Исследовательский проект «Тани Юн — первая чувашская киноактриса. Введение»
Тани Юн- первая чувашская киноактриса
Введение
Звуковое кино открыло тишину.
1.Актуальность темы
2016 год в России провозглашен годом отечественной кино. Кино – это веский и неоспоримый факт культуры 21 века. О нём, как о самостоятельном искусстве, написано очень много. Кино входит в нашу жизнь, переплетается с нашей жизнью и запечатлевается в ней прежде всего в языке. Особое место в истории чувашского кино принадлежит Тани Юн. Яркая, талантливая, она была обычно одной из удач очередного фильма. Первую киноактрису нашей республики любили, ею гордились как самым выдающимся деятелем чувашской национальной культуры. Её портреты украшали обложки журналов у нас и за рубежом. И творчество Тани Юн известно многим людям старшего поколения. А знают ли современные люди о жизни и творчестве известной актрисы?
Актуальность работы состоит в том, что знания нашего прошлого, страниц истории чувашского народа поможет нам в настоящем и будущем.
Цели работы:1) пробудить живой интерес к культуре чувашского народа;
2) выяснить, были ли чувашские фильмы и кто является первой чувашской актрисой;
3) изучить творческий путь первой чувашской киноактрисы Тани Юн.
Чтобы достичь своей цели, я поставила перед собой задачи:
Узнать и рассказать о чувашских фильмах и о первой чувашской киноактрисе.
Провести анкетирование в своем учебном корпусе
Сделать выводы.
А что вы знаете о чувашском кино?
Не странно ли, мы можем долго и интересно рассказывать, особенно, по зарубежные фильмы, часто любуемся фотоснимками зарубежных артистов, благо, их теперь везде достаточно, и на обложках дневников, тетрадей. А своих-то и не знаем. И мы провели небольшое анкетирование.
Основные вопросы, которые нас интересовали, были про чувашские фильмы. О существовании чувашских фильмов знают всего … . ….. не знают основателя чувашской киностудии - И.С.Максимова- Кошкинского - это нас огорчило. Мы решили сами узнать и рассказать всем про чувашских артистов.
Старт национальному кино был дан первым чувашским актёром и режиссёром, драматургом и сценаристом Иоакимом Максимовым-Кошкинским, который в 1926 году основал киностудию «Чувашкино» и снял первый чувашский фильм «Волжские бунтари». Съёмки проходили в Чебоксарах и близрасположенных деревнях. Режиссёром назначили Павла Петровича Петрова-Бытова, впоследствии прославившегося фильмами «Пугачёв», «Разгром Юденича» и др. На главные роли актёров набирал «Севзапкино». В эпизодах снимались и чувашские артисты: И. Максимов-Кошкинский, К. Егоров, И. Рублёв и Тани Юн (в небольшой роли матери). Для массовых сцен привлекали крестьян из окрестных деревень, воспитанников Чебоксарской школы-коммуны.
Фильм вышел под совместной маркой «Севзапкино» и «Чувашкино», хотя официально «Чувашкино» было создано только в 1927 году.
Особое место в истории чувашского кино принадлежит Тани Юн. Яркая, талантливая, она была обычно одной из удач очередного фильма. Критика единодушно отмечало ее актерское мастерство и обаяние. Ее героини были подкупающе женственны. Первую киноактрису нашей республики любили, ею гордились как самым выдающимся деятелем чувашской национальной культуры. Кинофильмы “Сарпиге” и “Черный столб”, где она исполняла главные роли, демонстрировались в странах Европы и Америки, ее портреты украшали обложки журналов у нас и за рубежом. Ей “шли” роли героико-драматического плана, характеры необычайные, неординарные. Фотографии тех лет сохранили ее красивое, выразительное лицо с огромными глазами. Фильмы: “Сарпиге”, “Вихрь на Волге”, “Апайка” - во многом обязаны своим успехом ей. Во многих трюковых сценах она играла сама. Тани Юн удалось показать своеобразие характера чувашской женщины в ее развитии.
Судьбу этой актрисы можно сравнить с вновь открытой звездой, неожиданно изумившей всех ярким светом и вдруг сгоревшей.
Татьяна Степановна родилась 28 января 1903 года в д. Чербай Балдаевской волости Ядринского уезда в семье крестьянина-середняка Стефана Федоровича и его жены Ксении Федоровны. В метрической книге Казанско-Богородицкой церкви села Балдаево о родившихся написано, что она была крещена 1 февраля 1903 года (по новому стилю). Таинство крещения совершили священник села Балдаево Сергей Крестников с дьяконом Николаем Далматовым и псаломщиком Иваном Дроздовым. Восприемницей Татьяны стала девица Надежда, дочь крестьянина из деревни Чербай Федора Александровича Чугунова.
Она отличалась независимым характером, настойчивостью и целеустремленностью. Отец поощрял тягу к знаниям. До революции она поступает учиться в Персирланскую начальную, затем – в Большесундырскую двухклассную школы. После окончания школы второй ступени в г. Ядрине Татьяна Степановна в 1921 году поступает учиться в Московскую военно-спортивную школу.
В 1922 году ее направляют в Чебоксары инструктором физкультуры. Здесь она стала работать на разных должностях.
В 1924 году она становится учащейся студии при Чувашском государственном театре. Во время учебы ее заметил организатор и художественный руководитель чувашского театра Иоаким Степанович Максимов-Кошкинский, с которым впоследствии она связала свою жизнь. После завершения учебы она была приглашена на работу в чувашскую труппу театра. С этого времени Тани Юн навсегда связывает свою жизнь с театральным искусством.
В то время в Чебоксарах кинотеатров еще не было. Кинокартины демонстрировались в здании Чувашского драмтеатра в свободные от спектаклей вечера. Татьяна Степановна не пропускала ни одного фильма. Ее кумиром стала популярная в то время итальянская киноактриса Франческа Бертини. Она мечтала об игре в кино. Конечно, это была честолюбивая мечта, но она сразу начинает воплощать ее в жизнь.
После просмотра одной из кинокартин она предложила Иоакиму Степановичу взяться за съемку чувашского фильма. Тому вначале даже сама мысль показалась несуразной. Но после очередного натиска жены он всерьез задумался, а потом и сам загорелся ее идеей.
Шел 1925 год. Партией был брошен клич достойно отметить 20-ю годовщину первой русской революции. Максимов-Кошкинский написал киносценарий “Волжские бунтари” - о революционных событиях в Чувашии. Вместе с женой Тани Юн он отправился в Ленинград, в киностудию “Севзапкино”. Там сценарий не приняли, рекомендовали, сократить. Татьяна Степановна уговорила мужа сократить сценарий, убрать все лишнее. Обновленный сценарий приняли. Но возникла другая проблема. Студия поставила условие: половину стоимости производства фильма - 25 тысяч рублей - должна финансировать Чувашская Республика. Сумма по тем временам огромная. Столько денег взять было негде. Но Максимову-Кошкинскому своими аргументами, посулами и личным обаянием удалось всех заразить идеей создания первого чувашского фильма. Четырежды рассматривался на заседаниях ЦИК республики этот вопрос. И деньги были найдены.
В фильме “Волжские бунтари” Татьяне Степановне режиссер доверил эпизодическую роль матери, потерявшей в суматохе маленького сына, которого впоследствии находит убитым. Артистка сыграла ее потрясающе.
Первая чувашская кинокартина вышла на экраны в апреле 1926 года, а в Чебоксарах ее начали показывать в дни летних ярмарок, когда город заполняли крестьяне из близлежащих и дальних деревень. От зрителей не было отбоя, все хотели посмотреть “свой фильм”.
Во втором чувашском фильме “Сарпиге” Татьяна Степановна снималась в главной роли. Она сразу стала любимицей зрителей. Картина пользовалась большим успехом. В следующем фильме “Черный столб” она снялась в роли Уркки. Эти картины с большим интересомо были приняты и за рубежом. Авторитет Тани Юн, как киноактрисы, утвердился окончательно. Ее мастерство росло от фильма к фильму, о чем свидетельствуют и исполненные ею роли Марье в “Вихре на Волге” и Таис в “Апайке”. Годы работы в кино для Тани Юн были временем расцвета таланта и самыми счастливыми в ее жизни.
Студия “Чувашкино” прочно встала на ноги. Выросли свои национальные кадры режиссеров, сценаристов, артистов, художников. Но в 1930 году на федеральном уровне принимается решение создать для всех автономных республик и областей одну общую киностудию - “Востоккино”, куда должно было войти и “Чувашкино”. Максимов-Кошкинский всячески доказывал целесообразность сохранения своей студии и минусы громоздкого и неповоротливого вновь создаваемого “Востоккино”. Но все было тщетно. А “Востоккино”, действительно, оказалось недееспособным и вскоре бесславно закончило свое существование.
После реорганизации “Востоккино” в 1935 году чувашская актриса Тани Юн вернулась в чувашский театр. Здесь Татьяна Степановна сыграла многие роли. Но душа ее рвалась на съемочную площадку, там была ее стихия. Она еще на что-то надеялась, но впереди было только худшее.
Сталинские репрессии тридцатых годов задели Максимова-Кошкинского с Тани Юн. 14 июня 1937 года как “буржуазного националиста”. В июле в квартире Татьяны Степановны сотрудники НКВД произвели обыск, а в августе как жену “врага народа” сняли с работы и уволили из состава Чувашского государственного академического театра. Вскоре ее выселили из квартиры и взяли подписку о невыезде.
В сентябре Народный Комиссар внутренних дел Чувашской АССР принял постановление о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения Максимовой-Кошкинской. Согласно постановлению ее привлекли в качестве обвиняемой по статье 58-4 УК РСФСР, а мерой пресечения избрали содержание под стражей в Чебоксарской тюрьме.
29 сентября прокурор Чувашской АССР санкционировал арест Татьяны Степановны. И 1 октября она была арестована и заключена в тюрьму.
Через месяц, 3 ноября 1937 года состоялся первый допрос Тани Юн. Она держалась стойко, не призналась, в чем бы ее не обвиняли. На втором допросе, 1 декабря, ей ставили в вину связь с иностранцами. Она категорически все отрицала. Однако, под пыткой сотрудники НКВД заставили ее подписать признание.
5 декабря 1937 года состоялось заседание спецтройки при НКВД Чувашской АССР, где слушали дело по обвинению Максимовой-Кошкинской в шпионской деятельности в пользу “японской разведки”. Тани Юн была осуждена заочно по статье “контрреволюционная деятельность” сроком на 8 лет с содержанием в Карлаге НКВД. Ее отправили в исправительно-трудовой лагерь в село Долинка Карагандинской области Казахской ССР. Так она оказалась вдали от родины.
В январе 1938 г. дочь Максимовых-Кошкинских Изида из деревни Чербай написала письмо Сталину с просьбой освободить мать. Однако, ответа не последовало.
В феврале 1939 г. Тани Юн пишет заявление Наркому внутренних дел СССР Берии о пересмотре дела. В заявлении она писала: “...Я надеюсь, гражданин Народный Комиссар внутренних дел, что Вам будет ясно, что я никакой контрреволюционной деятельностью не занималась, что я оказалась жертвой наглой клеветы, вследствие чего меня оторвали от ребенка, от больной матери - старухи и от любимого мне Чувашского Академического театра, в котором я работала артисткой, отдавая свои силы развитию Чувашского театра.
Гражданин Народный Комиссар внутренних дел, очень прошу не отказать в пересмотре решения по моему делу - очень уж тяжело пережить этот столь незаслуженный позор”.
В июне 1939 года она опять пишет жалобу о неправильном осуждении прокурору СССР Вышинскому.
В 1939 году Тани Юн перемещают из Карлага в Севураллаг на станцию Азанка. Отсюда она пишет еще два прошения, о пересмотре дела, одно в июне, другое в ноябре на имя Наркома внутренних дел СССР.
В январе 1940 года НКВД Чувашской АССР, рассмотрев жалобу и архивно-следственное дело Тани Юн постановил отменить постановление спецтройки при НКВД Чувашской АССР от 5 декабря 1937 года как неправильное и освободить из под стражи со снятием судимости. Тани Юн и Максимов-Кошкинский были освобождены, как невиновные. Но это не означало возврата к прежней жизни, к прежнему положению в обществе. После их ареста все чувашские кинокартины, до последней копии, были уничтожены. Для Тани Юн оказались закрытыми двери театра, многие отвернулись от нее, как от “врага народа”. И она, в расцвете сил, поняла, что ее творческий путь закончен. А проработала она всего-то семь лет в кино и столько же в театре.
Работу на сцене Тани Юн умело сочетала с успешной работой по переводу лучших образцов русской, советской и зарубежной литературы. Ее переводческая деятельность началась еще в 1935 г. В 1957 году она стала членом Союза писателей СССР. Совместно с И. Максимовым-Кошкинским она написала несколько пьес, а в 1972 году выпустила книгу воспоминаний “Дни и годы минувшие”. В предисловии к ней можно было прочесть такие строки: “Думаю,... я счастливая. Может быть, не все мои желания исполнились. В моей жизни немало было и обидного и горестного. А все же – счастливая ! Потому что я актриса”.
В 1973 году за заслуги в развитии чувашской литературы и театрального искусства и в связи с 70 -летием со дня рождения -Татьяна Степановна была награждена Почетной грамотой обкома КПСС и Совета Министров Чувашской АССР.
Израненное, исстрадавшееся сердце Тани Юн перестало биться 6 октября 1977 года. Первая чувашская киноактриса ушла из жизни тихо, проводили ее в последний путь близкие друзья, ценившие ее бесценный вклад в развитие чувашского кино и театрального искусства.
Хочется верить, что появится и среди нас актриса, которую будут снимать на обложку российских и зарубежных журналов, будут печатать фотографии и писать о ее таланте. Может быть, вырастет богатый человек, который поможет выкупить фильм из-за рубежа. А нужны ли они вообще? Конечно, да - для истории. Чтобы мы могли гордиться достижениями своих земляков и брали с них пример для хороших, нужных, полезных дел.
Итоги опроса студентов нашего техникума.
В техникуме мы познакомили первых курсов с режиссером и создателем киностудии Максимовым-Кошкинским и с вдохновителем и участником в создании кинолент и талантливой актрисой Тани Юн. В ходе рассказа мы просили заполнять листы с вопросами. ? признались, что им интересно было узнать своих патриотов. Многие захотели посмотреть чувашские фильмы.
Результаты опроса
Смотрят фильмы:
Сколько | часто | | |
| редко | | |
Где | В кинотеатрах | | |
| Дома по тв | | |
Какие | Советский | | |
| зарубежные | | |
Про чувашские фильмы:
Что знаю про них | | | |
| Знают Тани Юн | | |
| Хотят посмотреть чувашские фильмы | | |
Заключение.
Мы надеемся, те, кто их посмотрит, обязательно приобщится к нашей культуре, и пробудится у нас желание или зажжется огонек в душах, пробуждая в нас веру в добро и уважение к прошлому.
Использованная литература
Антонов М.К. Из истории «чувашкино», газета «Советская Чувашия»,28.29.31августа. 2 сентября.1995г.
Максимов-Кошкинский И.С. «Жилось не так. Как хотелось», газета «Советская Чувашия» 15 сентября 1993 г.
Сорокин В.Е. «Кино искусствин чаваш сершывечисул-йере.» Тавн Атал,№1.1997с.
Тани Юн. « Иртне кун сулсем»Шупашкар.Чаваш кенеке издательстви.
Тани Юн «Аса илес килменнисем» К, Кириллов пухна.»хыпар» кенеки, нарас,1993с.
Кинофилм «одна.но пламенная страсть…» сценарист Антонов М.К.