Учебно-дидактические материалы «Театральная игра — лестница к успешной коммуникации»

1
0
Материал опубликован 22 September

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм практических заданий

 

«Театральная игра - лестница к успешной коммуникации»

 

 

 

 

 

Разработала: Петрова Валентина Александровна,

учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куйбышев, 2024г

Идея: речевые нарушения преодолеваются через последовательное раскрепощение тела, эмоций и речи в условиях игровой, театральной ситуации.

 

Принципы:

· принцип «От простого к сложному через игру»: не просто делать упражнения, а выстраивать их в четкую игровую последовательность. Например, нельзя перейти к «Тигру», не освоив «Собаку»;

· принцип «Эмоционального сопровождения»: каждое артикуляционное упражнение должно выполняться с определенной эмоцией. «Оскал» — не просто улыбка, а улыбка хитрого лиса или радостного ребенка. Это сразу включает актерскую природу и делает процесс живым;

· принцип «Обратной связи "Зеркало"»: упражнения обязательно выполняются перед зеркалом, а затем в паре, где участники дают друг другу конструктивную обратную связь по принципу «что было хорошо + одно предложение по улучшению»;

· принцип «Ситуативного погружения»: упражнения ритмопластики и игры не выполняются абстрактно. Создается мини-этюд: «Вы — детектив, который крадется за преступником» (осанка, дыхание) или «Вы — король, объявляющий указ» (дикция, паузы).

 

Алгоритм «Театральная игра - лестница к успешной коммуникации»:

 

1. Этап 1: диагностика и снятие телесных зажимов (ритмопластика, базовое дыхание).

2. Этап 2: пробуждение артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика в игровом формате).

3. Этап 3: постановка речевого голоса (дыхательные упражнения, гласные, простые скороговорки).

4. Этап 4: введение в ситуацию (импровизационные игры, работа с текстом).

5. Этап 5: свободная импровизация (соединение всех навыков в этюдах и мини-спектаклях).

 

Структура: три блока, объединенных сквозной логикой и дополненных авторскими упражнениями и модификациями.

 

Блок 1.
Культура и техника речи

 

· «Осознанное дыхание»: добавьте метафору. «Представьте, что ваши легкие — это мячик. На вдохе он плавно наполняется воздухом (живот мягко выходит вперед), на выдохе — так же плавно сдувается. Резкий вдох — это как быстрый щелчок по мячику, он не должен сбивать его ритм».

· «Дыхательная лестница»: на одном выдохе нужно последовательно произнести: раз, раз-два, раз-два-три, раз-два-три-четыре... и т.д., доходя до 10. Следить за ровностью звука.

· Артикуляционная гимнастика как «Зарядка для Актера»: объедините упражнения в историю. «Просыпаемся (зеваем), чистим зубки (язык двигается по зубам), смотримся в зеркало («Оскал»), завиваем пропеллером («Пропеллер»), пугаемся («Цветочек»: «Ах!»), смеемся над страхом («Лошадь»).

 

Блок 2.
Театральная игра

 

· «Эмоциональный калейдоскоп»: одно и то же стихотворение или скороговорку нужно произнести с 5 разными эмоциями (радость, грусть, злость, удивление, страх). Это мощно развивает гибкость речи.

· Упражнение «Диалог с невидимым партнером»: участник ведет диалог с воображаемым персонажем, реагируя на его "реплики" паузами, изменением интонации. Тренирует умение держать паузу и слушать.

· Усложнение «Текста с паузами»: во время паузы нужно менять выражение лица, делать минимальный жест или устанавливать зрительный контакт с разными "зрителями". Пауза наполняется смыслом, а не становится пустотой.

 

Блок 3.
Ритмопластика

 

· Упражнение «Марионетка»: представьте, что вы кукла на ниточках. Кто-то тянет за ниточку на макушке (выпрямляемся), за ниточки на плечах (расправляем плечи), за ниточку на груди (грудь вперед). Затем "ниточки обрезаются", и нужно сохранить это раскрепощенное, но собранное состояние.

· «Звук в движении»: сочетание движения и звука. Идем по комнате и на каждый шаг произносим слог (например, «ЛА-МИ-НА-РИ-Я»). Следим, чтобы голос не "прыгал" на шагах, а был ровным. Усложнение: менять темп ходьбы.

 

Награда:

- выразительность речи;

- пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;

- возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты.

 

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.