Исследовательская работа на тему «Праздники села: вчера, сегодня, завтра» (9 класс)

6
0
Материал опубликован 11 April 2018 в группе

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа

Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка

Муниципальный конкурс исследовательских

и творческих работ школьников

«Шаг в науку»

Секция «Краеведение»

Тема работы: «Праздники села: вчера, сегодня, завтра

Содержание

Введение - . 3

I. Государственные праздники нашей страны. - 4,5

II. Праздники в культурной жизни села Знаменка. - 5- 11

Заключение .- 12

Литература

Введение

Праздник – это нерабочий день, установленный государственной властью в честь или память какого– нибудь выдающегося события. (3 с. 499)

Государственные праздники- дни, посвящённые выдающимся событиям, которые отмечаются на государственном уровне. В предреволюционные годы насчитывалось около 30 официальных праздников с преобладанием церковных, таких, как Рождество, Пасха, Казанской Божьей Матери и др. (1. с. 197)

В разные годы в истории нашей страны были праздники, которые сохранялись на протяжении многих лет, а также были те, которые утрачивали своё значение и исчезали из календаря.

Нам стало интересным узнать, какие праздники остаются актуальными до настоящего времени, а какие ушли в историю. Для этого мы решили проследить за изменениями количества праздников, празднуемых в селе Знаменка, их разнообразием на протяжении нескольких лет.

Тема нашей работы: Праздники села Знаменка: вчера, сегодня, завтра.

Цель: Проследить изменения в культурной жизни села за 50 лет.

Задачи: 1. Выявить, какие праздники были популярны в селе в разные временные отрезки: 60-е- 70-е, конец 20 и начало 21 века.

2. Изучить мнения жителей села об организации культурной работы в селе в разные периоды.

3.Установить отличие праздников прошлого и настоящего времени.

Предмет исследования: Праздники нашей страны.

Объект исследования: Праздники села Знаменка.

Гипотеза: Если происходили изменения в жизни государства, то они отражались на культурной жизни страны, а, следовательно, и на культурной жизни нашего села, что нашло отражение в праздниках разных временных отрезков.

I. Государственные праздники нашей страны.

Праздник- это живой организм, плоть от плоти социально-культурной жизни общества. К нему нельзя относиться волюнтаристски: сегодня запретить, завтра разрешить. Такие мерки к празднику не подходят именно потому, что его невозможно отделить от жизни людей. Он является их непосредственной потребностью. Праздники позволяют людям почувствовать свою сопричастность к жизни страны, приобщиться к тем или иным традициям, которые отражает праздник. (2, с. 350) Поскольку праздники - это коллективное мероприятие, то они носят характер массового действия и помогают осознать людям основную цель коллектива, нормы его жизни, единого духовного подъёма. Каждый праздник имеет свою особенность и тематику, потому что он посвящён какому либо конкретному событию в жизни страны или отдельного населённого пункта.

Многие праздники менялись в связи с событиями в истории нашего государства. Эти изменения мы хотим проследить за определённые временные отрезки, а именно - с 1960 по 2010г.г.

В 1960 годы были такие праздники, как:

23 февраля- День Красной Армии и Военно-морского флота.

8 Марта- Международный день работниц и крестьянок.

12 апреля – День Космонавтики.

22 апреля- День рождения В.И.Ленина.

1 мая- День солидарности трудящихся всех стран.

5 мая- День печати.

9мая- День Победы.

6 июля- День СССР.

Октябрь- праздник урожая.

7 ноября- празднование годовщины в Великой Октябрьской революции.

1 января- Новый год

В 1970-е и 80-е годы праздники имели то же значение, но изменились названия некоторых праздников:

23 февраля- День Советской Армии и Военно-Морского флота.

8 Марта- Международный Женский День.

Добавился государственный праздник- День Конституции .

В 1965 году появился праздник «День учителя.

Поскольку в 1990-е годы произошёл распад Советского Союза, и наша страна стала Российской Федерацией, то некоторые праздники изменили названия:

23 февраля- День Защитника Отечества.

1 мая- День весны и труда.

7 ноября- День примирения и согласия.

. К ним добавились День Независимости в честь провозглашения суверенитета России 12 июня и День Конституции 12 декабря. В 90-е г.г. в России было восстановлено официальное празднование церковных праздников. (1, с. 197)

Воспитываясь на христианских заповедях русский народ почитал Закон Божий и всегда хотел вернуть церковные праздники, потому что они учили любить людей, не обижать их, уважать родителей и близких, никому не делать зла, а главное, как считал народ- церковные праздники помогут в восстановлении церквей.

В 2000-е годы претерпел изменение только один календарный праздник – День согласия и примирения. Он стал праздноваться 4 ноября и получил название- День Единства.

II. Праздники в культурной жизни села Знаменка.

Праздники, которые праздновала вся страна, находили своё отражение в культурной жизни и нашего села. Изменения календарных праздников страны также отразились в некоторых праздниках, проводимых в селе. Колхоз «Россия» в те годы работал в полную силу, поэтому все сельские праздники отмечались с размахом. В селе было много трудовых праздников. Такие праздники трудовой славы позволяли оценить результаты труда, дать людям моральные стимулы в производственной деятельности, возможность осознать выполненный долг. Это и чествования рабочих по профессиям, которые прославляли людей и целые династии, производственных коллективов и ветеранов, юбилеи трудовых починов.

В праздниках, которые были в 1960 по 1980 г.г в селе Знаменка существенных изменений не наблюдается, поэтому все государственные и сельские праздники мы объединили вместе.

В 1960- 1970-х г.г. традиционным мероприятием был «Голубой огонёк», который проходил 31 декабря в Клубе. Жители села собирались на этом празднике за нарядно накрытыми столами, участвовали в разных конкурсах и играх. В школе этот праздник проводили для детей всегда до Нового года.

С 1960 года в марте одним из традиционных праздников был Международный Женский День. Праздничные концерты проходили в школе и в сельском клубе, где

участвовали учителя: -в 60-е годы Немыкина Валентина Михайловна, Коноплёва Вера Платоновна, Чернухина Екатерина Иосифовна.

- в 70-е –Коноплёва Вера Владимировна, Щербакова Вера Васильевна, Колосова Тамара Ивановна, Кизина Светлана Никитична, Путинцева Татьяна Романовна, Казанцева Светлана Валентиновна. В концерте активное участие всегда принимали и ученики школы, танцевальные коллективы села. На концерте в клубе проходили чествования женщин, которые давали высокие показатели в разных сферах деятельности, также награждались лучшие учителя. С 1980 года концерты к 8 Марта стали проходить отдельно в школе и ДК.

Также в марте проходил праздник «Проводы зимы». Он был костюмированным и проходил в разных местах- на реке или стадионе. Запрягали тройки лошадей, пекли блины, шла торговля. Трушина А. С. каждый год выпекала блины из гречневой муки, которые раздавались бесплатно. На реке для столба, на котором подвешивались призы, заранее делали прорубь, он вмерзал в лёд. Специально на праздник из Нерчинска привозилось на продажу мороженое и другие деликатесы того времени.

День Космонавтики с 12 апреля с 1961 года стало праздником всей страны. Это великое событие в жизни нашего народа не осталось незамеченным и в жизни села Знаменка. В средней школе в этот день с 1965 года учителями физики проводились классные часы, беседы, просмотры видеофильмов на тему космонавтики. Обязательной в этот день была общешкольная торжественная линейка, где была сдача рапортов командирами отрядов председателю Совета дружины имени «Олега Кошевого» , ученики читали стихи, сообщения о космосе и космонавтах. (9)

Празднование Дня Космонавтики проходило и в сельском клубе, где в концерте принимали участие учителя, ученики и участники художественной самодеятельности села. Обязательной была организация выставки и распродажи книг.

22 апреля в день рождения В.И. Ленина всегда проводились общешкольные сборы металлолома и макулатуры. В этот день также была посадка саженцев школьниками и жителями села.

В 60-70- годы празднование 1 Мая назывался- День Солидарности трудящихся. Всегда сбор на демонстрацию проходил возле школы, откуда и начиналось движение колонны по улицам села. Первыми шли работники школы и ученики, далее- представители всех организаций и жители деревни.

Все шли с транспарантами, плакатами, шарами, флагами, цветами, сделанными своими руками. Движение заканчивалось возле сельского клуба. (7, 11,13,14)

До 1975 года в празднование Дня победы над фашизмом - 9 мая был только митинг около клуба, где выступали фронтовики: Рязанцев Александр Михайлович, Астраханцев Николай Андреевич, Асташов Александр Спиридонович, Ушакова Анна Прокопьевна, Колобов Пётр Зиновьевич. Они рассказывали о сражениях, наградах, вспоминали тех, кто не вернулся с войны. Учащиеся возлагали гирлянды к монументу. Цветы изготовляли своими руками, люди срезали домашние цветы и несли к памятнику погибшим воинам. На улице пели военные песни, читали стихи. По окончании митинга всё население шло на бесплатный просмотр фильма о войне. С 1975 года в этот праздник традиционным остался митинг возле памятника погибшим, выступления фронтовиков: Коноплёва Ильи Вениаминовича, Быкова Николая Петровича и других. Также всегда выступали ветераны тыла и труда: Трушина Анна Степановна, Лесникова Домна Васильевна, Березина Мария Емельяновна. С 1976 года после митинга празднование Дня Победы стало продолжаться концертной программой для ветеранов

войны и населения в сельском ДК или школе. Обязательной во все годы в этот день была минута молчания.

В конце 70-х годов около памятника в этот праздничный день появился караул из учащихся старших классов, который каждый год сопровождает «День Победы» и до настоящего времени. (5,13,14)

Традиционным был и День Пионерии – 19 мая. Этот день был праздничным, звучали пионерские песни, на общешкольной линейке читали стихи о пионерии, поздравляли пионеров администрация школы и села, отличникам и хорошистам школы вручали грамоты и подарки. В День Пионерии вступали в пионерскую организацию им. В.И. Ленина учащиеся средних классов. Вечером все школьники и учителя спускались на берег реки Нерчи на большой костёр, где проходили конкурсы, игры, песни у костра.

В мае, перед посевной, проходил праздник Первой борозды. Выезжали на поля с концертами агитбригады. (4,5,6)

В начале июня, перед стрижкой овец, на ручье « Цыганка» собирались на праздник одни женщины. Праздник так и назывался- «Отдых женщин». Этот праздник организовывался по инициативе действующего тогда в селе женсовета. Женщины сами проводили конкурсы, играли в игры, всегда была торговля местной автолавки продуктами и вещами. Активными участниками были— Метелёва Надежда Январьевна, Бронникова Евдокия Устиновна, Трушина Анна Степановна, Асташова Маргарита

5Николаевна, Ринг Галина Константиновна, Байтер Клавдия Абрамовна, Оглуздина Альбина Николаевна, Казанцева Ада Ивановна. (11,14,15)

К середине июня начиналась стрижка овец, которая длилась до середины июля. По окончании стрижки все собирались на праздник, где проводились конкурсы на быстроту стрижки. Перед тружениками с концертами выступали агитбригады, и созданный в 1986 году вокально-инструментальный ансамбль под управлением Азаматова Сергея Анатольевича. В состав ансамбля входили: учитель музыки-Трушина С.Ю., учитель НВП и физики -Котельников П.А., житель села –Сыромятников А. И, солистка

- ученица школы Филинова Ольга. Также было награждение особо отличившихся работников, выдавалась премия, и производился расчёт за работу на стрижке. Далее был праздничный обед. (16,17)

В связи с запретом празднования церковных праздников, многие даты много лет не отмечались советским народом. Но в нашем селе по-прежнему праздновали 12 июля -Петров день. В этот день начинался покос. Работали на прицепных сенокосках. По окончании покоса проходил конкурс на самый большой зарод сена. Лучшие работники награждались грамотами и ценными подарками. (5)

В 60-80-х г.г. в октябре, по окончании уборочной страды в здании клуба, а позже в Доме Культуры, в День работников Сельского хозяйства отмечались «Праздник урожая», «День шофёра», «День чабана». «День доярки». Лучшие доярки колхоза выдвигались на чествования в районе: Медведкина Зинаида Константиновна, Березина Вера Дмитриевна, Казанцева Галина Григорьевна, Кузьменко Вера Леонтьевна, Лёшкина Нина Захаровна. В эти праздники были большие концертные программы, где проводились конкурсы, лотереи с выигрышами сельхозпродукции, с награждением лучших работников разных профессий. Празднование переходило в парад коллективов и сельскохозяйственной техники по улицам села. С конца 70-х годов организованная руководителем Старицыной Е.К. группа «Россиянка» принимала участие во всех сельских праздниках, на которых постоянно поднимался флаг в честь победителя соцсоревнования, выпускались молнии, боевые листы. (9,10,12)

Очень часто осенью, после всех уборочных работ, играли комсомольские свадьбы. Например, свадьба Аникеевых Галины Капитоновны и Виктора Ивановича. Их свадьба проходила в классе здания школы. Комната оформлялась плакатами и лозунгами с назиданиями молодым, пожеланиями любви, счастья и крепкой семьи. Среди приглашённых было много учителей. Гости веселились до утра, пели песни, плясали. (13)

В 70-е в День труда появился новый праздник- День Молодёжи. Он проходил в разные годы на берегу реки Нерчи или на старом стадионе. Собирались все жители села, а особенно много было молодёжи. Весь этот день шла торговля местной автолавки,

проводились различные музыкальные и спортивные конкурсы, танцы. Вечером, после заката солнца, поджигали заранее подготовленный большой костёр. (18,19,20)

Традиционным был праздник 7 ноября - Годовщина Великой Октябрьской революции. Поскольку день был выходным, то с утра учителя и ученики школы, работники разных организаций села собирались на общие построения колонн для дальнейшего шествия к памятнику В. И. Ленина. Колонны сопровождались пением, украшались обязательно красными флажками, транспарантами, цветами и воздушными шарами. На митинге с поздравлениями перед населением выступали руководители всех организаций, ученики читали стихи. В школе, перед 7 ноября, этот праздник отмечался беседами на классных часах, инсценировками революционных песен, концертами, общими сборами торжественных линеек, где отчитывались перед директором школы за свои достижения

и дела командиры отрядов, председатель Совета дружины, старшая пионервожатая. (7,8,9,13,14,18,19)

В 60-е- 70-е годы всегда существовали хоровые коллективы, которыми управляли разные руководители: Подшивалов Иван Петрович,

Казанцев Николай 10 Семёнович, Старицына Екатерина Калистратовна. В селе проводились смотры этих коллективов, где принимали участие население деревни и учителя школы. Почти во всех районных смотрах художественной самодеятельности разных лет были танцевальные и вокальные группы, ведущими концертов в разные годы были и учителя и работники культуры.

С 1986 года бессменным руководителем хора стала учитель музыки –Трушина С.Ю. Она создала новый состав коллектива, куда стали входить учителя и ученики школы, работники культуры, специалисты разных организаций и жители села.

В 1980-е 1990-е г. г. все государственные и календарные праздники также отмечались народом, но, постепенно, с прекращением действия колхоза «Россия» к 1996 году многие сельскохозяйственные праздники также переставали существовать. В 2002 году колхоз оказался под банкротством.

Изменивший к тому времени своё название праздник 7 ноября – День Примирения и Согласия, в те годы остался традиционным для села.

В Знаменке появилась традиция провожать торжественно юношей в армию. Осенью и весной с 1980 по 1992гг. проводился праздник «Проводы в армию». Участники художественной самодеятельности исполняли патриотические

песни и стихи, выступал местный вокально-инструментальный ансамбль, где появилась новая солистка - учитель музыки Белимова Е.А. С напутственными словами призывникам выступали руководители колхоза, сельского совета, родители, учителя, комсорги. Юноши награждались ценными памятными подарками. (9, 10,12)

В День Защитника Отечества в школе стал традиционным смотр песни и строя, где до сих пор соревнуются между собой учащиеся 5-11 классов. Юноши показывают свою силу, мастерство в спортивных и военных состязаниях, стрельбе по мишеням, строевую подготовку.

В 1989г. в День Молодёжи стали отмечать День села. Отрадно заметить, что на этом празднике всегда много не только жителей села Знаменка, гостей нашего района, но и приезжих из других городов.

В конце 80-х г. г. в селе появилась конеферма, а с нею и ещё одно традиционное явление, как скачки на лошадях. Для старта и финиша скачек делали разметку на трассе

флажками. Скачки приобрели популярность не только среди нашего населения и окрестных деревень, но среди жителей других районов. Скачки продолжались до 1995 года.

С 1962 по 1995 год в селе отмечался День Кооперации. В здании конторы Сельпо на торжество приглашались повара, шоферы, работающие в этой организации,

технички и продавцы села. Председатель Сельпо Воронов Андрей Семёнович отмечал лучших работников грамотами, благодарностями, ценными подарками, денежными премиями. После награждения празднование продолжалось на природе.

В 80- е - 90-е г.г в празднике «Проводы зимы» также присутствовали все масленичные обряды. Но праздник стал отличаться тем, что появились театрализованные представления, организованные школьниками и работниками культуры, спортивные игры, на лучшую частушку, исполнение весёлых народных песен. Традиционным осталась торговля, катание на тройках, сжигание чучела Масленицы, взятие Снежного городка, конкурс на перетягивание каната и бег в мешках. (9, 19,20)

День Космонавтики с 1993 года отмечается только в стенах школы на классных часах и мероприятиях. Работающий много лет в школе учителем физики Зенков А.В., всегда помогал во всех праздничных делах. К 50-летнему юбилею празднования первого полёта человека в космос в этот день в ДК была организована выставка детских рисунков, аппликаций, поделок из дерева и пластилина, викторина для детей разного возраста. В школе села Знаменка проводилось большое мероприятие с презентацией по теме космоса, литературно- музыкальной композицией. В школе села Знаменка проводилось большое мероприятие с презентацией по теме космоса, литературно- музыкальной композицией.

Исследуя праздники периода с 1960 до конца 90-х годов, мы отметили, что экономический и политический кризис в стране заметно отразился на праздничной сфере. Бесследно исчезли трудовые праздники, колхозные, ушли из наших календарей политические даты, такие как День рождения В.И. Ленина, День Пионерии и Комсомола, и другие. К 2000 году общество стабилизируется, появляются новые праздники, возрождаются традиционные народные и церковные праздники.

Как дань современной моде в 2000- 2010 г.г появились праздники, заимствованные из культур других стран - День Святого Валентина, Хеллоуин.

В конце ноября стал праздноваться День Матери, который празднуют как в школе, так и в сельском ДК. «День Согласия и Примирения» изменил своё название - «День Единства» и отмечается 4 ноября. 22 апреля с прошлого десятилетия стали праздновать «Всемирный День Земли»

В связи с возрождением казачества появляются новые праздники:

В 2010 году отмечалось 160 лет образования Забайкальского казачьего войска. В школе с. Знаменка к этой дате проводился военно-спортивный праздник «А ну-ка, казачата!

В 2012 году в Нерчинске кадеты школы на традиционном смотре конкурса песни и строя заняли 1 место.

С 2010 года в Параде Победы в г. Нерчинске принимают участие казаки Знаменской станицы- Маслов А.Г. и Загниборода В.В. (21), а также кадеты школы.

12 сентября 2010 года в Знаменской средней школе состоялось открытие

« Музея истории Забайкальского казачьего войска»

С марта 2012 года в школе стало традиционным посвящение учащихся в кадеты.

В ноябре 2012 года в школе праздновался праздник «Покрова Пресвятой Богородицы».

Осенью 2012 года нашу школу посетили казаки из Сиднея (Австалия).

В сельском ДК проводится очень мало праздников - Новый год, 8 Марта, День Победы, День Пожилого человека, День Матери. В том, что стало мало отмечаться праздников в ДК, как мы считаем, есть и немалая вина наших сегодняшних работников культуры. Концерты, если в них нет участия школьников, не интересны, и зрителей на них бывает всего несколько человек из всей деревни. Поэтому всегда большое количество зрителей на концертах в школе или с участием учеников. Мы думаем, что в нашем селе измениться что-то может только с появлением молодых, любящих своё дело, специалистов.

Заключение

В результате проведённых исследований мы пришли к выводу, что изменения, которые происходили в жизни государства, влияли на культурную жизнь нашего села.

Каждый человек с той или иной мерой глубины осознаёт нужность как государственных, так и сельских праздников, потому что мы живём в такое время, когда происходят разные события и изменения, как в истории страны, так и в жизни простых людей.

Человеку необходим обмен чувствами, идеями, переживаниями которые вызывает определённое событие в жизни страны или своего села. Праздники и традиции учат многому- нравственности, патриотизму, активной деятельности человека, духовным качествам, передают новому поколению бережное отношение старшего к добрым обычаям и традициям.

Мы видим, что в те годы, пока существовал колхоз, в 1960 - 1980 - начало 1990-х годах жизнь в селе была интересна, разнообразна. На всех проводимых праздниках было многолюдно, участие работников всех организаций в массовых мероприятиях было обязательно, и люди с патриотизмом и чувством долга к Родине и своему селу, приходили на все проводимые в селе праздники. Кризис в экономике страны коснулся всех сторон жизни наших соотечественников и привёл к спаду культурной жизни в селе.

Осталось мало праздников, которые празднуют всем селом, да и на мероприятия, проводимые сейчас, уже не ходят все жители. В проведении, тем более, участвуют только школьники, учителя и работники культуры.

Проведя свои исследования, мы получили удовлетворение от своей работы, потому что узнали, как жилось раньше людям, как они работали и умели отдыхать после тяжёлых трудовых дней, сколько было организовано и проведено в селе! А ведь многие сельские праздники проходили после работы, вечером, и все принимали активное участие во всех празднованиях и мероприятиях. Таким образом, праздник как социально-культурное явление имеет большой жизненный смысл.

Мы хотим, чтобы праздники возрождались в нашем селе, чтобы продолжались все хорошие дела старшего поколения. И очень бы хотелось, чтобы появились такие праздники, которые объединяли бы жителей села, проводились бы все вместе и где участвовали бы все организации села.

Думается, что перемены будут уже скоро, поскольку наша школа с января 2012 года приобрела статус Казачьей Кадетской, появятся новые праздники, которые будут отражать быт, культуру и традиции казачества. Это коснётся не только школы, но культуры и жизни всего села.

Литература

1. Вербицкая Л.А., Фурсенко А.А. Школьная энциклопедия «История

России 20 век»- Москва: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003

2. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР

Москва: Выш. Школа, 1990

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва : Русский язык, 1986

Воспоминания жителей села Знаменка.

4. Зенкова Людмила Александровна.

5. Казакова Нелли Михайловна и Казаков Николай Иванович.

6. Могильникова Ада Ивановна.

7. Колосова Лидия Владимировна.

8. Астраханцева Вера Павловна.

9. Батырева Людмила Николаевна.

10. Старицына Екатерина Калистратовна.

11. Казанцева Валентина Ивановна

12. Трофимова Ольга Викторовна

13. Аникеева Галина Капитоновна

14. Колосова Тамара Ивановна.

15. Бронникова Галина Кузьминична

16. Швецова Евдокия Степановна

17. Астраханцев Леонид Васильевич

18. Хохлова Валентина Леонтьевна

19. Хохлова Наталья Владимировна

20. Батырева Татьяна Викторовна

21. Маслов Андрей Георгиевич


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.