Театрализованная игра «Гуси-лебеди»
Театрализованная игра «Гуси-лебеди»
Введение
Театрализованная игра позволяет детям примерять на себя разные характеры, перевоплощаться, работать слаженно в коллективе, а педагогам внедрять новое и корректировать поведение детей.
Театрализованная игра «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки проводилась в старшей группе и готовилась как подарок родителям ко дню мамы в ноябре. Детям очень нравилось перевоплощаться и репетировать многократно. Дети менялись ролями, развивая свою речь и память, учились слушать друг друга, размышляли о вежливом обращении друг к другу, необходимости послушания, семейном общении, вспоминали русскую народную одежду и традиции. Репетиция ко дню мамы повышала мотивацию детей по улучшению исполнения ролей.
Сценарий театрализованной игры «Гуси-лебеди»
Старшая группа «Рыбки» МБДОУ «Детский сад № 160 г. Владивостока»
Воспитатель Ярославцева Елена Николаевна
Цель: активизация мало активных детей, воспитание волевой регуляции и слаженных действий у гиперподвижных детей, развитие речи, памяти, умения слушать и слышать друг друга, формировать навыки вежливого обращения, закрепление знаний о русских традициях.
Словарная работа: заломати, ржаной, сливочки.
Артисты у нас были одеты так:
У всех на голове картонные маски с изображением героев, сделанные из распечаток картинок по сказке.
1. Сестра Машенька – «одежда семьи», народный сарафан или любая
2. Братец Иванушка – «одежда семьи» или любая (слов нет, поэтому можно скромных, тихих, плохо говорящих детей)
3. Папа – «одежда семьи» или любая с брюками (слова в начале и в конце, что заставляет следить за ходом спектакля, формируя волю и выдержку)
4. Мама – «одежда семьи», народный сарафан или любая (слова в начале и в конце, что заставляет следить за ходом спектакля, формируя волю и выдержку: лучше, если из «папы» и «мамы» один ребенок с уже сформированной волевой регуляцией, а другому её формируем)
5. Мышка – серая или синяя рубашка
6. Печка – белое платье или пышное любое
7. Яблонька – зеленое платье или на платье развешиваем картонные яблоки
8. Молочная речка – розовое платье или белое платье
9. Подружки Машеньки – 2-3 девочки, народные сарафаны
10. Баба-Яга - юбка длинная или жилетка мальчику (Кащей)
11. Гуси-лебеди – мальчики 5-6 чел, одетые в белые рубашки и темные брюки (слов нет, но много движений, которые нужно во-время делать, поэтому хорошо для неусидчивых детей)
Во время спектакля звучит музыка «В гостях у сказки», минусовка, выключаемая на время речи детей и включаемая при их перемещении.
В стороне стоит стул – дом бабы Яги.
Звучит музыка, на середину выходит семья: папа с мамой и сестра с братом и встают напротив друг друга, боком к зрителям.
Мама: Доченька, мы пойдем на работу, береги братца, будь умницей. Мы тебе платочек купим.
Папа: Поехали, Софьюшка, на работу и за покупками.
Папа и мама уходят под музыку.
Машенька, отводя брата в сторону и давая машинку: Иванушка, посиди здесь пока, поиграйся.
Зовет подружек, приставляя руки к губам: Подружки!
Под музыку выходят подружки, водят с сестрой хоровод и поют русскую народную песню «Во поле береза стояла», пока Иванушка катает машинку.
Подружки:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Лю-ли, лю-ли заломати.
Детям заранее пояснить, что заломати – это значит не сломать, а заплести ветки в косы по русской традиции.
Гуси-лебеди: Выбегают под музыку друг за другом, делая взмахи руками-крыльями. Поднимают сидящего Иванушку и уводят со сцены. Подружки в это время уже не поют, но продолжают водить хоровод.
Рис. 1. Пока подружки водят хоровод, налетели гуси-лебеди.
Машенька: Ой, братца нет (прикладывая руки к щекам)! Иванушка!
Подружки хором (зовут братца): Иванушка! Иванушка! – поворачиваясь в разные стороны.
Уходят.
Машенька, хватаясь за голову: Ой, что мне от папы будет! Пойду искать!
Машенька проходит под музыку один круг, кручинясь и держа руки на щеках. В это время выходит Печка, переваливаясь с ноги на ногу.
Машенька, обращаясь к печке: Печка, Печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
Машенька: Стану я ржаной пирожок есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.
И пошла под музыку один круг.
Печка обиженно складывает руки на груди и уходя: Какая невоспитанная!
Яблонька, выходит, руки-веточки вверх подняты, к ней подходит Машенька.
Машенька: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Поешь моего лесного яблочка — скажу.
Машенька: У моего батюшки и садовые не едятся. Уходит по кругу.
Яблонька отворачивается обиженно и руки на груди складывает, уходя: Какая невоспитанная!
Машенька под музыку проходит один круг.
Речка выходит, кружась, к ней подходит Машенька.
Машенька: Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Поешь моего киселька с молочком — скажу.
Машенька: У моего батюшки и сливочки не едятся. Уходит по кругу.
Речка отворачивается обиженно и руки на груди складывает, уходя: Какая невоспитанная!
Машенька под музыку проходит два круга. За это время выходит и садится на удаленный стульчик баба Яга. К ней подлетают гуси-лебеди и ведут с собой Иванушку, оставляют его и уходят.
Машенька, подходя к Яге: Здравствуй, бабушка!
Яга, грубо: Зачем на глаза явилась?
Машенька: Я по лесам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
Яга: Садись пряжу прясть, а я пойду баню топить.
Машенька обнимает брата и садится рядом с братцем, Яга уходит за стул и делает размешивающие движения. Выбегает Мышка и садится на стул Яги. Все это время играет музыка.
Мышка: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
(Маша протягивает ей ладошку, мышка как будто берет) Спасибо. Баба Яга пошла печку топить, она вас помоет, зажарит и съест. Не дожидайтесь. Бери братца и беги, а я за тебя поработаю.
Машенька и Иванушка проходят 2 круга, а в это время Мышка и Яга разговаривают.
Яга: Прядешь ли девица?
Мышка: Пряду, бабушка
Яга, выходя из-за стула: Ага! Гуси-лебеди, в погоню! Сестра братца унесла! Садится на стул.
Играет музыка. В это время Мышка со стула убегает, а выходят гуси-лебеди и, размахивая крыльями, идут за сестрой и братом один круг. Выходит Речка, Машенька к ней обращается.
Машенька: Речка, речка, спрячь нас, пожалуйста!
Речка: Поешьте моего простого киселька, спрячу.
Машенька и Иванушка имитируют действия питья и приседают. Речка накрывает их руками.
Играет музыка. В это время гуси-лебеди проходят второй круг, но уже вокруг Речки и детей, и уходят на места.
Машенька и Иванушка хором: Спасибо.
Речка: Пожалуйста!
Уходит.
Играет музыка. Машенька с братцем проходят один круг. За ними один круг проходят гуси-лебеди. За это время выходит Яблонька.
Машенька: Яблонька, яблонька, спрячь нас, пожалуйста!
Яблонька: Поешьте моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Дети эмитируют срывание яблок и их откусывание, приседают. Яблонька накрывает их руками. Играет музыка. Гуси-лебеди проходят один раз вокруг Яблоньки и детей и садятся на места.
Машенька и Иванушка хором: Спасибо.
Яблонька: Пожалуйста!
Уходит.
Играет музыка. Машенька с братцем проходят один круг. За ними один круг идут гуси-лебеди. За это время выходит Печка.
Машенька: Печка, печка, спрячь нас, пожалуйста!
Печка: Поешьте моего ржаного пирожка, спрячу.
Дети эмитируют передачу и откусывание пирожков, приседают. Печка накрывает их руками. Играет музыка. Гуси-лебеди проходят, взмахивая крыльями, один раз вокруг Печки и детей и садятся на места.
Рис. 2. Печка спрятала детей, гуси и не заметили.
Машенька и Иванушка хором печке: Спасибо.
Печка: Пожалуйста!
Уходит.
Играет музыка. Машенька и Иванушка проходят один круг. Выходят Папа и Мама, подходят к детям, обнимаются.
Папа, серьезно: Ну что дети, как день провели?
Мама: Детки, хорошо поигрались?
Но вопросы остаются без ответа, Маша и Иванушка опускают головы.
Яга: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец!
Рис.3 Артисты вышли на поклон.
Артисты выходят на поклон. К ним подходят другие дети и все поют песню «В гостях у сказки».
Предполагалось Речке выдать кружку для киселя, яблочко для Яблоньки и пирожок Печке, которые они будут передавать Машеньке, но это создавало суетливые движения, которые мы не успели отрепетировать, а дети хорошо имитировали движения и без аксессуаров и не нужно их потом было убирать.
Заключение
Спектакль занимает 15-20 минут. В нем задействовано 15-17 детей. Остальным детям в нашем случае были розданы стихи про маму. Можно также подготовить стихи по содержанию спектакля (Приложение). В конце можно спеть песню «В гостях у сказки». Всеобщее участие создает атмосферу праздника и единения. Полтора месяца репетиций пролетели незаметно и интересно. Детям очень нравятся постановки, помогают формировать самооценку, видеть себя со стороны, примерять на себя разное поведение и чувствовать реакцию других. И дети, и родители остались очень довольны. А еще каждый родитель поучаствовал в совместной с детьми игре, позволяющей почувствовать, что для взаимопонимания с детьми полезно быть с ними одного роста, приседая для общения.
Приложение
Стихи в начало мероприятия для детей, которые не участвуют в спектакле.
Семья – это МЫ
Г. Дядина
Семья – это МЫ.
Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Дома
Агния Барто
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное —
Домой так и тянет меня.
Добрые слова
Лана Луканова
Я знаю много добрых слов.
И помнить их всегда готов.
Они для дружбы хороши,
Их любят даже малыши.
"Пожалуйста", - попросишь маму
И купит новую панаму.
"Спасибо"- поблагодаришь
И всех улыбкой озаришь.
Будь так любезен, милый друг,
В ответ увидишь сотни рук,
Спешат они тебе помочь,
Гони печаль скорее прочь.
Я знаю много добрых слов,
Их говорить всегда готов.
Спасибо
Наталья Лышко
Обычное слово - Спасибо,
Его не жалей говорить!
Ведь радость приносит игриво,
То слово во век не забыть.
Спасибо - мы дарим любому,
Сияет как солнце оно.
Обычное слово такое,
С рожденья к устам приросло.
Оно вызывает улыбку
И чувство тепла, доброты.
С любовью, с открытой душою
Дари всем спасибо и ты.
За каждый поступок хороший,
Всех близких, родных и друзей...
В любое мгновение суток,
Спасибо сказать не жалей!
Спасибо скажи своей маме,
Что ты появился на свет!
С любовью глаза- без обмана,
Сияют, искрятся в ответ.
За борщ, пирожки и варенье,
Бабуле спасибо скажи
И в миг к твоему удивленью -
Уставшие глазки - свежи.
Спасибо горит ярким светом
И сеет в народе любовь,
Вернётся спасибо с ответом
И всех улыбнёт вновь и вновь.
Текст песни «В гостях у сказки»
Если вы так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
(проигрыш)
Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселый, как Буратино,
И очень-умный, как Иван-дурак!
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
(проигрыш)
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Зато в конце все будет хорошо!
Зато в конце все будет хорошо!
Источники информации:
https://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi/
http://detochki-doma.ru/stihi-o-seme-dlya-detey/
http://veravverav.blogspot.com/2016/01/blog-post_75.html