Учебно-дидактические материалы «Театральная игра — лестница к успешной коммуникации»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Алгоритм практических заданий
«Театральная игра - лестница к успешной коммуникации»
Разработала: Петрова Валентина Александровна,
учитель-логопед
Куйбышев, 2024г
Идея: речевые нарушения преодолеваются через последовательное раскрепощение тела, эмоций и речи в условиях игровой, театральной ситуации.
Принципы:
· принцип «От простого к сложному через игру»: не просто делать упражнения, а выстраивать их в четкую игровую последовательность. Например, нельзя перейти к «Тигру», не освоив «Собаку»;
· принцип «Эмоционального сопровождения»: каждое артикуляционное упражнение должно выполняться с определенной эмоцией. «Оскал» — не просто улыбка, а улыбка хитрого лиса или радостного ребенка. Это сразу включает актерскую природу и делает процесс живым;
· принцип «Обратной связи "Зеркало"»: упражнения обязательно выполняются перед зеркалом, а затем в паре, где участники дают друг другу конструктивную обратную связь по принципу «что было хорошо + одно предложение по улучшению»;
· принцип «Ситуативного погружения»: упражнения ритмопластики и игры не выполняются абстрактно. Создается мини-этюд: «Вы — детектив, который крадется за преступником» (осанка, дыхание) или «Вы — король, объявляющий указ» (дикция, паузы).
Алгоритм «Театральная игра - лестница к успешной коммуникации»:
1. Этап 1: диагностика и снятие телесных зажимов (ритмопластика, базовое дыхание).
2. Этап 2: пробуждение артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика в игровом формате).
3. Этап 3: постановка речевого голоса (дыхательные упражнения, гласные, простые скороговорки).
4. Этап 4: введение в ситуацию (импровизационные игры, работа с текстом).
5. Этап 5: свободная импровизация (соединение всех навыков в этюдах и мини-спектаклях).
Структура: три блока, объединенных сквозной логикой и дополненных авторскими упражнениями и модификациями.
Блок 1.
Культура и техника речи
· «Осознанное дыхание»: добавьте метафору. «Представьте, что ваши легкие — это мячик. На вдохе он плавно наполняется воздухом (живот мягко выходит вперед), на выдохе — так же плавно сдувается. Резкий вдох — это как быстрый щелчок по мячику, он не должен сбивать его ритм».
· «Дыхательная лестница»: на одном выдохе нужно последовательно произнести: раз, раз-два, раз-два-три, раз-два-три-четыре... и т.д., доходя до 10. Следить за ровностью звука.
· Артикуляционная гимнастика как «Зарядка для Актера»: объедините упражнения в историю. «Просыпаемся (зеваем), чистим зубки (язык двигается по зубам), смотримся в зеркало («Оскал»), завиваем пропеллером («Пропеллер»), пугаемся («Цветочек»: «Ах!»), смеемся над страхом («Лошадь»).
Блок 2.
Театральная игра
· «Эмоциональный калейдоскоп»: одно и то же стихотворение или скороговорку нужно произнести с 5 разными эмоциями (радость, грусть, злость, удивление, страх). Это мощно развивает гибкость речи.
· Упражнение «Диалог с невидимым партнером»: участник ведет диалог с воображаемым персонажем, реагируя на его "реплики" паузами, изменением интонации. Тренирует умение держать паузу и слушать.
· Усложнение «Текста с паузами»: во время паузы нужно менять выражение лица, делать минимальный жест или устанавливать зрительный контакт с разными "зрителями". Пауза наполняется смыслом, а не становится пустотой.
Блок 3.
Ритмопластика
· Упражнение «Марионетка»: представьте, что вы кукла на ниточках. Кто-то тянет за ниточку на макушке (выпрямляемся), за ниточки на плечах (расправляем плечи), за ниточку на груди (грудь вперед). Затем "ниточки обрезаются", и нужно сохранить это раскрепощенное, но собранное состояние.
· «Звук в движении»: сочетание движения и звука. Идем по комнате и на каждый шаг произносим слог (например, «ЛА-МИ-НА-РИ-Я»). Следим, чтобы голос не "прыгал" на шагах, а был ровным. Усложнение: менять темп ходьбы.
Награда:
- выразительность речи;
- пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;
- возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо.