Статья «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»
«Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»
Материал подготовила: Незговорова Надежда Владимировна,
музыкальный руководитель
МАДОУ №19, г. Мончегорска
Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат.
Цель своей работы,помимо задач музыкального развития, помочь детям раскрыться, поверить в себя, социализироваться, «проснуться». Возможностей, как у музыкального руководителя, у меня немало, но я поставила задачу выбрать среди множества методик и технологий музыкального воспитания наиболее подходящую для этой цели. Я остановила своё внимание на коммуникативных танцах-играх, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для детской деятельности просто не придумаешь.
Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Работа с детьми в дошкольном учреждении показала, что в процессе занятия возникают некоторые трудности при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят танцевать друг с другом, вырывая свою руку из рук партнера.
А причиной этого является то, что ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, становится неинтересным для окружающих, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым. В результате - уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого ребенка, жалобы педагогу. Все это может привести к: возрастанию робости в контактах, замкнутости или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Коммуникативные игры-танцы - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.
Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:
• Игры на внимание;
• Игры на перестроение;
• Танцы со сменой партнёра;
• Сюжетные танцы-игры.
Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз. В коммуникативных играх - танцах есть сюжеты, что облегчает их запоминание.
Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения, и поскольку музыкальные фрагменты многократно повторяются, дети легко осваивают форму, а взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, вызывая положительные, радостные эмоции.
Подобные танцы построены в основном на тактильных движениях – рукопожатие, хлопки, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу.
Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Такие игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.
Классическим примером коммуникативной игры является игра «Ищи» муз. Т. Ломовой, также игра «Будь ловким» муз. Н. Ладухина для старшего дошкольного возраста.
Неоценимую помощь в развитии коммуникативных отношений оказывают хороводы. «По малину в сад пойдем», муз. А. Филиппенко, «Каравай»- р.н.м., «Кто у нас хороший»- р.н.м. Примером коммуникативных танцев являются «Поссорились – помирились», муз. Е Вилькорецкой, (младшая группа), «Веселая девочка Таня» муз. А. Филиппенко, (средняя группа), «Приглашение» - (украинская народная мелодия), »Найди себе пару» (латвийская народная мелодия).
Свободное состояние детей помогает более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности.
Работа над развитием коммуникативных способностей детей ведется во всех формах образовательной деятельности:
Совместной деятельности педагога с детьми
Непосредственной образовательной деятельности.
Образовательной деятельности при организации режимных моментов
Самостоятельной деятельности детей
Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего развития навыков общения, раскрытия коммуникативных способностей каждого ребёнка.
Общения детей закрепляются в разных формах организации образовательной деятельности. В интегрированных образовательных областях: в виде игр – путешествий, встречи со сказочными героями, закрепляются у ребенка навыки взаимодействия, взаимовыручки, формируется умение действовать сообща. Дети обучаются уверенному поведению в необычной ситуации, учатся согласовать свои действия с действиями товарищей, организованно действовать всем коллективом.
В организованной деятельности при проведении режимных моментов - на гимнастике закрепляются двигательные пластические танцевальные этюды и музыкальные упражнения, в физкультминутках - упражнения на развитие невербальных навыков общения, на прогулке - коммуникативные игры и танцы в исполнении группы детей под аккомпанемент шумового оркестра.
В самостоятельной деятельности дети могут использовать полученные навыки в играх, игровых заданиях («Кто лучше пляшет», «Смотри и делай как я», «Зеркало» и т. д.), устраивать импровизированные концерты.
Отсюда можно сделать вывод: коммуникативные игры не только важный аспект психологического комфорта детей, но и фундамент для получения социально-коммуникативных навыков в повседневной жизни ребенка.
Литература:
1. Бубнова, О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Баласс, 2009. № 1.
2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы – игры для детей. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. 35 с.
3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Зенгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2005