Но местные власти решили «спрятать» памятник: зашили его досками, благодаря чему появилась своего рода бочка в ограде, сделали на ней помост, размещали на ней революционные плакаты, сам помост служил трибуной. Спрятанный от посторонних глаз, стоял памятник почти до самой Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война заканчивалась ... 20 января 1944 года наша армия освободила Новгород. Страшное зрелище запечатлели линзы фотоаппаратов. Верхняя часть памятника была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Великая Отечественная война заканчивалась ... 20 января 1944 года наша армия освободила Новгород. Страшное зрелище запечатлели линзы фотоаппаратов. Верхняя часть памятника была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было.

Реставрации монумента после войны В 1954 году была произведена доделка прежних работ по восстановлению. Вторая половина 1970-х годов —восстановлены вокруг памятника фонарей и решеток. Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка. В 1994 году детальный осмотр памятника выявил его угрожающее состояние.

Послесловие В 2012 году муниципальная библиотечная сеть "Библионика" провела голосование среди новгородцев за возможных героев виртуального яруса памятника. Голосование продолжалось несколько месяцев, в нем приняли участие более 4,5 тысячи человек. Наибольшее число голосов получил Ю.А.Гагарин.

Источники : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 – биография Михаила Микешина http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%9F%D0%90%D0%9C%D0%AF%D0%A2%D0%9D%D0%98%D0%9A%20%D0%A2%D0%AB%D0%A1%D0%AF%D0%A7%D0%98%D0%9B%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%AE%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98&rch=l&fr=web - картинки http://ilya-repin.ru/artists2/repin16.php - портрет Микешина http://go.mail.ru/search_images?q - картинка http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1000_Innokenty.jpg – изображения http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86 – Нестор http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_(%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9) – Иннокентий http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B9 - Ярослав Мудрый http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_I – Николай I http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 – Святослав Игоревич http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 - Багратион Пётр Иванович http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 – Ломоносов Михаил http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.9C.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B 0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D0.B5_.D0.BD.D0.B0.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B5 - Бортянский Дмитрий

Автор - Шиляева Диана Автор - Шиляева Диана Село Мильково Камчатского края, МОУ ДОД Районный Дом детского творчества, Объединение «Гуманитарная школа» Руководитель - Лилия Алексеевна Воропаева 2012 год

Нестор-летописец Не́стор  (ок. 1056 — 1114) древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет». Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь. Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется. Назад

Иннокентий Епископ Инноке́нтий (в миру Иван Кульчицкий) — епископ Православной Российской Церкви; с 15 января 1727 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири . Был вынужден остановиться в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии, где пробыл в течение трёх лет. Написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске. Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет до своей смерти в 1731 году, проживая постоянно в Вознесенском монастыре  близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции Витуса Беринга. Назад

Ярослав Мудрый Яросла́в Влади́мирович (или Яросла́в Му́дрый — Ростовский князь(987—1010), князь новгородский в (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054). Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси. В «Повести временных лет» за (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. Назад

Николай I Никола́й I Па́влович — император Всероссийский с 14 декабря 1825 по 1855 года. Подавил восстание декабристов (1825). Составил свод законов Российской Империи, введены новые цензурные уставы(1826). Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. В период царствования Николая I Россия участвовала во многих войнах. Например, Крымская война(1853-1856 гг.), где Россия потерпела поражение, и после началась эпоха реформ. Назад

Святослав Игоревич Святосла́в И́горевич ( 942 — март 972) — князь новгородский в 945—969 годах, великий князь киевский, прославился как полководец. О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. И посылал в иные земли со словами: „Иду на Вы!“». Назад

Нахимов Павел Степанович Назад Флотоводец, адмирал. Во время Крымской войны 1853—56, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе, и, умело проведя всю операцию, 18 ноября разгромил их в Синопском сражении 1853 года. Смертельно ранен на Малаховом кургане. В 1959 году в Севастополе воздвигнут памятник адмиралу Нахимову работы скульптора Н. В. Томского (бронза, гранит). В годы Великой Отечественной войны был учреждён орден Нахимова

Ломоносов Михаил Васильевич Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов (1711-1765гг.) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, географ, металлург, геолог, , художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики,  поэт. Заложил основы науки о стекле. Утвердил основания современного русского литературного языка. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств. Назад

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.