TED talks Конференция «День солидарности в борьбе с терроризмом»
Технологическая карта мероприятия внеурочной деятельности для учащихся 9-11 классов
TED talks конференция
Тема: День солидарности в борьбе с терроризмом
Учитель: Дектярева Ю.Ф., МОУ «СОШ №7 им.Д.П. Галкина»
Класс | 9-11 |
Тип | Внеурочное мероприятие – TED talks конференция, посвященная профилактике экстремизма и гармонизации межнациональных отношений |
Технология построения мероприятия | технология проектной деятельности (прием зеркало прогрессивных преобразований), проблемно – дискуссионная технология с использованием приема TED talks |
Тема | День солидарности в борьбе с терроризмом |
Цель | Сформировать представление о важности толерантного поведения в поликультурном мире, о значимости нахождения общих целей и сотрудничестве с людьми разных рас, наций, религий и т.д. |
Задачи | 1.Образовательные: актуализировать знания учащихся о межнациональных отношениях, их видах, типах, открыть новый прием подачи информации в рамках конференции – TED talks тренировать навык поискового чтения, находить главные мысли в тексте/ умение выделять нужную информацию из потока (статистический материал) 2. Развивающие: продолжать развивать навык монологической речи, логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы; умение работать по заданному алгоритму; 3. Воспитательные: воспитывать способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; |
Основные термины, понятия | Межнациональные отношения, экстремизм, ксенофобия, межэтническая интеграция |
Планируемый результат | |
Предметные умения - | Личностные УУД: Личностные УУД: толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; понимать смысл различных учебных задач; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - высказывать свое предположение на основе учебного материала, текста; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; -владеть диалогической/монологической формой речи |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Групповая | Интернет-ресурсы |
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Подготовительный
| Учитель выдает учащимся 9-11 классов (выборочно) материалы для изучения (см Приложение 1). Совместно с учителем учащиеся ставят проблему в сфере межнациональных отношений, рассматривают ее по алгоритму (Приложение3) с точки зрения определенной области (социология, политология, психология и пр.) | Учащиеся изучают материалы, возможно, в группах готовят выступление по поставленной проблеме по алгоритму (приложение 3) в стилистике TED (см приложение 2) | Определять и соблюдать правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. (Р/УУД). |
II. Представление идеи в стиле TED talks | Учитель предлагает наиболее мотивированным учащимся выступить от группы экспертов с защитой ключевой идеи. Выступление длится не более 5-6 минут. | Учащиеся защищают идею, общаются с аудиторией, могут представлять наглядные материалы | Смыслообразовани (Л/УУД). Слушать и понимать речь других (К /УУД) Проводить анализ учебного материала (П /УУД) Определять правила работы в группе (Л /УУД) Слушать и понимать речь других (К /УУД) |
| | | |
III. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия деятельности Цель: - анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Учитель предлагает всем участникам конференции наклеить стикеры на «облака» с названиями экспертов, тем самым выразить сове отношение к выступлению эксперта. На стикерах учащиеся могут написать свой комментарий, предложение или вопрос | Осознание результатов своей учебной деятельности; Самооценка результатов своей работы и работы всего класса. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД) Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке (Р/УУД). |
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам.
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" введены следующие понятия:
1. экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
2. экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
3. экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
4. символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Тезаурус:
Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами
(народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных
этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Интеграция – сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей,
сближения всех сторон жизни народов.
Дифференциация – стремления народов к национальной самостоятельности.
Межнациональный, или межэтнический конфликт – это столкновение интересов
между представителями разных этнических общностей.
Ксенофобия – нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому,
чужеродному.
Сепаратизм – это требования суверенитета и независимости для этнически
обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания.
Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Ключевые слова:
Межнациональные (межэтнические отношения); национальная политика; толерантность; сепаратизм; ксенофобия. (источник https://resh.edu.ru/subject/lesson/6091/conspect/226402/)
2. Проанализируйте данные опросов
https://fom.ru/Nastroeniya/14157
https://fom.ru/Nastroeniya/14701
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/immigracziya-v-rossiyu-blago-ili-vred
3. Проанализируйте новостные блоки
https://www.kommersant.ru/theme/2286
https://ria.ru/20211025/konflikty-1756125644.html
https://vz.ru/society/2020/7/16/1050288.html
4. Сформулируйте проблемы, которые вы выявили
1.
2.
3.
5. Проработайте ОДНУ из выявленных проблем по алгоритму методики «Зеркало прогрессивных преобразований»
с точки зрения определенной науки (на ваш выбор):
Политология
Социология
Экономика
Юриспруденция (право)
Познакомьтесь с алгоритмом данной методики:
1 шаг:Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг:Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель – основную идею
4 шаг:Причины становятся задачами.
5 шаг:Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению.
6 шаг: Определяется конкретный продукт, который станет возможным решением (одним из) проблемы
Например,
1. Постановка проблемы:__________________________________________________________________
2. Причины:
(формулировки с «не» и «нет»)
Причина 3
Причина 2
Причина 1
При
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»
При
При
При
Задача 2
Задача 1
«Идея фикс»
При
Особенности TED talks конференции
TED - это некоммерческий проект, конференции, в которых учёные, бизнесмены, писатели, знаменитости и другие успешные люди делятся своим опытом подчёркнуто популярно и неформально. Technology, entertainment, design - технологии, развлечения, дизайн - так расшифровывается название. И это приблизительно очерчивает круг интересов аудитории
Мероприятия TED отличаются от остальных подобных событий. Во-первых, выступления TED - это лекции, которые длятся от 11 до 18 минут, не дольше. Это объясняется психологической природой человека, так как только в течение первых 20 минут возможно полное удержание внимания людей.
Во-вторых, все участники TED объединены одной идеей - изменить мир к лучшему. Но при этом они не просто говорят, а именно делают. Спикеры на своем примере показывают, как можно объединить слова и дела. Каждое выступление становится событием, его обсуждают, оно на слуху у миллионов зрителей по всему миру. Идеальный оратор для TED - это человек, который обладает многими качествами, он и ученый, и бизнесмен, и даже кинозвезда. Он должен таким образом построить свое выступление, чтобы удерживать внимание зрителей до последней минуты. У него должна быть харизма, благодаря которой он представит свои достижения публике в выгодном свете.
В-третьих, конференция доступна каждому. Каждый может посмотреть выступления бесплатно на официальном сайте или на сайте YouTube и также стать частью этого замечательного события.
Особенности школьной TED talks конференции
Выступление учащегося привязано к определенной проблеме и рассматривается с точки зрения выбранной науки или области
Выступление учащегося ограничено 5 минутами
Выступление должно нести важную идею по проблеме и, по возможности, быть эмоционально насыщенным
В выступлении должны быть следующие элементы: теоретическая часть (опора на понятийный аппарат выбранной науки) и примеры из общественной жизни
Приложение 3
Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»
Познакомьтесь с алгоритмом данной методики:
1 шаг:Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг:Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель – основную идею
4 шаг:Причины становятся задачами.
5 шаг:Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по их достижению.
6 шаг: Определяется конкретный продукт, который станет возможным решением (одним из) проблемы
Например,
1. Постановка проблемы:__________________________________________________________________
2. Причины:
(формулировки с «не» и «нет»)
Причина 3
Причина 2
Причина 1
При
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»