Проектно-исследовательская работа «Агрессивное поведение младших школьников»
Цель: Выявить психолого- педагогические основы преодоления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
Объект исследования: эмоционально - волевая сфера личности школьников
Предмет исследования: агрессия младших школьников
Гипотеза исследования: изучение особенностей проявления агрессивности в младшем школьном возрасте позволит выделить основные факторы агрессивности, раскрыть варианты проявления детской агрессивности и разработать педагогические рекомендации по профилактике детской агрессивности
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, определить сущность основных понятий «агрессия», «агрессивность»;
- рассмотреть типологию агрессивного поведения;
- изучить специфику развития агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
- охарактеризовать варианты проявления детской агрессивности;
- разработать рекомендации по профилактике детской агрессивности
Методы исследования
Теоретические, эмпирические, статистические.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания агрессивных детей является одной из центральных социально - педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.
Проблема детской агрессивности далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой. Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные исследователи: И. А. Фурманов, Е. М. Волкова, С.С. Степанов, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др., а также зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Басс, А.Почебут и др. Однако, к одному знаменателю ученые не пришли, так как проблема агрессивности многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.
Агрессивное поведение - (франц. agressif - вызывающий, воинственный, от лат. aggredior - нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим.
Агрессивность - (лат. aggressio - нападение) - качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. Актуальность данной проблемы заключается в том, что число агрессивных детей в младшем школьном возрасте значительно возрастает с каждым днем, а также, именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции агрессивного поведения.
ГЛАВА 1 АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
-
Понятие агрессии и агрессивности
Термин «агрессия» издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
По предложению А.Басса определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Л. Беркович считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Зильман ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
В настоящее время принимается определение агрессии как формы поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения1.
Изучением агрессии занимались такие ученые как: можно А. Арменти, Р. Боятжиза, X. Кэппела, Дж. Карпентера, Д. Капассо, К. Леонарда и С. Тейлора. В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М.Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Как утверждал С.Я.Рубинштейн: « Агрессия- физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо…». Выготский Л.С выявил некоторые причины провоцирующие агрессивность детей:
- привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
- ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (мальчик расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, другой мальчик кричит: «Ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению2.
Таким образом, агрессивное поведение -мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Влияние агрессивной окружающей среды на жизнедеятельность человека. Среди важнейших факторов повышения агрессивности среды по отношению к человеку следует прежде всего отметить загрязнение атмосферного воздуха и вод. Человек испытывает агрессивность
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Стоит отметить, что эти компоненты отличаются свойствами и структурой, понимание этой триады приводит нас к выводу, что все они тесно связаны с физиологией и личностными качествами такими как: темпераментом, интраверсией и экстраверсией и прочим.
Агрессия принимает самые разнообразные формы -- явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее3.
Выделяя особенности агрессии у детей, можем отметить латентность как период созревания, которая влияет на поведение агрессии и на агрессию личности. Агрессия в поведения проявляется явно, по поведению человека можно выделить уровень его агрессивности, зависимая в основном от внешних факторов которые провоцируют агрессию в самом человеке. Агрессия в личности это скрытое состояние, которое может не проявляться долгое время, находясь как бы в «сонном режиме», такое проявление чаще всего бывает вспышкой глобальной агрессивности.
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.
В зависимости от того, какой стимул имеет агрессор, и какую реакцию он ожидает от жертвы, выделяют восемь видов агрессии:
- спровоцированная — атакующего человека спровоцировали на такое поведение;
- неспровоцированная — жертва никак не провоцировала атакующего; наступательная — человек первым причинил насилие, а не оборонялся; защитная — ответные на насилие действия;
- ответная — отмщение за нанесенные повреждения;
- агрессия, вызванная раздражением, — действия, которые помогают снять раздражение;
- побудительная — причиной таких действий является желание получить стимул для чего-то;
- санкционированная — поддерживает социальные нормы общества
Так же существуют следующие формы агрессии: конструктивная (псевдоагрессия) (злой умысел нанести вред отсутствует) неконструктивная (основа выбора данного способа взаимодействия - злой умысел)
Конструктивная:
* непреднамеренная,
* игровая,
* оборонительная,
* агрессия как самоутверждение
Неконструктивная:
* при криминальном поведении - осознаваема, деструктивна
* при психопатологическом поведении - затрагивает сферу патологически измененного восприятия, мышления, сознания, воли (при эпилепсии, деменции, шизофрении).
По опроснику Басса- Дарки выделяют следующие виды агрессивности:
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Косвенная — агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.
По форме агрессивность бывает вербальная и невербальная.
Большое влияние на человека оказывает так называемая вербальная агрессия: жертву могут подтолкнуть к суицидальным мыслям, в том числе и с помощью интернета. Она выражается в криках, оскорблениях, сплетнях, клевете. К сожалению, этот способ негативного воздействия обрел второе дыхание благодаря популяризации социальных сетей, и особенно отчаянно на него реагируют, вплоть до самоубийства, подростки и молодые люди4.
В значительных масштабах действует социальная агрессия. Ее примером может быть давление государства на своих граждан, а ответом на нее будут негативизм, обида, подозрительность, встречная агрессивность.5
Отличительным компонентом агрессии от агрессивности служит то, что агрессия - это проявление агрессивности а агрессивность- это – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей. 6
Отклоняющееся поведение является на данный момент актуальной проблемой современного общества. В связи с этим частое обращение к психологическим организациям прослеживается у большинства населения.
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте.
Среди причин формирования анормальных поведенческих стратегий выделяют наследственность, влияние окружающей среды, особенности воспитания ребенка, проявления его социальной активности и пр. Вся совокупность факторов, способствующих формированию асоциальных поведенческих стратегий, может быть представлена следующими группами: биологические факторы выражаются в физиологических особенностях ребенка, функционировании жизненно важных систем организма, в первую очередь, нервной системы. врожденные психологические факторы находят свое отражение в особенностях темперамента, личностных характеристиках, качествах и свойствах, включая повышенную внушаемость, неадекватность навыков рефлексии, саморефлексии, оценивания действий окружающих, проявлениях эмоционально-волевой сферы и пр. социальные факторы находят свое отражение в специфике взаимодействия с социумом.
Методы и формы профилактики могут быть самыми различными: идеологическими, экономическими, культурно-воспитательными, организационно-управленческими, правовыми и т. д. Важно, чтобы все они использовались комплексно и были направлены на единый результат — ликвидацию социальных причин, правонарушения, аморальное поведение со взрослыми и сверстниками и др., а главное, чтобы за этими мерами всегда был виден ребенок с его потребностями и личностными особенностями.
Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций
(Ц.П.Короленко, Т.А.Донских7).
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями. Аддиктивное поведение можно считать достаточно обширным, сложным процессом, а именно распространение такого типа задействовано во всех сферах жизнедеятельности. Если ребенок обладает некими выраженными формами такого поведения, стоит незамедлительно обратить на это внимание и постараться применить меры борьбы и профилактики такого поведения.
Другими словами, аддиктивное поведение понятие и психологическое, и педагогическое и означает оно склонность детей к приобретению вредных привычек. И очень часто эти привычки настолько входят в жизнь ребенка, что отказаться от них бывает практически невозможно.
Агрессия имеет широкое распространение для обозначения жестоких, не принятых в обществе действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни все чаще стало встречаться формы жестокости и насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но бывают случаи, что проявление этих негативных эмоций может скрываться внутри ребенка и явно не быть представлено. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. Агрессивное поведение не является общепринятым в обществе и не должно развиваться8.
Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно мальчикам, то в последние годы и девочки привлекают всё больше внимания. Дело не только в том, что правонарушение могут быть мелкими, пропуски уроков, не выполнение домашних заданий, главную роль играет большая социальная значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми преступления. При этом девочки всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков. Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
-физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.);
- вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);
- косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Помимо этого, агрессия может проявляться в самом себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.)
На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит «социальная неустроенность» как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть «ниже» (философ - истопник) или «выше» (посредственность в директорском кресле) своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец). Каждая из этих позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений.
Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу.
Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в педагогике и психологии, где дети претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Развитие детей приобретает форму напряженности т.к воспитание которое дают родители, общество и преподаватели абсолютно разное, в связи с повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный ребенок с его заботами, отчаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами. Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Л. В. Мардахаев 9относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.10
Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории:
- дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные), Среди психологических характеристик поведения следует выделить: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек;
- нарушения эмоционально-волевой сферы в следствии нарушенных детско-родительских отношений;
- педагогическая запущенность;
- интеллектуальная недостаточность, как устойчивая характеристика когнитивной сферы.
Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующие особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка11 и другими законодательными актами,- право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанное в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.12
Профилактические программы с детьми группы риска должны проводиться индивидуально в каждой школе, во взаимоотношении с родителями детей. Важным критерием этой профилактики является педагогический персонал, с их помощью дети стараются реализовать себя в играх, конкурсах и т.д. Такие программы позволят детям раскрыть себя с лучшей стороны.
Исходя из отклоняющего поведения детей, не стоит забывать о нормах поведении детей. Норма как отдельная форма проявления поведения у детей, является общепринятой и стабилизированной. Существуют отдельные правила поведения для детей , предусмотренные морально- этическими нормами. Эти правила будут воздействовать на детей как в психолого- педагогической сфере, так и в воспитании доброты, милосердия, помощи ближнему и другое.
Таким образом, большинство детей являются агрессивными в отдельных случаях поведения, таких как асоциальное, дивиантное и аддиктивное. Эти критерии агрессии могут проявиться как с рождения, так и приобретаться в социуме. Дети к сожалению являются впитывающим организмом который зависим от окружения в целом, общение с родителями, обществом, друзьями и взрослыми людьми, может влиять как положительно так и отрицательно. Важно помнить, отклоняющее поведения и агрессию у младших школьников можно преобразовать в норму поведения независимо от общества.
1.3 Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения
Психолого- педагогические исследования содержат сведения о нескольких важных факторах возникновения агрессивного поведения у детей. Одним из важных и часто проявляющихся является индивидуальный.
Индивидуальный фактор- непосредственно зависит от самого ребенка, о его внутреннем состоянии и внешнего воздействия окружающих. Личностный фактор — это проявление ребенка в социуме, огромное воздействие получает ребенок находясь в школе, в семье или среди своих сверстников, личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения. Психолого-педагогический фактор является проявлением дефектов школьного и семейного воспитания. Социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями. Агрессия может проявляться и меняться в зависимости от устойчивой или не устойчивой формы агрессивности13. Эти факторы оказывают непосредственное влияния на детей, исходя из этого, мы можем предположить, что они взаимосвязаны. Личностный фактор не может обойтись без индивидуального т.к они оба находятся во взаимосвязи с ребенком. Такие факторы как психолого- педагогический и социальные отвечающие за внешние ресурсы и окружение ребенка воздействуют воедино. Делая вывод, факторы значительно влияют на развитие и проявление агрессивного поведения у детей, в совокупности давая понять значимость личностных особенностей ребенка и социального окружения в целом.
Причин возникновения таких факторов много:
-положение ребенка в коллективе
-отношение к нему сверстников
- взаимодействие с учителями и родителями
Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако, как мы отметили выше, в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.14
Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обществе все чаще и чаще, если нарушения наблюдаются у взрослых, то ребенок начинает считать такое поведение нормой. Говоря о непоследовательности родителей в жизни и воспитании детей можно выявить не соответствие правил и норм: дети становятся центром злобы, агрессивно настраиваются против родителей и общества в целом. Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.
Стоит отметить, что детская агрессия набирает обороты с малых лет, поэтому стоит уделять огромное внимание даже незначительным злобным поступкам детей. Зависимость от игр, телевизионных передач и игрушек оказывает наиболее отрицательное воздействие на ребенка. Например, такие как «монстры хай»; «World of Tanks» и другие.
В данной курсовой работе были использованы такие методы как интерпритация «Кактус» и тест А.Почебут. Эти методики помогут обучающимся и учителям найти точку опоры и выявить уровень агрессии, как у отдельного ребенка, так и у всех детей в целом.
1.4 Возрастные факторы формирования агрессивности
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. Используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.
Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.
Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.
1.5 Понятие, причины и особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия - агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду и школе. В связи с этим для практической педагогики актуальная задача - поиск наиболее эффективных путей выявления, профилактики и преодоления этого негативного факта.
Слово психология происходит от греческих слов psyche - душа и logos - учение. Поэтому первое определение эта наука получила как учение о душе. Понятие «душа» носило религиозный и идеалистический характер и не всегда отражало сущность тех или иных явлений.
Сегодня научная психология в понятии «душа» объединяет все психические проявления человека, или психику. Термин «психология» сохраняется как дань уважения к древним мыслителям. Любой - наука начинается с фактов. Фактами для психологии является психика или психическую жизнь человека. Психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать объекты действительности. Психика человека состоит из 3 групп фактов:- психические процессы;- психические состояния;- психические свойства.
Психические процессы иногда называют психическими функциями. Они являются первичными регуляторами поведения человека. В них отчетливо выявить начало, прохождения и завершения. Есть психические процессы имеют динамические характеристики - продолжительность и устойчивость. Психические процессы разделяют на две группы: познавательные, или когнитивные, и эмоционально - волевые. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. К эмоционально-волевых - эмоции, чувства, воля.
Психические состояния - это относительно статические и устойчивые психические образования. Они, как правило, не осознаются человеком. Примером психических состояний могут быть настроение, бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, страх, сосредоточенность, тревога, паника. Все они характеризуются длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.
Психические свойства - субъективные особенности, определяющие успешность деятельности человека. Они характеризуются постоянством и формируются в процессе упорной деятельности. Поэтому можно выделить такие психические свойства: восприимчивость, чувственность, эмоциональность, холодность, рассудительность, настойчивость, вдумчивость, инициативность, исполнительность, ответственность, безответственность и т.д.
Под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться нанесением ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, кусается. Нередко агрессию дети направляют на самого себя: они рвут свою одежду, наносят раны.
Формы детской агрессивности проявляются в следующих реакциях:
1) негативизм - чувство противоречия, отвержения, отторжения общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;
2) раздражительность - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
3) подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
4) обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
5) чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести;
6) вспыльчивость - ребенок бросает игрушки, грубо отвечает, плюется.
Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. В школьном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как техническая сторона, как и мотивационно-целевая.
Особое значение в младшем школьном возрасте приобретают нравственные мотивы. К ним относятся стремление детей помочь другим людям, сделать им что-то хорошее, приятное, полезное. Для младших школьников на первый план выступает мотив помощи другим детям: они готовы достаточно долго заниматься неинтересной деятельностью.
Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношения к нему других людей (как его оценивают родители в той или иной ситуации). Важным показателем развития ребенка является его готовность к школьному обучению. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Готовность ребенка к школе, безусловно связана с его желанием занять подобную позицию. Это означает, что он хочет заниматься чем - то существенно важным, настоящим, социально - ценным и стать социально значимой фигурой.
В младшем школьном возрасте достаточно обоснованно принято считать, что проявление агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности и формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. По мнению А.А Реана, факторы, влияющие на появление агрессивности, это:
- стиль воспитания в семье;
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильная социально-экономическая обстановка;
- индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения).
Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками при нарушении поведения младших школьников.
Одной из причин проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже отвергают его, то агрессия простимулируется обидой ущемление самолюбия, и будет направлена на обидчика, на того или тех кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.
Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональная напряженность и могут стать источником их психического нездоровья. Так или иначе, крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому, потому что агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно посредством организации профилактической работы.
Таким образом, агрессивность младших школьников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Итак, под детской агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе.
1 Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии Ениколопов С.Н. Прикладная психология. – 2001. – № 1.
2 Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н. М. Платонова. – СПБ: Речь, 2004.
3 Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПБ: Речь, 2004.
4 Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка - учителю. - М., 1986.
5 http://womanadvice.ru/vidy-agressii#ixzz45ozTjWXQ
6 https://ru.wikipedia.ru
7 http://mosi.ru/ru/conf/articles/diagnostika-i-psihologicheskaya-korrekciya-agressivnyh-form-povedeniya-u-detey
8 Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. - М., 1991
9 http://moluch.ru/archive/51/6578/
10 Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609.
11 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
12 Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. — 2002. — № 7. — С. 21- 28.
13
Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников //Вопросы психологии. – 2000. – № 6
14
Берковиц, Л.Агрессия : Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – СПб., 2001, 245 стр