Тема урока: Моя родословная.
Тип урока: комбинированный.
Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода, стимулировать познавательный интерес через составление родословной.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- знакомство с понятиями родословная; повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся; умение объективно оценивать себя и других;
2.Развивающие:
- развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности узнавать и изучать свою родословную;
3.Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование позитивного отношения к семье как основе человеческой жизни.
Предметные: Осознание ценности семьи и семейных взаимоотношений.
Метапредметные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; извлекать информацию из учебного текста, взаимодействовать с окружающими в групповой работе.
Методы обучения:
беседа;
рассказ - объяснение.
Предполагаемый результат:
- учащиеся имеют четкое представление о понятиях «семья», «родословная», формируется понятие уважения и заботливого отношения между членами семьи;
- умеют давать оценку различным жизненным ситуациям и поступкам;
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание (планируемые результаты) |
|
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. |
Тема урока у нас непростая. А чтоб узнать ее, мы должны разгадать с Вами кроссворд, ответив на загадки. 1. Я у мамы не один, 2. Бабушке — солнышко, дедушке — стих, 3. Он трудился не от скуки, 4. Он научит вас трудиться, 5. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. 6. Дедушка и бабушка 7. Им горжусь всегда по праву, 8. Мы — большущая семья, 9. Кто любит и меня, и братца, 10. Кто милее всех на свете? 11. Мамы старшая сестра — Значит, как будет звучать тема нашего урока? -Правильно тема нашего урока «Моя родословная». |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Личностные УУД: Психологический настрой на совместную работу |
|
2. |
Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для постановки учебной задачи через проблемную ситуацию; активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие творческой активности, и через заинтересованность в предстоящей работе. |
Что такое родословная? Родословная - слово о роде. Род - все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. Какую науку мы будем называть генеалогией? Генеалогия - наука о родословной человека. - А для чего живет на свете человек? Правильно, наиболее важная цель в жизни человека – это, конечно, семья. Роль семьи в жизни человека очень велика. Только имея семью (жену и детей), человек стремится к тому, чтобы больше знать, больше зарабатывать. Семья помогает обрести себя, становиться личностью! Семья – эта те люди, которым ты доверяешь, на которых ты можешь положиться даже в самой трудной ситуации. - Ребята, у каждого из нас есть семья. Она является нашей опорой и защитой. Для каждого человека семья – это самое ценное и дорогое, что есть и будет. Семейные отношения, словно корни большого дерева, которые питают нас влагой, дают нам силы, помогают нам крепче стоять на ногах, и чем мощнее и глубже эти корни, тем увереннее мы чувствуем себя в жизни. Родословная – это история семьи Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащихся) Мама Папа Брат Сестра — Все эти члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушка и дедушка (Записать в тетради). — Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам? Дяди Тёти Двоюродные братья, сёстры. Прабабушки Прадедушки. Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…” У кого есть старший брат. У кого есть младшая сестра. У кого бабушка и дедушка живут здесь в городе. У кого бабушка и дедушка живут здесь в деревне. У кого есть сын или дочь. — Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников. |
Узнают новые понятия Отвечают на вопросы. |
Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - развитие интереса к изучению предмета, формирование понятия важности семьи, её значения. Коммуникативные УУД: развитие умения работать в группе, принимать совместное решение |
|
3. |
Открытие новых знаний. Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода, стимулировать познавательный интерес через составление родословной |
На Руси, как древней, так и современной, то есть России XX века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Многие люди интересуются историей своего рода, собирают сведения о своих предках, многие хотели бы разобраться в родственных связях, привлечь к этому близких. Я думаю, все мы хотим знать как можно больше о наших предках. Кроме того, изучать историю своей семьи очень познавательно. Наука, которая занимается изучением родословной, называется генеалогией. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна и является одной из самых актуальных, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Ребята, кто может перечислить своих родственников по имени отчеству? -Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. В энциклопедическом словаре родословная расшифровывается как перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степени родства. Иметь родословную – значит иметь документ об истории рода, предков. Составить родословную – значит восстановить историю своего рода, своих предков. Знать свою родословную до четвёртого колена - означает знать историю своей фамилии на протяжении четырёх поколений. Выстраивание родословных связей – один из самых древних способов познания человеком окружающего мира. В русской и европейской традиции родословная ведется от предка мужского пола, и новые ветви в родословной начинаются также по мужской линии. Исследование родословной семьи проводится по линиям. Это может быть одна линия, например, отца или матери, или восемь, идущие вглубь от всех прадедушек и прабабушек. Каждая родословная линия связана с определённой фамилией, которая передаётся от отца к детям. Есть различные варианты составления родословной: от предка к потомку или от потомка к предку. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии? Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении. Ребята, как вы думаете, сколько всего в мире имён? (предположения детей). Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад. Наши предки – жители Древней Руси носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами: Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок. Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын – первенец – называли его Первуша, третий сын – Третьяк. Если родилась девочка весной, давали ей имя Веснянка, если мальчик родился зимой, в морозы – называли Морозом или Шубой. Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, кузнец, Пасечник, Ткач. Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый. Самыми необычными были имена, которые давали, чтобы оградить ребёнка от злых духов. Эти имена не значили, что ребёнок имеет эти качества: они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел. После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все эти имена имелись в специальных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов. Коль ты родился в день Ефима, Так назван именем таким. Если на один день приходилось несколько имён, то из них можно было выбрать то, которое пожелают родители для своего ребёнка. Но вот уже более ста лет родители свободно выбирают своим детям имена, независимо от календаря. |
Наши корни - это наши предки. Прежде всего, родители, отец и мать. Затем – бабушка и дедушка. И так далее - в глубину времен. Представители групп рассказывают об истории своей семьи
|
Познавательные: Развитие познавательной активности; Развитие способности анализировать и систематизировать материал. Регулятивные: Развитие умения принимать смысл поставленной задачи. Личностные УУД: - развитие интереса к родному языку, осознание семейных ценностей. Коммуникативные УУД: развитие умения работать в коллективе, принимать высказывания других. Познавательные УУД: 1.Извлекать информ. из текста. 2.Строить речевое высказ. в устной форме. 3. Делать выводы на осн. анализа объектов. 4. Осущ-ть синтез, сост-ть целое из частей. 5.Устанавливать причинно-следственные связи. |
|
Физкультминутка. |
Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра, пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу - помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных. |
||||
4. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: Создание условий для усвоения детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (в парах, группах). |
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников? Задание 1.Напишите 10 имен, составив их из разбросанных букв и слогов.
Задание 2. Кто напишет больше имен на букву А Фамилия переходит от старших к младшим. - Что такое родословное древо? |
1 группа – девочек 2 группа – Синквейн. 1.Слово 2.Два прилагательных 3.Три глагола 4.Фраза – отношение к теме 5.Слово – синоним для первого Родословная Дружная, трудолюбивая Любит, понимает, помогает Самое ценное для человека Семья Защищают проект. |
Познавательные УУД: структурирование знаний Коммуникативные УУД: умение вести диалог в группе Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Личностные УУД: формирование морально-нравственных ценностей, развитие творческих способностей. |
|
4. |
Рефлексия. |
Учитель. Жизнь человека - только миг В безбрежном времени вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной. И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить. -Ответьте на любой из вопросов: Я сегодня почувствовал... Мне запомнилось... Мне захотелось сделать... Мне понравилось... Я понял, что... |
Слушают и смотрят презентацию Высказывают своё мнение. |
||
5. |
Домашнее задание. |
Составить своё родословное древо. |
Литература
1. Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир».
2. Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.
3. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова
4. Интернет ресурсы. Словарь русских имен.
5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – Москва: Русский язык, 1980г. – 384с.
6. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва: Просвещение, 1975г.-160с.
Использованные ресурсы:
http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-semju
https://po-ymy.ru/veselye-zagadki-pro-lyubimuyu-semyu-dlya-detej.html
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/7/semya_i_semeynye_cennosti.ppt
http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/semya-i-semeynye-cennosti-7
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/semya_i_semeynye_cennosti_
http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-13/Semja-semejnye-tradicii.rar
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7767-semya-i-semeynye-tradicii.html
Кроссворд
1
3
2
8
5
4
6
7
11
10
9