12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гошко Наталья Александровна742
Россия, Коми респ., Сыктывкар

«Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»

Гошко Н.А., воспитатель

МАДОУ «Детский сад №57» г. Сыктывкара

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако эти важнейшие качества, все психологические новообразования, которые необходимы ребёнку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут своё начало не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в детской игре. И не случайно выдающиеся педагоги отметили, что, каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими  - со взрослыми и сверстниками. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным. В игре четко прослеживаются особенности мышления и воображения детей, их активность, эмоциональность, развивающаяся потребность в общении. Игра является своего рода первой школой общественного воспитания ребенка, то есть «арифметикой социальных отношений» (по Л. С. Выготскому). Именно в игре у детей есть возможность проявить самостоятельность, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Крупская Н. К. в своей работе отмечает, для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: для них игра — это всё: и учеба, и труд, и серьёзная форма воспитания и способ познания окружающего мира.

Важно отметить, что социально - личностное и коммуникативное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

     Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Для развития социально - коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие   игры.  

Хороводная игра «Ау!»

Цель: развитие внимательного отношения друг к другу, преодоление барьера в общении.

Описание игры: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Ваня (Даша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель: развитие навыков общения, умения просить.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, кубики и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Дидактическая игра «Не поделили игрушку»

Цель: формирование у детей навыков благополучного выхода из конфликтных ситуаций.

Описание игры: педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении.

Описание игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Творческая игра «Рукавички»

Цель: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Описание игры: для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель: формирование у детей навыков употребления вежливых слов, приветствия.

Описание игры: педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Игра - инсценировка «Мой день»

Цель: развитие умений видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.

Описание игры: чтение стихотворения «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.

«Подари улыбку другу»

Цель: развитие мимики. Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры: дети стоят в кругу, ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.