Научно-исследовательская работа «Техникум вчера, сегодня, и будет завтра»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Свердловской области
"Верхнетуринский механический техникум"
Учебно-исследовательская работа на тему
«Техникум вчера, сегодня, и будет завтра»
Выполнил: студент группы № 315
Трифонов Валерий Васильевич
Лошак Арина Сергеевна
Руководитель:
Хисамутдинова Венера Ильдусовна
г. Верхняя Тура 2018
Оглавление:
Введение…………………………………..…………………………………………..…3
Глава 1. Листаем истории страницы………………………………………………..…6
1.1 У истоков…………………………………………………………………………….6
1.2 Трудный путь становления……………………………………………………...…10
1.3 Техники нужны всегда……………………………………………………………..13
1.4 Эпоха коренных преобразований………………………………………………….14
1.5 Чтобы быть востребованными………………………………………………….…18
1.6 Существенные перемены……………………………………………………….….20
1.7 Современная история или время не стоит на месте…………………………...…26
1.8 В преддверии юбилея, техникум сегодня…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..……….. 30
Библиографический список………………………………………………..…………..32
Приложение…………………………………………………………………..…………33
Введение:
«Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память через годы пролетая,
Нам восстанавливает памятные дни!»
У каждого народа, как и каждого человека, есть свое настоящее и свое прошлое. Быстро идет время. День сегодняшний завтра уже будет днем вчерашним и скоро останется позади, то есть будет историей. Прошлое – это дорога в будущее, это живая связь времен. История учебного заведения – это, прежде всего, история людей, которые ее помнят и передают о ней информацию следующим поколениям. Память об этих людях она и хранит. Профессиональная подготовка людей к труду всегда являлась обязательным условием развития общества.
Актуальность выбранной темы проекта «Техникум вчера, сегодня, и будет завтра», обусловлена 75-летием Верхнетуринского механического техникума. Техникум, оказывает существенное влияние на образовательную и экономическую политику города, являясь конкурентом на местном рынке труда по различным направлениям. Три года назад мы отмечали 75-летие системы профтехобразования
В процессе изучения истории техникума появляются многочисленные проблемы и «белые пятна». Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем об истории техникума, и что сохраним для будущего поколения. У людей часто возникает желание что-то понять и разложить по полочкам: анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Так произошло и с нами.
В наше время, при высоких темпах индустриализации страны и быстром росте промышленного производства, требуется технически грамотный рабочий класс. Стране нужны были молодые рабочие кадры, не только овладевшие техникой, но и грамотно подготовленные, знающие технологический процесс производства.
Нам хотелось показать историю техникума, как маленькую, но весомую частичку в истории нашей страны.
Цель проекта: Рассказать об истории развития Верхнетуринского механического техникума в лицах от основания в 1944году и до наших дней.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Найти и изучить документы с архивного фонда, публикации об истории техникума;
2.Изучить краеведческую работу по истории;
3. Проанализировать собранные данные и систематизировать в хронологической последовательности;
4. Обработать собранный материал и представить его в виде электронной летописи и презентовать проект на студенческой конференции;
5. Презентовать проект на мероприятиях с учащимися школ города, на тематических классных часах и оставить материал для музея техникума.
Практическая значимость данной работы, состоит в том, что наш труд может быть использован, как краеведческий материал. История нашего учебного заведения чрезвычайно интересна, и познавательна, как с точки зрения профессионального образования, так и с точки зрения молодежи. Молодежи, сегодня выбирающей рабочие и инженерные профессии, очень полезно и просто необходимо знать, как работал и работает наш техникум. Собранные материалы работы могут быть использованы студентами всех профессий и специальностей в целях мотивации в освоении профессии (специальности), преподавателями всех дисциплин - для организации внеклассных мероприятий, для организации профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ.
Нами проведена поисковая работа по истории создания Верхнетуринского механического техникума. Полученные результаты могут быть использованы для проведения тематических классных часов посвященных встрече поколений и в преддверии юбилейной даты. Работая над выбранной темой, мы изучили архивные документы, приобрели навыки обработки информации и получили соответствующие выводы. В работе использованы материалы: музейных фондов, архив газет: «Знамя победы», «Голос Верхней Туры», электронные ресурсы. Собран и продолжает собираться материал по истории Верхнетуринского механического техникума с 1944 года.
В нашем городе с населением 25 тысяч человек в конце Великой Отечественной войны было открыто 2 учебных заведения - это ремесленное училище № 19 и Верхнетуринский техникум (которые просуществовали до 09.01.2007года). Прошлое нельзя забыть - в трудные военные годы у техникума не было сначала даже своего здания, а в послевоенные годы у в качестве транспортного средства на балансе была одна лошадь, которая одновременно и выручала, и доставляла много хлопот.
Новизной проекта является открытие новых фактов из истории образовательного учреждения. На сегодняшний день существуют работы, небольшие статьи в газетах, посвященные истории нашего образовательного учреждения. Но я решил изучить эту тему и определить для себя историю техникума, перелистывая ее страницы истории
При работе мы использовали электронные ресурсы, обращались к ветеранам педагогического труда, преподавателям и мастерам, которые в данные годы проработали в образовательном учреждении. работали со специалистом по кадрам Штанько Еленой Сергеевной, городским краеведом и библиотекарем МКОУ «СОШ №14» Александровой Любовью. Николаевной Работа включает архивный материал, фотографии отражающий истинные факты истории техникума г. Верхняя Тура. Материалы, собранные Батраковой Марией Александровнрй, Козловой Тамарой Ивановной, Черновенкиной Галиной Николаевной и Вахрушевым Сергеем Васильевичем легли в основу написания нашей работы
Наша работа проводилась в несколько этапов. Первый этап заключался в том, что мы узнавали у ветеранов техникума о событиях, происходивших в годы становления и в послевоенные годы. Вначале мы изучали всё это библиотечных фондах и затем в архивах. Были использованы также интернет - ресурсы.
В ходе второго этапа были собраны архивные материалы, систематизированы ранее добытые сведения, изучался художественный литературный фонд.
На третьем этапе мы занимались непосредственно созданием проекта, куда вошли не только документальные материалы, но и научные изыскания, обобщения, связанные с историческими фактами.
На четвертом этапе, завершающем, мы обобщили и систематизировали отобранный материал, подбирали фотодокументы, оформляли летопись Данная работа оказалась намного сложнее, чем мы представляли себе вначале, но в то же время очень интересная и привлекательная по своему содержанию.
Такая информация не может быть получена из других источников. Это самостоятельное приобретение знаний обеспечивает условия для более активной познавательной деятельности ребят (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически приоткрывает уже известные факты прошлого).
История нашего техникума изучается в единстве двух временных измерений: прошлое-настоящее. Изучая историю прошлых лет, необходимо знакомиться с современным состоянием жизни техникума. Такой подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Глава 1. Листаем истории страницы…
1.1 У истоков
В процессе изучения истории техникума появляются многочисленные проблемы и «белые пятна». Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем об истории нашего техникума, и что сохраним для будущего поколения. Неполно исследованы вопросы становления системы образования в Верхней Туре в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. Мало исторических документов, фотографий. Ещё много остаётся открытых вопросов, решение которых может явиться серьёзным материалом для научно – исследовательской работы.
В лестничном пролете на нас смотрят незнакомые, но ставшие уже привычными лица. Мы знаем о них совсем немного. И нам захотелось исправить это и через архивные базы данных к своему удивлению, мы нашли о них пусть небольшую информацию и, надо сказать, что их подвиги достойны того, чтобы мы с вами знали о них.
История техникума 44-го года, как и история всей нашей страны, связана, прежде всего с Великой отечественной войной. Отсчёт 75 истории Верхнетуринского вечернего техникума принято вести с 1944 года – даты его основания.
Война близится к концу, но для восстановления хозяйства, не хватало специалистов. Дети, женщины, старики ковали победу.
В том далеком 1944 году было решено открыть Верхнетуринский вечерний механический техникум, по специальности «холодная обработка металлов» (обработка металлов резанием) - это специальность, с которой все начиналось.
В те военные годы оборонные заводы испытывали огромный дефицит в кадрах. Особенно не хватало работников среднего технического звена. По воспоминаниям старожилов, в отдельных цехах завода (в то время - это завод №72) работало всего по 1-2 мастера в цехе. При круглосуточном режиме их рабочий день длился по 12 и более часов. Было ясно, что завод не имеет перспективы, если не станет пополняться свежими кадрами. Изучив потребности в кадрах среднего звена, руководство завода пришло к выводу, что необходимо создать техникум с вечерней формой обучения. Предложение было поддержано
В архивных документах нами найдено воспоминание бывшего директора завода А. П. Кирьянова: «Основание в годы войны ведомственного техникума в Верхней Туре было очень своевременным и решало многие проблемы. Во-первых, дети тружеников завода после семилетки, без перерыва, живя дома, продолжали образование и получали дипломы специалистов среднего звена, крайне недостающих для завода. Во-вторых, это были свои, доморощенные кадры, которые не стремились сменить место жительства, а росли и закреплялись на благо своего завода».
Для пополнения рабочих кадров при заводе было открыто Ремесленно-заводское училище. Но росла потребность в техниках и технических руководителях среднего звена.
Появившись в военное лихолетье 1944 года, не имея своего здания, техникум проводил свои занятия в классах школьного здания по улице Пушкина.
В архивных документах техникума нами найден приказ бывшего директора Верхнетуринского машиностроительного завода Андрея Андреевича Сухих от 29 января 1944 года на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР и приказа Народного Комиссариата Боеприпасов СССР, в котором он приказывал при заводе открыть Механический техникум (сельхозмашиностроения) с общим контингентом 300 человек и установить начало занятий с 1-го марта 1944 г. (приказ № 35/к от 29.01.1944г. о зачислении первого весеннего набора студентов в техникум) Приказ гласит….Приложение 1
Так родился Верхнетуринский вечерний техникум (таким было его первое название), при базовом предприятии — Верхнетуринском машиностроительном заводе. Он должен был выпускать техников-технологов по специальности «Обработка металлов резанием».
Для всех верхнетуринцев Верхнетуринский механический техникум - это гораздо больше, чем просто образовательное учреждение в небольшом уральском городке. Для кого-то это была ступенька роста - многие затем получили высшее образование, кто-то так и остался технологом или механиком, но добросовестно всю жизнь выполняли и выполняют свой трудовой долг.
На официальном сайте https://vtmt.ru/ мы нашли информацию о том, что Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнетуринский механический техникум» начал свою деятельность в 1944 году на основании приказа директора Верхнетуринского завода А.А. Сухих от 29 января 1944 года. До 1997 года его учредителем было Министерство машиностроения СССР, с 2005-го — Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
Техникум открылся 2 марта1944 года. Первоначально техникум не имел своего здания. Занятия проводились на первом этаже школы №3 по улице Пушкина (в здании бывшей школы №19, а ныне здании спортивной школы, расположенной по улице Машиностроителей, дом 16), которая и по сей день продолжает свою работу, а затем был переведен в 1947г. на улицу Карла Либкнехта в 2-х этажное деревянное здание, затем в этом здании расположилось ЖКХ, которое уже не существует и на этом месте в 2018 году был построен «парк Молодоженов».
Учащихся было набрано в весеннем наборе 25 человек, занятия шли по вечерам, а первым директором был назначен Смирнов Аркадий Васильевич, освобожденный от обязанностей начальника ОТК завода. В деятельности любого коллектива важную, ответственную роль играет его руководитель. Он во многом определяет не только настоящее, но и будущее своего учреждения, своих подчинённых. От энергичности, решительности, компетентности руководителя, его умения повести за собой зависит очень многое. За всю 75-летнюю историю в техникуме сменилось 9 директоров. Это были разные люди по своему характеру, уровню образования, с разными взглядами на жизнь. Однако нет сомнения, что каждый из них внёс свой посильный вклад в развитие своего учебного заведения. Другое дело, что вклад этот разный. Но и не может быть иначе, ведь кто-то из них проработал всего-то 1 год, а кто-то 25 лет. В первый период возникновения и становления техникума директора менялись очень часто. Не сохранилось, к сожалению, даже каких-то воспоминаний о личности некоторых из них. Но, надо полагать, это были достойные люди, поскольку поставлены они были у руководства учебного заведения. Навсегда войдёт в историю техникума его первый директор Смирнов Аркадий Васильевич, вступивший на свою должность со 2 марта 1944 года. Именно ему пришлось начинать дело практически с нуля, осуществлять самые первые шаги на пути становления – подбирать кадры, организовывать работу учебного заведения. Руководил техникумом он всего полтора года до 31 августа 1945 г
1944- 1945 год в истории техникума военное время, оно принесло большое количество слез в семьи, в стране была разруха еще долгое время, но медленно СССР становился на ноги, послевоенные действия утихали, но не утихали в сердцах людей. В сердцах матерей, которые не дождались своих сыновей с фронта. Жены, которые остались вдовами с детьми. Но каков же сильный славянский народ, даже после такой войны он поднялся с колен. Тогда весь мир знал, насколько сильное государство и какие крепкие духом там живут люди
Победой закончилась Великая отечественная война. Советский народ победил. Победа ковалась на фронте и в тылу. Стало восстанавливаться разрушенное народное хозяйство. Низкий поклон и светлая память от многих из нас, педагогам и студентам. В тот военный период Аркадий Васильевич стал, настоящим учителем жизни, он же установил начало занятий в техникуме со 2–го марта. Это было самое трудное время, организационное: набор преподавательского персонала и учащихся, подготовка учебного помещения. Он в рекордные сроки провел все подготовительные работы, проделал большую подготовительную работу для организации учебного заведения в кратчайшие сроки.
Из архивного документа мы узнали, как согласно приказа был осуществлен первый весенний набор с контингентом 150 человек по специальности «Ковочно-штамповочное производство». Организована студенческая столовая закрытого типа на 170-180 человек.
Благодаря стараниям первого директора был сформирован прекрасный педагогический коллектив, первые преподаватели для подготовки специалистов были представители предприятия, которые с утра работали на заводе, а вечером преподавали в техникуме, информации о них нами не найдено, даже в архиве техникума не сохранено нечего.(истечение срока давности)
Техникум имел очень важное значение для работы машиностроительного предприятия. Директор завода посылал туда на обучение самые лучшие свои кадры, а преподавание иногда проводили ударники труда. Преподаватели, которые совмещали работу в техникуме с работой на заводе, иногда переводились на постоянную работу в учебное заведение. Это повышало качество образования и подготовки учащихся. На предприятия возвращались подготовленные специалисты, готовые с новыми силами и новыми знаниями приступить к работе по восстановлению страны после военных действий.
Техникум имел свой сеновой покос. По мере развития им приобретался специальный инвентарь и необходимая мебель.
С первых дней жизни техникума была высоко поднята планка требований к качеству знаний будущих специалистов. Это объяснимо: они готовились к выпуску продукции, связанной с работой в сложных условиях с оборонкой
Из архивного документа мы узнали, что в числе первых учащихся были: А. Н. Багрецов, В. С. Еловиков, Р. Редкин, Т. Курсанина и другие, которые первыми в 1948 году получили дипломы о среднем специальном техническом образовании.
1.2 Трудный путь становления
Победа в кровопролитной Великой Отечественной войне открыла новую страницу в истории СССР. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, как оказалось, ещё более окрепли в послевоенный период.
Совсем недолго работал директором Смирнов А.В. и вскоре он переводится на другую работу в 1945 году и передал директорство Сафонову Алексею Ефимовичу
Особую строку в историю техникума вписал Алексей Ефимович, который руководил техникумом с 01.09.1945г. по 03.01.1948г.)— прилагал много усилий по увеличению набора студентов и дальнейшему улучшению материальной базы техникума.
Вскоре было открыто и дневное отделение, учащиеся которого получали стипендию.
Сафонов Алексей Ефимович родился в 1899 году в семье рабочего Верхнетуринского завода. С 8 до 13 лет учился в народной школе, и проживал по ул. Грушина, в г. Верхняя Тура.Трудовую деятельность начал на Верхнетуринском машиностроительном заводе с 1911 года работал рассыльным в пароэлектрическом цехе, затем учеником электромонтера, через год стал работать токарем в механическом цехе.
С августа 1919 по 1920 год - Член содействия Союза рабочей молодежи, являлся заместителем председателя комитета в Верхней Туре. Член партии большевиков с 19I9 года. В 1920 году находился в продотряде политработником в пределах Камышловского и Челябинского уездов.
С июля 1921 по август 1934 года на руководящей партийной работе, секретарем райкома в разных районах Уральской области.
1937 - 1947 годы находился на руководящей партийной работе в пределах Верхней Туры и Кушвы - секретарем парткома завода. Из архива предприятия предоставлена документация о переводе А. Е. Сафонова в Верхнетуринский леспромхоз, а далее директором Верхнетуринского механического техникума (1946 г).
Алексей Ефимович стал вторым директором техникума, проработав на этой должности 2,5 года (с 01.09.1945 г. по 03.01.1948 г.), приложив много усилий по увеличению набора студентов. В это время техникум получил свое здание. При нем техникум переименован в Верхнетуринский техникум сельхозмашиностроения; и открыто дневное обучение.
Директор умел постоять за создание лучших условий учебы и жизни коллектива преподавателей и учащихся. Специальные дисциплины в основном преподавали квалифицированные инженеры.
Начало восстановительного периода принесло явные улучшения в работе техникума. В 1947 году он окончательно переехал в собственное здание по ул. К. Либкнехта
Завучем в тот период был Иван Вячеславович Дабор. Преподавателями были Александр Никитович Шильков и Нестор Иванович Александров. Выпуск 1948 года был первым выпуском техникума и этим вошел в историю. Выпускники техникума А. В. Ильиных и З.Н. Желвакова остались в родных стенах и стали замечательными преподавателями.
Из архивных документов мы узнали, что учебное заведение имело уже собственное здание. Наступило очень непростое время его становления, наступило мирное послевоенное время. Страна залечивала раны, нанесенные войной, а техникум продолжал жить и работать, преодолевая все трудности. Ситуация в промышленности понемногу выравнивалась. К вынесшим на своих плечах тяжелое бремя войны женщинам и детям на подмогу приходили возвращавшиеся с фронта, уцелевшие в страшной войне мужчины. Колхозы по-прежнему кормили страну, оборонная промышленности переоснащалась на мирную продукцию, а техникуму необходимо было готовить для них специалистов
Материальная база была ещё очень слаба, штат преподавателей и сотрудников ещё не сформирован. Насколько велика была нагрузка на учебное заведение, говорят цифры, для обучения набраны группы и на начало 1947/1948 учебного года училось 172 студента по специальностям:
-холодная обработка металлов
-ковочно – штамповочное производство
Для преподавания привлекались инженерно-технические работники завода и учителя школ. Несмотря на трудности, учащиеся техникума проявляли большую заинтересованность в получении глубоких знаний, постигали тайны обработки металлов и холодном и горячем состоянии, время требовало от них новаторства, совершенствования приемов труда.
Первым преподавателем физвоспитания был И. И. Маров - капитан авиации, участник ВОВ. Несмотря на то, что в техникуме не было никакой спортивной базы, он умел организовать учащихся и педагогический коллектив на участие во всех спортивных мероприятиях.
Из архивных документов мы также узнали, что Сафонов А. Е. с октября 1948 года по 1957 годы находился в г. Перми на партийной работе, в том числе заведующим парткабинетом парткома Управления строительства Камской ГЭС (1951 г.). Проживал в пос. Гайва Пермской обл. С марта 1962 года персональный пенсионер. Год и место смерти нами неизвестны.
С 04.01.1948 до 15.01.1953г директором техникума был Дмитрий Павлович Селиванов добрейшей души человек, он очень любил молодежь. Он часто бывал на заводе. Его знали не только на предприятии, но и в городе (стаж работы в должности директора техникума 5 лет), который приложил много усилий для совершенствования качества подготовки специалистов и развития спорта. При нем в 1950 году было открыто и вечернее отделение техникума, появились свои механические мастерские. В архивных документах образовательного учреждения и в документах завода нет никакой информации о руководителе Д. П. Селиванове.
В конце сороковых годов у техникума появились собственные здания – учебный корпус и производственные мастерские. Выписка из табеля учета успеваемости об окончании учебного заведения представлен в приложении 1 на выпускника Булыгина Константина Владимировича от 6 июля 1949г выпуска.
Среди педагогического коллектива закончили Верхнетуринский машиностроительный техникум следующие работники, которые учились в старом здании, это:
-Толстых Маргарита Аркадьевна
-Солоп Зинаида Семеновна
-Черепанова Зинаида Ивановна
1.3 Техники нужны всегда
У нашего большого корабля с названием «Техникум» всегда был свой рулевой. Пришло время, когда техникум принял очень энергичный, талантливый инженер-конструктор Селезнёв Пётр Григорьевич (четвертый руководитель), родившийся 21 января 1918 года в Свердловской области, деревни Большая Именная. Окончил Уральский индустриальный институт им. С.М. Кирова, г. Свердловск, 1940 г. по специальности «Станки, инструменты и механическая обработка металлов».
С архивных документов мы узнали, что Селезнёв Пётр Григорьевич проработал директором Верхнетуринского техникума с 1953 г. по 1960 год. Он хорошо понимал, что учебному заведению нужна крепкая материальная база для подготовки квалифицированных специалистов. За всё время своей работы в техникуме Пётр Григорьевич реконструировал мастерские напротив старого здания техникума, по улице Карла Либнехта. Поскольку по профессии Пётр Григорьевич был инженером, он создал проект нового здания, в котором были запланированы большой актовый зал, зал для подготовки дипломных работ и большой спортзал. Этот проект был приведен в действие уже следующим директором техникума Анкудиновой Анастасией Сергеевной, но при нем был заложен фундамент нового здания В 1954 году началось строительство нового здания техникума и механических мастерских силами ОКСа завода, которым руководил П. Д. Ларин. Мастерские техникума были построены в 1956 году, но в связи с землетрясением в Ташкенте остальные работы были законсервированы.
В пятидесятые годы, когда на Горьковском автозаводе начали выпускать автомобиль представительского класса «Чайка» и был построен Волго-Донской канал, в техникуме осваивали новую специальность «Ковочно-штамповочное производство».
Огромный вклад в развитие учебно-материальной базы внёс Пётр Григорьевич. По своему характеру и стилю работы он был директором-созидателем. Именно благодаря его личной энергии и настойчивости построен и введен в эксплуатацию производственный корпус (ул К-Либхнехта) и общежитие.
1.4 Эпоха коренных преобразований
В феврале 1960 года по приказу председателя Свердловского Совнархоза С. Степанова директором техникума была назначена Анастасия Сергеевна Анкудинова, работавшая в то, нелегкое врем преподавателем экономики В этой должности она проработала 25 лет: с 05.02.1960 по 01.09.1985 гг., родившаяся 6 июля 1929 года, уроженка Куйбышевской области, Петровского района, с. Михайло-Овсянка. Получила образование в Куйбышевском плановом институте, г. Куйбышев, 1951 г. по специальности «Экономика социалистической промышленности». После окончания в 1951 году Куйбышевского плановоэкономического института была направлена на Верхнетуринский машиностроительный завод, где проработала до 1953 года в механическом цехе в должности инженера-экономиста. С 1953 по 1954 работала в отделе труда завода на должности начальника тарифно-экономического бюро. С 1954 года была переведена штатным преподавателем в Верхнетуринский механический техникум. С 1961 года работала директором техникума и преподавателем по «экономике, организации и планированию производства».
За трудовую деятельность была награждена государственными наградами: медали «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и нагрудными знаками: «Победитель социалистического соревнования 1973 года», «Победитель социалистического соревнования 1974 года», «В честь 600-летия Отечественной артиллерии», «За отличные успехи в среднем специальном образовании».
Большое внимание техникуму уделял Горком Партии в лице первых секретарей П.М. Пономарева, П.И. Сергеева, А.М. Скрябина, которые умели не только спрашивать, но и помогать.
Важным событием в жизни техникума явилось то, что директор техникума - Анкудинова – смогла добиться разрешения на постройку нового каменного здания.
60-80 годы отмечены стабильностью учебного процесса, улучшением снабжения, бытовых условий, расширением и совершенствованием материально-технической базы. Бурный рост производственных мощностей Вернетуринского машиностроительного завода требовал большего числа квалифицированных специалистов. С этой задачей успешно справлялся наш техникум. Вновь организованные производства на ВТМЗ в значительной части комплектовались выпускниками техникума.
Механические мастерские были введены в строй во - время 1961—1962 учебного года. В 1965 году возобновилось строительство здания нового техникума. Это была поистине народная стройка.
Студенты перешагнули порог нового здания в 1968 году, по адресу Иканина 77, когда был сдан корпус на 600 учащихся. (с 2015г. в здании расположилась администрация городского округа г. Верхняя Тура). Новое здание отвечало всем требованиям учебного процесса. Здесь было все: необходимое количество аудиторий, лабораторий, спортивный зал, актовый зал, помещение для учебно-производственных мастерских, светлая и красивая библиотека.
Совместно с базовым предприятием — Верхнетуринским машиностроительным заводом, возглавляемым В. М. Емельяновым, и общественными организациями завода и города началось создание материально-технической базы техникума, оснащение оборудованием токарной мастерской, лабораторий и учебных кабинетов.
По предложению секретаря парткома А. Н. Багрецова и председателя профкома завода И.Г. Харченко директор завода В. М. Емельянов издал приказ по закреплению каждого отдела, цеха за учебными кабинетами и созданию новых лабораторий по специальности «Производство оборудования». В течение одного учебного года были созданы и оснащены лаборатории электротехники, металлорежущих станков, химии, физики, металловедения, технической механики, оборудован дипломный зал.
Началось комплектование техникума квалифицированными преподавательскими кадрами.
Большая заслуга в этом принадлежала директору техникума А. С. Анкудиновой и заместителю директора по учебной части Михаилу Арнольдовичу Гибору. Именно они внесли большой личный вклад в организацию всего учебного процесса. Интересно остановиться на некоторых исторических и статистических данных. Под его руководством развернулось и техническое творчество учащихся В этом направлении отлично работали Маргарита Аркадьевна Толстых, выпускница ВТМТ 1951 г. и Московского высшего технического училища им. Баумана 1957 г. Преподаватель специальных дисциплин в техникуме с 1957 г., зам. директора по учебно – воспитательной работе с 1970 г., в общей сложности, Маргарита Аркадьевна отдала студентам ВТМТ более 40 лет своей жизни.; супруги Валерий Алексеевич Солоп и Зинаида Семеновна Солоп, и другие. В это время пришли работать замечательные преподаватели: супруги Манжосовы, Вера Федоровна Замалиева, Александра Егоровна Плаксина, Александра Григорьевна Маланина, Зинаида Михайловна. Спирина, Владимир Дмитриевич Аникин, Виктор Аркадьевич Казанцев, Маргарита Васильевна Черноголова, Ирина Ивановна Малышева, Николай Георгиевич Кузнецов и др. Затем приехали молодые специалисты: Владимир Витальевич Лебедев, Владимир Федорович Каныгин, Людмила Анатольевна Бойко, И. Г. Кононенко, Марина Юрьевна Казаковцева, Н. Н. Трещева, Валерий Петрович Барышников (будущий- директор ВТМТ).
Они быстро влились в коллектив, отличались большим трудолюбием, охотно учились у старейших преподавателей. Позднее к ним присоединилась Мария Николаевна Шутова, Щукина Марина Владимировна, которые стали хорошими наставниками для ребят, у которых они были классными руководителями.
Но, несмотря на улучшение условий для учебы и быта учащихся, оставалось одно существенное неудобство: новый учебный корпус и учебно-производственные мастерские находились на определенном расстоянии друг от друга. Поэтому преподаватели и учащиеся вынуждены были в течение учебного дня переходить из одного корпуса в другой.
С базовым предприятием техникум всегда поддерживал тесные, деловые связи. Председателями комиссий по приему дипломных работ были директора завода: П.А. Столбов, В.М. Емельянов, А.П. Кирьянов. Бессменными членами комиссии были главные специалисты: А.В. Антошко, А.Н. Баранов, М.А. Храпов, В.И. Трещев, В.П. Дегтянников, В.В. Романов и др.
На смену преподавателю физвоспитания И. И. Марову пришел в техникум Николай Георгиевич Кузнецов, ныне - Почетный гражданин города Верхняя Тура. Под его руководством были построены спортивная площадка, стрелковый тир, в образцовом порядке находился спортзал. В каждом учащемся Николай Георгиевич мог найти какие-то спортивные наклонности, вот почему в период его работы наши спортсмены всегда занимали призовые места в любых соревнованиях.
С уходом на должность военрука его сменили молодые преподаватели Иван Ефимович Фарахутдинов и Владимир Витальевич Лебедев, которые также много сделали для развития спорта в техникуме.
Большую воспитательную работу совместно с педколлективом вели общественные организации. Это и различные кружки, спортивные секции, «круглые столы», выставки, олимпиады, конкурсы, читательские конференции с приглашением писателей, художественная самодеятельность. В техникуме регулярно работали следующие кружки художественной самодеятельности: Хоровой, Драматический, Струнный, Гимнастический. Возглавляли эти организации Н.А. Манжосов (парторг), А.В Брезгин (секретарь комитета комсомола), Г. А. Свяжина, Т. И. Козлова, Г. Бреусова (председатели профкомов). И, конечно же, учащиеся-активисты: Дементьев, Канцырев, сестры Петровы, М. Низовкина, А. Грехова, С. Платова, С. Костылев, С. Кузнецов, Ясинский, Рясных, И. Сайфутдинов, и многие другие.
Техникум всегда славился хорошими учащимися. Они умели учиться, трудиться на сельхозработах и производственных практиках под руководством мастеров.
Большого уважения в этот период заслуживают консультанты дипломников, которые делились своими знаниями на протяжении долгих лет. Это — В. Е. Трунов, Е. И. Ульяницких, В.Ф. Озорнина, Р.С. Каткова, А.Г. Грехова, В.Г. Храпов, Н.В. Храпова, Л. П. Корюкина и многие другие.
С 1 сентября 1985года происходит очередная смена руководства техникума
1.5 Чтобы быть востребованными
В период с 30.08.1985г. по 12.02.1996 год директором Верхнетуринского механического техникума работал Валерий Алексеевич Солоп, родившийся 23 февраля 1941 года, г. Луганск, Украина. Окончил Луганский машиностроительный институт, Украина, г. Луганск, 1968 г. получив специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». За доблестный труд был награжден знаком «Ударник девятой пятилетки» - Министерством машиностроения СССР и ЦК профсоюза.
Он продолжает непростую работу по дальнейшему развитию учебного заведения
Большое внимание уделялось приёму учащихся. К поступающим предъявлялись серьёзные требования. С этой целью в техникуме организовалась специальная отборочная комиссия, в которую входили директор, преподаватели, представитель от районных организаций. Проводилась аттестация учащихся, стипендия выдавалась дифференцированно (размеры стипендии от 30 до 50 рублей). Социальный состав учащихся разный - учились дети рабочих, служащих, сельских тружеников.
Постепенно расширялась материальная база техникума, оборудовались кабинеты, вспомогательные помещения. Приходили на работу в техникум новые сотрудники.
Под руководством Валерия Алексеевича совершенствовался учебный процесс, внедрялись новые технологии обучения. Техникум рос и расширялся. В. А. Солоп за свои 11 лет на должности директора Верхнетуринского механического техникума, организовал переоснащение оборудования учебных кабинетов, заботился о кадрах, подбирая новых специалистов из выпускников различных ВУЗов страны, поддерживал тесную связь с базовым предприятием. При Валерии Алексеевиче были созданы условия по улучшению материально-технической базы и применению компьютеров в организации учебного процесса. В производственном корпусе №2 по улице Карла Либкнехта 161 (ныне магазин) проводились занятия по Электротехнике, Теоретической механике и Технологическому оборудованию, также для студентов на втором этаже проходила слесарная практика, а на первом этаже проходила токарная практика, там располагался парк станков.
Каждый кабинет был оборудован наглядными стендами, которые помогали студентам легче понимать программу обучения.
В кабинете Теоретической механики имелись специальные машины, на которых проводились лабораторные работы на изгиб, кручение, разрыв.
На втором курсе студенты проходили слесарную практику, где изучали от того, как правильно забивать гвозди до того, как правильно собирать по схеме лампы и т.д.
На первом этаже в токарном парке студенты проходили практику по работе на станке. В нем находились токарные, сверлильные, фрезерные станки на которых студенты оттачивали свои умения. Открывались новые специальности. На протяжении полстолетия, с 1944-го по 1998 год, в учебном заведении велась подготовка специалистов металлообрабатывающего профиля, холодная обработка металлов, обработка металлов резанием, ковочно-штамповочное производство; производство оборудования; производство корпусов летательных аппаратов; обработка металлов на станках и автоматических линиях.
Верхнетуринский техникум укомплектован опытными кадрами преподавателей и мастерами производственного обучения- наставниками молодёжи. Они - любящие и глубоко знающие свой предмет, требовательные к себе и студентам педагоги. Они показывают открытые уроки, внеклассные мероприятия, глубокие знания по всем предметам.
Студенты техникума во все времена жили интересной творческой жизнью. Они не только учились, но и в свободное от занятий время занимались различными видами художественной самодеятельности. Многие студенты, многие преподаватели – одаренные талантливые люди. Их интересная творческая деятельность несла и несет радость и хорошее настроение не только своему коллективу, но и городу.
1.6 Существенные перемены
Существенные качественные трансформации в Верхнетуринском механическом техникуме произошли в 90 годы, и связаны они были во многом с именем энергичного, делового директора, которым стал Валерий Петрович Барышников, который родился 16 сентября 1955 года в г. Уссурийск, Приморский край. Успешно получил образование в Уральском государственном университете имени А.М. Горького, 1976г., по специальности «Историко - архивоведение». Имеет государственную награду – знак «Почетный работник отрасли боеприпасов и спецхимии».
С 1 октября 1981 года по 21 декабря 1984 года работал преподавателем истории и политэкономии. За время работы преподавателем проявил себя хорошим специалистом. Уроки проводил на достаточно высоком политическом уровне. На уроках создавал творческую работу учащихся и хорошую дисциплину. Постоянно принимал участие во внеклассных мероприятиях. 22 декабря 1984гю по 29 августа 1985гю был назначен на должность заведующего дневным отделением. С 30 августа 1985 года назначен на должность заместителя директора по учебной работе.
По складу характера Валерий Петрович спокойный, выдержанный, тактичен с окружающими и умеет контактировать с людьми. Деловой, постоянно занимается над повышением своей деловой квалификацией, принимал участие в работе семинара молодых специалистов.
Вел большую общественную работу, являясь руководителем политинформаторов и агитаторов, членом лекторской группы и руководителем политкружка «За круглым столом». Являлся заместителем председателя профкома преподавателей.
Проработав 13 лет на должности руководителя техникума, Валерий Петрович Барышников вел развитие внебюджетной учебной деятельности (в том числе дополнительное образование) и компьютеризацию учебного процесса, увеличение числа образовательных программ для подготовки специалистов, обеспечение программным сопровождением подготовки будущих специалистов – техников.
На тот момент в техникуме трудились высококвалифицированные специалисты: заместитель директора по учебно-методической работе М.А. Босина, заместитель директора по учебно-производственной работе Т. Ю. Панькова, заместитель директора по воспитательной работе Т. М. Вяткина, заместитель директора по административно-хозяйственной работе — Л. Н. Кудрявцев, главный бухгалтер Н. И. Шурц, начальник отдела кадров Е. С. Штанько.
Преподаватели Т. И. Козлова, Л.А. Бойко, М.В. Щукина, И.С. Глазунова, В. А. Харина и другие их коллеги творчески подходят к ведению занятий, выбирают различные методы и используют современные педагогические технологии: конференции, дискуссии, деловые игры, уроки конвейерного типа, программированное и модульное обучение.
В техникуме под руководством методиста Н. С. Глазуновой работал Совет молодых преподавателей, цель которого — повышение профессионализма молодых преподавателей. Для этого проводились консультации, осваивались современные педагогические технологии, шел обмен информацией по формам и методам обучения.
С 1998 года перечень наставлений подготовки выпускников и специальностей расширялся в соответствии с требованиями рынка труда. Его пополнили: технология машиностроения; техническое обслуживание станков с программным управлением и робототехнических комплексов; обработка металлов на станках и автоматических линиях; техническое обслуживание и ремонт оборудования предприятий машиностроения; монтаж и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); менеджмент (по отраслям).
В 2000 годы Верхнетуринский механический техникум – это аттестованное и лицензированное государственное учебное заведение, которое работало под руководством директора техникума Барышникова В.П. В техникуме трудилось 30 штатных преподавателей, которые творчески подходили к ведению уроков, выбирая различные методы и используя современные педагогические технологии: конференции, дискуссии, деловые игры, уроки конвейерного типа, программированного и модульного обучения, бинарные уроки.
В этот период преподаватели техникума повышали свою квалификацию при факультете повышения квалификации Уральского государственного университета. Среди них Щукина М.В., Хисамутдинова В.И., Козлова Т.И., Глазунова Н.С., Таранова Ю.В., Бойко Л.А., Вяткина Т.М., Богданова А.И. Преподаватели обучались на специализированных семинарах по темам: «Менеджмент в образовании», «Новые педагогические технологии», «Мастер-класс», «Маркетинг управления персоналом».
Преподаватели и администрация техникума активно участвовали в работе зонального методического объединения. Студенты выезжали на олимпиады и конкурсы в Нижнетагильские средние специальные учебные заведения.
В ноябре 2001 года техникум проводил зональное методическое объединение Горнозаводского округа преподавателей технической механики. Это мероприятие подготовили и провели преподаватели общетехнических дисциплин. Урок по дисциплине «Техническая механика» давала Солоп З.С. Участники высоко оценили труд преподавателя и организацию мероприятия. Студенты техникума участвовали в турнире по гуманитарным дисциплинам «Умники и умницы» в Н. Тагиле, подготовленные преподавателем философии Н. Глазуновой.
В техникуме работало пять предметно–цикловых комиссий, каждая из которых вела работу по утвержденному плану. На предметных комиссиях обсуждаются доклады, открытые уроки и мероприятия по дисциплинам циклов. Преподаватели – стажисты делились своим опытом и мастерством с молодыми преподавателями. Это - Солоп З.С., Бойко Л.А., Харина В.А., Щукина М.В., Козлова Т.И.
По изучению современных технологий ведения уроков в техникуме проведен цикл педагогических чтений, которые подготовила методист Глазунова Н.С.
Методический кабинет постепенно наполнял банк методических разработок открытых уроков и внеклассных мероприятий.
В 2010 году студенты I курса под руководством преподавателя Галиуллиной А.К. показали спектакль «Ромео и Джульетта» на английском языке.
Ежегодно в техникуме проходили «Дни открытых дверей», где абитуриенты и их родители могли получить ответы на все вопросы по профессиональной ориентации, получить информацию о специальностях техникума, познакомиться с материально-технической базой техникума
Для подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам работали подготовительные курсы для поступления в средние специальные учебные заведения.
Огромная работа проводилась председателем цикловой комиссии специальных дисциплин, Бойко Л.А. Под ее руководством разработаны программы практик по специальности 1201 «Технология машиностроения», а также программа итоговой аттестации. Людмила Анатольевна работала в тесном контакте с ведущими специалистами завода, умело подбирала задания на курсовые и дипломные проекты, учитывая индивидуальные способности каждого студента. Многие годы трудились в техникуме, консультируя студентов по дипломному проектированию, Грехова А.Г., Храпова Н.В., Храпов В.Г, Каткова Р.С., Коротченко З.М.
Бессменным председателем Государственной аттестационной комиссии многие годы являлся Баранов А.Н. и с ним в комиссии работал Дегтянников В.П.
Квалифицированные специалисты охотно делились своими знаниями, опытом со студентами и дарили им массу своего личного времени. Технология машиностроения – область производства, которая включает совокупность средств, методов и способов человеческой деятельности, используемых для изготовления изделий машиностроительной промышленности.
Объектами профессиональной деятельности техника – технолога являются технологические процессы механической обработки, сборки изделий машиностроения, технологическая оснастка и оборудование машиностроительных производств, проектно – конструкционная, технологическая и другие виды документации и информации.
По специальности 2913 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», постепенно шла наработка информации на курсовое и дипломное проектирование. Составлением документации и разработкой заданий в техникуме занимались Солоп З.С., Фарапонов Е.Г., подбором консультантов занимался заместитель директора по учебно-производственной работе Казаков А.Н. В качестве консультантов по этой специальности трудились: Фофанов А.В., Попов Д.А., Комельских В.А., Еловиков И.В. и др. Председателем Государственной аттестационной комиссии являлся Воскрецов А.А., уделяя много внимания студентам. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий – это область производства, включающая в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, используемых при монтаже наладке и эксплуатации электроустановок.
Объектами профессиональной деятельности техника – электроника является область производства, включающая в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, используемых при монтаже, наладке и эксплуатации электроустановок.
Государственную аттестационную комиссию по специальности 0601 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», возглавлял Брезгин А.В., который помогал студентам разобраться в непростых вопросах экономических знаний. Членами комиссии являлись Селиванова Г.А., Сунгатуллина Ф.Д.
Экономика, бухгалтерский счет и контроль – область экономической и финансово-хозяйственной деятельности предприятий (фирм), которая включает совокупность средств и методов, направленных на организацию и оценку экономической деятельности, учет, контроль и документальное оформление хозяйственных процессов в различных отраслях производственной и непроизводственной сфере.
Объектами профессиональной деятельности являются имущественная деятельность предприятий (фирмы), собственный капитал, задолженность и обязательства предприятия, учет, планирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности, нормативная и учетно-распорядительная документация, используемые в работе предприятия (фирмы).
Анализируя информацию из газеты «Знамя победы» №… от… Мы нашли интервью с Барышниковым В. П.
«…Тяжелое положение, финансовые проблемы — редкий материал в газете обходится без подобных фраз, особенно, если берешь интервью у руководителя любого ранга. Задержка заработной платы, коммунальные долги — знакомые всем проблемы, но каждый решает их по-своему…» Такой тяжелый период пришелся на руководителя Барышникова В. П., вернувшись из командировки в Москву, где пытался решать «больные» для техникума вопросы.
«…Можно сказать точно, что в таком же тяжелом положении находятся многие образовательные учреждения данного профиля. Перспективы пока не ясны: час не собираются закрывать, но с финансированием очень сложно. Ассигнования будут поступать лишь на заработную плату и частично на стипендии. Возможно также частичное погашение долгов по коммунальным услугам за 1997 год. До конца мая Министерство финансов РФ должно принять решение по задолженности коммунальщикам. Реальными представляются следующие варианты: взаимозачетами, государственными облигациями или товарами…»
«…Чтобы не быть голословным, приведу цифры: в 1995 году к нам поступили 392 человека, в 96-м — 435, а в 97-м — 488 (все данные приведены на 1 сентября). Выпускников этих же лет соответственно было 67, 72, 83 человек…»
«…Если в 95-м году нашим мальчикам не дали доучиться и забрали в армию, то сейчас, наряду с неуспеваемостью и переездом на новое место жительства, появилась еще одна причина, которая затмила все остальные. Дело в том, что среди наших студентов очень много иногородних, порядка 40 процентов из Красноуральска и 35 процентов из Кушвы. Если раньше эти ребята пользовались правом льготного проезда, то теперь автобус для них стал роскошью, особенно, если вспомнить, что четверть учащихся из неполных семей…»
«…Верхнетуринский механический техникум — государственное учреждение, и наше будущее зависит от федерального бюджета, но мы не сидим сложа руки, ожидая денег из центра. В техникуме действует несколько форм платного обучения. Директором было сказано о подготовительных курсах, набраны группы на двухмесячные курсы по подготовке операторов ЭВМ, секретарей - референтов (трехмесячные курсы). Обучение идет на современных компьютерах четвертого поколения «Пентиум», где учащиеся получают достаточную теоретическую и практическую подготовку. Учебный план предусматривает весь спектр необходимых предметов. Есть у нас еще одна группа — вечерняя, где можно получить профессию «бухгалтер-юрист». Туда поступают только люди близкого профиля, имеющие среднее специальное образование, в частности, бухгалтера…»
Ну что ж, из беседы ясно, что о закрытии техникума речи нет. Техникум нужен и продолжает трудиться всем трудностям на зло, изыскивая новые возможности для своего развития.
С 1 января 2007 года по приказу Министра общего и профессионального образования Свердловской области В. Нестерова путем реорганизации к Верхнетуринскому механическому техникуму присоединили Верхнетуринское профессиональное училище, имеющее в свою очередь долгую историю с августа 1941 года и ранее с 1928 г.
9 января 2007 года Верхнетуринскии механический техникум реорганизован. Это дало возможность техникуму значительно расширить спектр образовательных услуг. Началась подготовка выпускников по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и рабочим профессиям: мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; автомеханик; повар, кондитер; токарь- универсал, портной и др.
1.7 Современная история или время не стоит на месте
Современная история нашего учебного заведения началась 15 лет назад, с декабря 2009 года по март 2017г. Верхнетуринский механический техникум возглавляла Татьяна Юрьевна Панькова. Которая родилась 14 февраля 1971 года в городе Верхняя Тура Свердловской области. С 1978-1981г обучалась в начальной школе № 18, далее до 1998г в средней школе №19. После окончания 10 классов поступила учиться в Свердловскую профтехшколу закройщиков, получила специальность – закройщик-универсал 6-го разряда. С 1991-1995 год обучалась в Москве в Российском заочном институте текстильной легкой промышленности, факультет – технологической легкой промышленности. С 1991 года работала в Кушвинском городском производственном управлении бытового обслуживания населения, а затем в средней школе №14 на должности старшей пионервожатой, после чего в 1992г – на должность воспитателя группы продленного дня, затем – на должность делопроизводителя и по совместительству до 1995 года преподавателем и руководителем кружка. Она осуществляла целенаправленную деятельность по созданию условий для повышения профессионального мастерства педагогических и руководящих работников, качества профессиональной подготовки студентов и обучающихся техникума. Под ее руководством происходило поддержание имиджа техникума на рынке образовательных услуг, организуется благоприятная среда для эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, поддерживания и продолжения традиции, направленных на развитие научно-исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся, олимпиадного движения. Созданы новые учебные лаборатории и классы электромонтажного направления, шиномонтажная мастерская, приобретены учебная техника и оборудование для термической обработки металлоизделий.
1 сентября 2011 года образовательное учреждение стало бюджетным и полное название стало звучать: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Верхнетуринский механический техникум».
В 2013 году в результате реструктуризации техникума открыт филиал в г. Верхотурье, что позволило расширить охват населения по оказанию образовательных услуг.
Образовательная политика техникума способствует удовлетворению потребностей предприятий и организаций территорий в рабочих кадрах и специалистах. Ведется профессиональная подготовка, переподготовка по смежным профессиям, повышение квалификации безработных граждан и работников предприятий.
27.01.2016 года ГБОУ СПО СО «Верхнетуринский механический техникум» переименован в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнетуринский механический техникум» (ГБПОУ СО «ВТМТ») по приказу № 24-од от 27.01.2016 года.
Студенты Верхнетуринского механического техникума ежегодно участвуют и побеждают в олимпиадах, конкурсах и выставках Горнозаводского и Северного управленческих округов, в международной выставке промышленности и инноваций «ИННОПРОМ», в региональных и всероссийских (заключительных) этапах олимпиад и конкурсов профессионального мастерства.
В 2009 году В. Котельников победил в областном этапе олимпиады и участвовал во всероссийском этапе по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в Курске, лауреат губернаторской премии.
В 2012 году И. Канышева победила в областном этапе олимпиады профессионального мастерства по профессии «Токарь» и приняла участие во всероссийском этапе в Липецке.
В 2014 году А. Крюков стал призером регионального чемпионата World Skills Russia в компетенции «Электромонтаж».
В 2015 году Д. Орлов стал победителем на областном этапе олимпиады профессионального мастерства по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» и призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады в Новороссийске.
За период работы получена лицензия по 4 основным образовательным программам и 33 программам профессиональной подготовки.
Совместное участие техникума и АО «Верхнетуринский машиностроительный завод» в федеральном проекте «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учётом опыта их реализации» предопределило совместную разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на модернизацию системы профессионального образования Свердловской области и продвижение полученного опыта и результатов в других субъектах Российской Федерации.
Один из результатов совместного участия техникума и завода в федеральном проекте - приобретение в 2014 и 2015 годах учебного оборудования.
Техникум гордится своими традициями, успехами и достижениями, а самое главное – гордится своим сплочённым, слаженным, профессионально компетентным, трудолюбивым коллективом. Здесь нет случайных людей. У многих в трудовых книжках за много лет работы только одна запись. Слова благодарности за многолетний труд. Коллектив нашего техникума благодарен всем тем, кто стоял у истоков становления, своим самоотверженным трудом помогал фронту, восстановлению сельского хозяйства после войны, способствовал организации техникума, готовил высококвалифицированные кадры для народного хозяйства страны с получением среднего (полного) образования и среднего профессионального образования на базе техникума.
Наряду с профессиональной подготовкой коллектив преподавателей техникума ставит перед собой задачу воспитания достойных защитников Родины. У нас созданы все условия для военно-патриотического воспитания юношей, а укреплению здоровья уделяется много внимания не только на уроках физкультуры, но и в свободное время.
1.8 В преддверии юбилея, техникум сегодня
Одна из самых замечательных страниц в истории
В преддверии юбилея, техникумом руководит Мария Николаевна Шутова, умная, энергичная, эрудированная женщина. Она с энтузиазмом взялась за порученное дело.
С 1 марта 1986 года начала трудовую деятельность в «Верхнетуринском механическом техникуме». На настоящий момент времени педагогический стаж составляет 32 года, Имеет высшее образование: в 1985 году окончила Уральский политехнический институт по специальности «Химическая технология промежуточных продуктов и красителей», получив квалификацию инженер химик-технолог.
Мария Николаевна в совершенстве владеет методикой преподавания общеобразовательных дисциплин «Химия» и «Информатика», общепрофессиональных дисциплин «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и «Компьютерный практикум», использует в своей деятельности современные достижения педагогической науки, современные образовательные технологии. Главным направлением деятельности педагога является развитие мотивации студентов к учебной деятельности через реализацию рейтинговой системы контроля знаний.
Время учебы – это яркий период в жизни каждого студента, который хочется запомнить навсегда.
У вас есть уникальная возможность вернуться в прошлое нашего техникума, увидеть лица выпускников ушедших лет. Рассмотреть задорные лица любимых педагогов, вспомнить тех, кого уже нет сегодня с нами.
Хочется верить, что юбилейная дата вдохновит коллектив техникума на новые свершения и дела.
Сегодня коллектив техникума с оптимизмом смотрит на перспективу развития учреждения. Нынешний состав преподавателей старается сберечь и сохранить традиции, заложенные предшественниками и основателями техникума.
Студенты техникума, открытые, веселые, любознательны, сохраняют и приумножают лучшие традиции прошлых поколений, бережно хранят память о его прошлом, думают о будущем.
История продолжается...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
75 лет…Целая жизнь, целая эпоха. За эти 75 лет жизни техникума в нём работало и работает много замечательных педагогов и сотрудников. Для этих людей техникум стал родным домом. Дети и внуки многих преподавателей и сотрудников окончили Верхнетуринский механический техникум. Некоторые выпускники после окончания нашего техникума поступили в высшие учебные заведения и снова вернулись в родные стены в качестве преподавателей.
История нашего учебного заведения чрезвычайно интересна, и познавательна с точки зрения профессионального образования. В последнее время увидели свет документы и материалы, позволяющие по-другому, по-новому взглянуть на суровые будни тех далеких огненных лет. Но жизнь идет вперёд, и нельзя не признать, что система профессионально-технического образования, пережив ряд видоизменений, убедительно доказала свою способность успешно решать стоящие перед ней задачи.
Рассказ о техникуме закончен, однако у нас нет полного удовлетворения проделанной работой. Слишком мало времени было отпущено на сбор и обработку материалов, на написание этой, пусть и небольшой, книжки.
Многие факты и цифры в разных источниках были разными. Приходилось тратить много времени на установление истины. Не исключаю, что и в этой работе есть какие – то неточности. Наверное, не вполне раскрыты отдельные вопросы, мало приведено по ним конкретных факторов, но не хотелось, чтобы было скучно от длинных перечислений. Что – то в разных разделах повторяется, особенно некоторые фамилии, но что поделаешь, если, к примеру, человек работал на разных должностях и проявлял себя в разных сферах деятельности. Сейчас уже хотелось бы частично изменить построение повествования, что – то добавить, но опять же все уперлось в вопрос времени. Ну что же, получилось как получилось
У каждого взрослого человека есть своя подборка фотоальбомов из детского сада, школы и университета. Возможно, это старые выпускные папки с черно-белыми фото, которые мы иногда просматриваем.Буря чувств и эмоций окружает вас, и в такой момент вспоминается многое. Любимые сокурсники, веселые проказы, дорогие сердцу преподаватели. Время течет, и только на поблекших страничках все остались такими как в то время.
Мы не смогли бы сделать всю эту работу без помощи других Так что, данная книга - это совместный труд многих людей. Наш техникум сохранил свой металлообрабатывающий профиль и в настоящее время.
За время существования техникума, тысячи наших выпускников успешно трудятся на предприятиях нашего города, области и за ее пределами: на Урале, в Сибири, Средней Азии, Центрально-Европейской части в городах: Киров, Челябинск, Ташкент, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск и др. Техникум по праву гордится своими выпускниками Всего техникум дал государству специалистов среднего звена более 8-ти тысяч, работающих в различных сферах производства и науки, в т. ч. более 300-сот выпускников получили дипломы с отличием.
По мере освоения и приобретения производственного навыка, выпускники работают на следующих руководящих должностях, как экономисты, производственные мастера, технологи, конструкторы, нормировщики, бухгалтеры с юридической подготовкой.
Техникум постоянно поддерживает связь с выпускниками, следит за их деятельностью и их производственными достижениями.
Среди выпускников техникума есть люди, имеющие высокие звания в науке: А.А. Свяжин, В.И. Макеров, Юрий Михайлович Рабинович, которые трудились ведущими специалистами в Институте физики металлов Уральского отделения РАН. Много специалистов занимали и занимают высокие должности: директора предприятий и организаций, главные инженеры, ведущие специалисты. Это А. Поспелов, А. Попов, А. Маклаков, А. Соколов, П. Радионов, М. Емельянов, Б. Ачинцев, В. Брагин и другие. На Верхнетуринском заводе почти все отделы, цеха, различные бюро возглавлялись и возглавляются выпускниками техникума. Способности их раскрылись не только на производстве, но и в коммерции, предпринимательской деятельности и общественных делах. Это Андрей Каратаев, Игорь Желваков, Вадим Тихомиров, Александр Воскрецов, Андрей Кожин, Нина Селиверстова, Фердинал Александров и другие.
Библиографический список
1. Архивные документы бывших работников (личные дела)
2.Верхняя Тура. Завод и город. 270 лет/ Под общ. ред. П.А. Коновалова, - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2007, -400 сил
3. Газета «Голос Верхней Туры» 2001.
4. Газета «Знамя Победы» 1991.
5.Страницы Истории нашего Завода и Города 1737-1982г. Невольских Г.К
1. Верхняя Тура. Историческая шкатудка [Электронный ресурс], -http://biblp2mail11.blogspot.nl/p/blog-page_5.html – статья из интернета.
2. Верхнетуринский механический техникум [Электронный ресурс], - http://vtmt.ru/ – статья из интернета.
3. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение свердловской области "Верхнетуринский механический техникум" [Электронный ресурс], - http://www.bus.gov.ru/pub/info-card/61579?activeTab=3/
Приложение 1
Приложение
1964-1973гг.
К 30-летнему юбилею (1974г.) техникума все группы включились в социалистическое соревнование. Со 100% успеваемостью подошли к финишу группы IV курса: 409, 410, 412, группы II курса группы 218 и 220. На 4 и 5 учатся Григорьева Л, Можкина Э., Бадьин В., Догадаев Н., Лазутин В., Ворожцов В., Шилинг Т., Гоголева Л., Муртазина, Жданов, Антонов, Стежкин., Мусагитов Р., Лабунина И., Леонов А., Таначева Л., Дьячкова., Лобанов В., Глазунов В., Потова С. Учебные занятия идут в 15 кабинетах и 6 лабораториях.
Проводим смотры-конкурсы, конференции, КВНы, помогаем совхозу, активно участвовали в городских и районных соревнованиях, всесоюзных спартакиадах техникумов, в строительстве больничного городка, жилых домов, проходили практику на заводах области. Принимали участие в благоустройстве территории у мемориала славы погибшим верхнетуринцам в годы великой отечественной войны, а самые достойные награждались туристическими путевками для поездки по городам страны.
С 1964-1973г были открыты новые специальности:
• 0591 „Производство оборудования”
• 0502 „Обработка металлов резанием”
И производство корпусов летательных аппаратов.
В данный период студенты принимают активные участия в строительстве зданий техникума. Это замечательное здание, хорошие кабинеты и лаборатории, учебные мастерские. Систематически обновляется оборудование для учебного процесса. В 1972-1973г учебного года в техникуме обучается на дневном обучении 548 человек, на вечернем 204. В техникуме работают 19 групп дневного отделения и 8 групп вечернего отделения, работают 27 преподавателей. Основной состав преподавателей – кадровые работники со стажем работы более 10 лет.
1954- 1963 г.
Преподаватели
Анкудинов А.П. (русский язык и литература);
Селиванова О.П. (химия, физика);
Тураева Л.Д. (математика);
Спирина З.М. (черчение, технология машиностроения);
Толстых М.А. (специальные дисциплины);
Титова А.В. (Технология металлов);
Анкудинова А.С. (Экономика);
Руководители
Анкудинова - директор;
Гибер М.А. – зам. директора по учебной части;
Смиренко З.М. –заведующая вечерним отделением;
Елина З.К. – заведующая библиотекой;
Кациров В. –председатель профкома;
Емельянов М. – секретарь комитета ВЛКСМ
Специальности
(1954) - Обработка метала резанием
(1956) - Обработка метала резанием; ковочно- штамповочное производство
(1957) - Обработка метала резанием; ковочно- штамповочное производство
(1958) - Обработка метала резанием
(1959) - Обработка метала резанием
(1960) - Обработка метала резанием
(1961) - Обработка метала резанием; ковочно- штамповочное пр-во
(1962) - ковочно- штамповочное пр-во
(1963) - ковочно- штамповочное пр-во
1961-1962 уч. год
Классные руководители
Гр.№ 431 Титова А.В.
Гр.№ 432 Селиванова О.П.
Старосты групп:
Гр.№ 431 Егоров В.
Гр.№ 432 Савалова Л.
Гр.№ 109-110 В Скрябин С.
Гр.№ 207-208 В Катин В.
Гр.№ 306 В Сеченин В.
Гр.№ 405 В Барышников П.
Гр.№ 504 В Гилев Н.
РАЗМЕР СТИПЕНДИИ -26 РУБЛЕЙ.
1962-1963 уч.год
Старосты групп:
Гр. № 111-112 Зырянов
Гр.№ 209-210 В Скрябин С.
Гр.№ 307-308 В Катин В.
Гр.№ 406 В Сеченин В.
Гр.№ 505 В Барышников П.
Гр. № 313 Д (на базе 10 кл.) Пупышев В.
1974-83 гг.
Специальность 0591 Производство оборудования. Обработка металлов резанием (техник-технолог, техник-механик)
количество выпускников:
1974 год – 106 человек
1975 год – 123 человека
1976 год – 115 человек
1977 год – 120 человек
1978 год – 130 человек
1979 год – 135 человек
1980 год – 74 человека
1981 год – 85 человек
1982 год – 121 человек
1983 год -110 человек
Преподаватели:
Солоп Зинаида Семёновна – Механика
Мымрина Вера Сергеевна – Электротехника
Замалеева Вера Фёдоровна – Физика
Прокаева Валентина Алексеевна – Математика
Маланина Александра Григорьевна – Литература
Морозова Галина Васильевна – История
Аникин Владимир Дмитриевич – Английский язык
Плаксина Александра Егоровна – Химия
Зинурова Светлана Александровна – Технология металлов
Попова Тамара Павловна – Резание
Классные руководители
Выпуск 1978 года
Группа 428 – Солоп Зинаида Семёновна
Группа 429 – Мымрина Вера Сергеевна
Группа 430 – Замалеева Вера Фёдоровна
Группа 431 – Прокаева Валентина Ефимовна
Группа 432 – Попова Т.П.
Выпуск 1977 года:
Группа 423 – Минчонок З.П.
Группа 424 - Чуйкина Л.В.
Группа 425 – Маланина А.Г.
Группа 426 – Бульонкова Т.К.
Группа 427 – Морозова Г.В.
Выпуск 1976 года:
Группа 418 – Плаксина Александра Егоровна
Группа 419 – Аникин Владимир Дмитриевич
Группа 420 – Бурова
Выпуск 1980 года:
Группа 438 – Кучина Н.А.
Группа 439 – Маланина А.Г.
Группа 440 – Плаксина А.Е.
Группа 441 – Лозина Н.Н.
Группа 442 – Морозова Г.В.
Выпуск 1979 года:
Группа 433 – Науменко Е.М.
Группа 435 – Зинурова С.А.
Группа 436 – Селиванова В.Ф.
Группа 437 – Солоп В.А.
Выпуск 1982 года:
Группа 448 – Солоп З.С.
Группа 449 – Аникин В.Д.
Группа 450 – Андреева Л.Н.
Группа 451 – Маланина А.Г.
Группа 452 – Селиванова В.Ф.
1993 -2004 гг
1. Специальность1212 «Производство корпусов летательных аппаратов»
2. Специальность 1201 «Технология машиностроения»
3. Специальность 2102 «Техническое обслуживание станков с программным управлением и робототехнических комплексов»
4. Специальность 1702 «Техническое обслуживание предприятий машиностроения»
5. Специальность 0601 «Экономика и бухгалтерский учёт и контроль»
6. Специальность 270116 «Монтаж, наладка электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Руководители:
Солоп В. П., Барышников В.П., Босина М.А., Черноголова М.В., Козлова Т.И., Щукина М.В.
Преподаватели и мастера:
Козлова Т.И., Вяткина Т.М., Глазунова Н.С., Потапова Ж.В., Барышников В.П., Тюменцева М.В., Бойко Л.А., Сергеева Н.П., Харина В.А., Ковригина Е.Ю., Прокаева В.А., Солоп З.С., Хисамутдинова В.И., Новикова Н.А., Шутова М.Н., Федяева О.В., Таранова Ю.В., Богданова Э.И., Щукина М.В., Полекова М.В., Комельских Р.Р., Кузьминых М.А., Березина Л.Ю., Чиркова О.Ю., Габдурахманов Р.Г., Босина М.А., Лозина Н.И., Толстых.М.А., Солоп В.П., Анкудинова А.С., Гаршин .., Зайцеув О.В., Селеванов О.А., Залилеева Вера Федоровна, Черноголова М.В., Перегримова Т.Н., Булыгина О.В., Галямова М.Ф., Федяева О.В.
ФИО классных руководителей:
Гр. 401 - Прокаева В.А.
Гр.402 – Солоп З.С.
Гр 493
Гр. 431 – Хисамутдинова В.И.
Гр. 342 – Новикова Н.А.
Гр.462 – Шутова М.Н.
Гр.473 – Федяева О.В.
Гр.478 – Таранова Ю.В.
Гр.498 – Шутова М.Н.
ВСЕ ГРУППЫ - 335, 336, 337, 340, 342, 346, 347, 349, 354, 356, 360, 398, 399, 401, 402, 403, 404, 405, 430, 407, 408, 410, 411, 412, 413, 414, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 424, 425, 426, 428, 429, 431, 432, 433, 438, 439, 441, 443, 444, 445, 449, 450, 451, 451, 453, В/480, 491, 492, З/501,.