12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Евгеньевна246
Россия, Тюменская обл., п.Сосновка
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
6

Театрализация как метод выражения творческих способностей на уроках литературы.

Иванова Анна Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ п. Сосновка

ivanova@sosnovka- ugra.ru

Театрализация как метод выражения творческих способностей на уроках литературы.

Как сделать урок более разнообразным, интересным, насыщенным и неповторимым? Наверняка над этим вопросом задумывался каждый учитель. Существует много способов для повышения познавательной творческой активности учащихся. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок-театрализация. Театрализация – это методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления. Театрализация на уроках развивает память, образное мышление, речь, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения. Не зря же говорят: «Литература – это искусство»

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в творческих людях, готовых найти новые нестандартные подходы в решении вопросов и задач. Поэтому мы, учителя, задумываемся над задачей социализации учащихся, подстраиваясь под условия изменяющегося мира. Тогда что же такое «творческие способности» и как их обнаружить у детей? Например, Львова Инна Владимировна в своей книге «Психологические факторы развития креативности личности» говорит, что творчество, не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений… Таким образом, творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Особенности творческого мышления: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита. Театрализация включает инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы. Конечно, во время урока невозможно захватить все аспекты, но элементы и приемы включить можно: инсценированные, драматизация, «оживление» фрагмента текста, диалог, монолог, сценически - игровые упражнения - упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приёмов театральной педагогики.

В театрализации намечаются две линии, которые в учебном процессе пересекаются, дополняя и развивая друг друга. Первая – восприятие произведений искусства, вторая – собственное оригинальное творчество читателя-школьника. Полноценное восприятие текста, его «оживление» в сознании учащегося возможно лишь при активной деятельности всех сфер его личности, эмоциональном отклике, сопереживании к событиям жизни людей разных культурных эпох. Используя систему приемов театрализации опираемся на три аспекта:

- литературоведческий (содержательная сторона);

- образовательный (обучающая сторона);

- культурологический (развивающая сторона).

Не стоит забывать и о том, что, воспитывая читателя, формируем грамотного зрителя, думающего, понимающего, способного чувствовать. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо учитывать принципы использования приема театрализации: Предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности; Преобладание читательской деятельности над зрительской, являющейся мотивацией; Поэтапное прохождение театрализации как процесса взаимодействия читательской и зрительской деятельности; Сохранение атмосферы произведения (быт, нравы, культура эпохи).

В системе работы учителя можно выделить несколько этапов: пропедевтический (5 класс) воздействие на эмоционально-образном уровне, основной (6-7 класс) создание театральных сценариев и завершающий (8-10 класс) создание «режиссерских» интерпретаций. Этапы театрализации: подготовительный - восприятие и осмысление текста; постановка - исполнительский анализ; постановка; рефлексия – переосмысление.

ПОДГОТОВКА: Необходимо ознакомить учащихся 5-6 классов с терминами (завязка, кульминация, развязка, монолог, диалог, полилог, драма, комедия), обучение монологическому, диалогическому чтению (персонажи, их характеры, сюжет в произведении), осмысление психологического портрета на основе анализа текста, видение и называние, «вычитывание» чувств, переживаний, мыслей героя, подготовка к чтению в лицах. Обучить выборочному чтению фрагментов, рисующих художественное пространство произведений.

ПОСТАНОВКА: Чтение в лицах, рассказ от лица героя, «актерский» пересказ, инсценировка диалога,

РЕФЛЕКСИЯ: Написание отзыва, ответы на вопросы, Сравнение, сопоставление инсценированного отрывка с прочитанным эпизодом, критическая заметка. В старших классах сочинение-рассуждение, критическая статья, эстетическая оценка.

На примере 5 класса можно рассмотреть систему использования приемов театрализации на уроке.


5 класс (пропедевтический этап)

6 класс (основной этап)

 

Доминанта – сюжет

Доминанта – герой

Сюжет

Видение сюжета, выделение композиции, конфликта как сюжетообразующего компонента,
работа над эпизодом

Видение и называние компонентов сюжета (композиция, завязка, кульминация, пролог, эпилог и т.д.); работа над эпизодом

Образ героя

Видение и называние чувств, переживаний и мыслей героя, раскрытие образа героя через поступки, конфликт

Видение, называние, понимание чувств, переживаний и мыслей героя; связь характеристики героя с сюжетом; раскрытие образа героя через автобиографию, имя, портрет, характер, поступок, речевую характеристику, диалог, через систему образов, авторскую оценку

Жанр

Видение малых эпических жанров

Видение и называние малых эпических жанров

Автор

Видение и выявление авторской оценки по отношению к событиям, героям. «Осознание» нравственных уроков художественного произведения

Видение, выявление, объяснение и понимание авторского отношения к героям и событиям через речевые высказывания; сопоставление авторской точки зрения со своей

Приемы театрализации

Устное словесное рисование, чтение по ролям, работа с театральными терминами, составление «смысловых опор», работа с эпизодом для инсценировки, выбор музыкального и декорационного оформления сцены, посещение театра, «заочная экскурсия» в театр, просмотр
спектакля, инсценировка, написание отзыва, ответы на вопросы

Устное словесное рисование, работа с театральными терминами, выделение эпизодов для постановки, выбор ключевых сцен, оформление афиши, подбор костюмов, проектирование музыкального, светового и декорационного решения, «актерский» пересказ, «проба на роль», «актерские интерпретации, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование эпизодов, написание отзыва

Практическое использование приемов театрализации на уроках безгранично. Все дети любят играть, и ролевые игры - одни из самых любимых: в них дети осваивают мир, учатся, перенимают опыт взрослых. Поэтому инсценирование - театральная игра - любима школьниками 5-6 классов и доступна им. Подготовительным этапом на пути освоения приемов драматизации и инсценирования оказывается выразительное чтение по ролям (театр у микрофона): где встречаются элементы и драматизации (выделение реплик персонажей и автора), и инсценирования (выразительное чтение). Задача учеников на первом этапе обучения приему - изменить текст так, чтобы в нем остались только реплики персонажей. На втором этапе ученики учатся составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции, и максимально приблизиться к авторскому замыслу и найти для его воплощения в зрительных и слуховых образах наиболее адекватную форму. Для этого на уроках использую разные упражнения, на которые тратим всего 5 минут: 1) Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки (Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения — сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу); Ролевая игра «Кто я?» - в костюме персонажа рассказать о себе. 2) Упражнения на концентрацию: «Смена ролей». В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Важно научить детей управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Можно несколько раз произнести одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. 3) Упражнения на импровизацию: «Интервью». На основе прочитанного произведения ученики задают вопросы друг другу. Вопросы должны быть открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ. 4) Упражнение на актерскую фантазию «Додумай» - придумать конец сказки или рассказа.

(Видео «Элемент урока»)

На третьем этапе, уже в старших классах создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и между репликами: краткое описание места действия, интерьера или пейзажа, появление или уход персонажа, важные звуки и действия; постановка «живых картин» к произведению; составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен; драматические импровизации; развернутые драматические представления. Превращая в «спектакль» свои выступления (сольные, ансамблевые), старшеклассники постоянно находятся в многоканальной коммуникации с элементами обратной связи. Это тоже своего рода метод творческого проекта, где необходим подбор программы, поиск главных и второстепенных средств выразительности для исполнения, взаимодействие со слушателями.

(Видео «Музыкальный перерыв»)

Старшие классы уже знакомы с элементами театрализации, для них это особая форма коммуникации на уровне взаимодействия сцены и публики.

Сегодняшний выпускник вступает в диалог не только с преподавателем, произведением и сверстниками, но и с историческими явлениями, событиями, процессом, что требует не только запоминания, сколько умения анализировать, сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества.

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр - два вида искусства, общим для которых является слово. Урок литературы - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация - душа всего. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности, а также повышает их интерес к предмету. Именно в театрализации возможна апробация накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Непосредственно на самом уроке преподаватель лишается авторитарной роли, потому что он выполняет лишь функции организатора «представления». Вот некоторые современные виды уроков, на которых использую приём театрализации: Урок – моноспектакль, урок-гостиная (Даю тему урока или биографический материал о писателе, используя подготовленных чтецов, прошу подобрать музыкальное оформление (песни, музыка), художественное оформление ( презентации различных видов искусства времени жизни писателя или поэта). Так уроки о писателях и поэтах ВОВ, о жизни и творчестве Ф.Тютчева, и А Фета, поэтов Серебряного века проходят в виде спектакля с импровизированной сценой. Кроме чтецов, есть всегда желающие исполнить песни, романсы на стихи поэтов. Урок – концерт провожу по завершении темы творчества поэтов. Не всегда проверка чтения наизусть вызывает восторг. Предлагаю на выбор либо выразительное чтение стихотворения, либо исполнение в паре, группой или солисту музыкальной переработки стихов поэта. Так интересным всегда проходит урок – концерт по творчеству Марины Цветаевой. Студенты получают задание недели за две до срока. Незабываемым проходит урок – концерт при изучении темы о Великой Отечественной войне. На уроке не только звучат стихи, песни, но и музыка Шостаковича (Ленинградская симфония), Б. Мокроусова и др. Урок – исследование с элементами театрализации провожу тогда, когда учебная задача подвергается изучению в устной форме. Организую учебную творческую деятельность через поиск путем постановки и решения проблемной ситуации. Главное на этом уроке – совместный поиск истины и собственное открытие в художественном тексте. Первый урок по произведению А.Н.Островского «Гроза». Обращаем внимание на начало песни в устах героя Кулигина. В исполнении учеников звучит эта песня «Среди долины ровныя» полностью (заранее подготовлено задание). Звучит вопрос преподавателя: А можно ли назвать эту песню эпиграфом к произведению? Поэтическим зерном драмы «Гроза»? Случайно ли такое начало в пьесе? Начинается сравнение слов этой песни и судьбы Катерины, главной героини.

Не могу не связать технологию критического мышления с театрализацией. Технология развития критического мышления через ролевую игру помогает ученику: повысить эффективность восприятия информации, интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; выработать умение критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология развития критического мышления через ролевую игру даёт возможность учителю: создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать источником ценной профессиональной информации для коллег. Чтобы вызвать у ребёнка интерес, зажечь в нём искру любознательности, педагогу необходимо владеть специальными приёмами мотивации: вхождение в урок «Удивление» (учитель сам заходит в класс в каком –то образе, или средь урока вдруг достаёт веер). На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Как раз на стадии рефлексии часто дети готовы проявить свое актерское мастерство. Например, приём «Шести шляп» - 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция; 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики; 3-я шляпа – черная: критическая, негативная; 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего); RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Затем ученик зачитывает запись от лица героя, потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования

Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

Стратегия «Волонтёр» - когда группа выполнила задание, а один ученик из каждой группы выбирается «представителем» для перемещения в другую группу исполнять роль «Ревизора» (узнать, выяснить, принести нужную информацию). Это метод избегания скучных выступлений, что способствует использованию языка представителя и создает группу активных слушателей. Игра-упражнение «Веер» - На доске веером прикреплены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Выбирается водящий, который выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает решение. Тот, у кого другое предложение, озвучивает его.

Возникает вопрос: что объединяет ряд: креативность, коммуникация, координация и критическое мышление? Стоит ли отдать предпочтение какому-то одному виду мышления или можно думать о них как о взаимодополняющих навыках, которые используются на разных этапах решения проблемы или формирования суждения о чем-либо?

Давайте дадим простые и ясные формулировки этим типам мышления. Критическое мышление – это способность ясно и логично рассматривать предоставленную информацию. Творческое мышление – это создание новых или полезных идей. Творческое мышление часто называют креативным мышлением. Можно использовать тот термин, который больше нравится.

Великие новаторы сочетают в себе и критическое и творческое мышление. Накопленный опыт старого мира с идеями нового. Давайте посмотрим, как эти разные способы мышления могут быть связаны друг с другом. Эти навыки считаются ключевыми в XXI веке согласно популярному подходу «4к». И во главе системы компетенций стоит способность критически мыслить.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.