12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дубова Людмила Александровна44
Учитель русского языка и литературы, классный руководитель, руководитель методического объединения учителей.
Россия, Владимирская обл., Ковров
2

Технологическая карта проекта «Экзамен за первый курс в школе чародейства и волшебства «Хогвартс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Коврова

«Средняя общеобразовательная школа № 23

имени Героя Советского Союза Д.Ф. Устинова»

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

 Открытая практика

Технологическая карта проекта в рамках курса «Литература»

для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы

«Экзамен за первый курс в школе чародейства и волшебства «Хогвартс»

Кураторы проекта:

Дубова Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

Храмова Светлана Леонидовна, педагог-психолог квалификационной категории,

Овчинникова Татьяна Григорьевна, учитель математики

Цель проекта - развитие потребности в чтении текстов художественной литературы у обучающихся основной общей школы, формирование их читательской культуры на примере работы с текстом повести Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Задачи, решаемые в ходе образовательной практики:

развивать умение работы с текстом художественной литературы путем применения метода проектов;

формировать исследовательские навыки через реализацию исследовательских проектов на основе текста художественного произведения (умение ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с проблемой; умение выстраивать структуру доказательства имеющейся гипотезы; умение соотносить проблему исследования и вывод);

развивать коммуникативные навыки (толерантное взаимодействие в творческой группе: принятие инициативы, объективное признание собственной организаторской роли, принятие роли другого члена творческой группы);

развивать рефлексивные навыки (навыки оценки конечного продукта и самооценки деятельности в ходе создания проекта творческого, ролевого или исследовательского проекта, созданного по творчеству писателя);

развивать умение самопрезентации на конечном этапе.

Проблема, на решение которой нацелен проект — приобщение школьников к чтению.

Средства решения (реализация) — активизация читательской потребности через организацию проектной деятельности на примере текста повести Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», погружение в атмосферу волшебного мира через реализацию принципа достоверности.

Ожидаемые результаты — создание исследовательских и творческих работ на материале повести.

Классификация проекта

Учебный (исследовательский, творческий, ролевой).

По типу результата это АБСТРАКТНЫЙ проект (нацелен на приобретение опыта, знания, апробацию метода работы).

По числу участников - групповой.

По продолжительности - долгосрочный со сроком реализации 1 месяц.

По степени сложности — сложный с точки зрения реализации задач, трудоемкий с точки зрения организации (это является минусом проекта, так как учитель возьмется за менее трудоемкий проект).

Описание подготовительного этапа проекта

Выбор текста художественного произведения.

Формулировка творческих, ролевых и исследовательских задач.

Изучаемая дисциплина (по мотивам цикла повестей о Гарри Поттере)

Творческая группа

Наименование проекта

Классификация проекта

Нумерология

Проект факультета Когтевран

Исследование на тему «Значение чисел и их скрытый смысл в повести Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

Исследовательский

Заклинания

Проект факультета Слизерин

Значение заклинаний и их этимология в повести Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

Исследовательский, ролевой (на этапе реализации проекта предполагалась магическая дуэль)

Магловедение

Проект факультета Гриффиндор

Гарри потер и вопросы взаимоотношений между людьми (секреты популярности книг о Гарри поттере)

Психологическое исследование

История магии

Проек факультета Пуффендуй

Фанфик как жанр фантастической литературы, создаваемой на основе известного сюжета

Творческий (создание фанфика, оформление рукописной иллюстрированной книги)

 

Анкетирование на предмет изучения популярности повести «Гарри Поттер и философский камень»

Анкета «Мир Гарри Поттера»

Вы читали (смотрели) повести о Гарри Поттере?

Хотели бы вы учиться в школе «Хогвартс»?

Как вы думаете, на какой факультет вас бы зачислили: Грифиндор, Когтевран, Пуффендуй, Слизерин?

Какие бы учебные предметы Вы хотели изучить в первую очередь: защита от темных сил, зельеварение, магловедение, история магии, заклинания. трансфигурация. предсказания. полеты на метле? Почему?

Каким волшебным предметом Вы бы хотели обладать: волшебная палочка, мантия –невидимка, воскрешающий камень. маховик времени, метла др.?

На уроке зельеварения какое бы зелье вы создали?

С кем из героев книги Гарри Поттер вы бы хотели дружить? Почему?

Как Вы думаете, выбрал ли бы Гарри Поттер Вас своим другом?

Как вы думаете, в реальной жизни есть место волшебству? Почему?

Какого человека можно назвать волшебником?

Достоверность – важнейший фактор успешности проекта, если речь идет о погружении в любимую книгу (когда выбор художественного произведения обусловлен читательскими предпочтениями учеников, а не учителя). Следование принципу достоверности определило выбор форм работы на этапе разработки проектов по повести Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»:

  1. деление детей на факультеты путем психологического тестирования, проведенного психологом школы:

уровень интеллекта учитывался по результатам тестирования в начальной школе, но не являлся определяющим, так как группы формировались равные по интеллектуальным возможностям;

методом тестирования происходило выявления лидеров каждой группы с целью назначения старост факультетов и старосты Хогвартса;

также было проведено тестирование на определение типа темперамента.

  1. на этапе разработки проектов пятиклассникам предлагались дополнительные задания с целью приблизить образовательный процесс к литературному источнику:

Изучаемая дисциплина (по мотивам цикла повестей о Гарри Поттере)

Содержание задания

Трансфигурация

Студенты!

Наш класс еще не похож на школу чародейства и волшебства «Хогвартс». Ваша задача преобразовать кабинет, чтобы он мог выполнять функцию Большого зала и гостиной Вашего факультета. Для этого выполните задания:

1. Оформите виртуальную гостиную факультета:

нарисуйте плакат А3, на котором разместите информацию:

название факультета

эмблема факультета

придуманный Вами девиз (4 строчки в стихах)

староста факультета

список студентов первого курса

другие элементы (по вашему выбору)

2. Оформите кабинет элементами декора (свечи, камин и другое по вашему выбору)

3. Каждому факультету необходимо сделать волшебные песочные часы с драгоценными камнями своего цвета:

гриaфиндор — красные

когтевран — синие

слизерин — зеленые

пуффендуй — желтые

Для этого трансфигурируйте стеклянную банку объемом 1 литр, разместив на ней герб вашего факультета.

Внимание! Настоящий волшебник — это тот, кто не ждет инструкций, а творит волшебство самостоятельно. Творите! Будьте оригинальны!

Уход за магическими существами

Студенты!

На этот раз вам придется поработать в библиотеке Хогвартса. Обратитесь к древним мифам и составьте каталог мифических животных, о которых упоминается в книге «Гарри Поттер и философский камень». Каталог должен содержать информацию о происхождении мифического существа, его внешности (рисунок допускается), описание волшебных свойств. Обратите внимание, на самых обычных животных, которых студенты могли привезти в Хогвартс. Возможно Джоан Роулинг выбрала их не случайно. Добавьте их в свой каталог и объясните, почему именно они оказались в списке.

Подсказка: е…г, к…р, ц…р, г…я и другие.

Примечание. Работа должна быть напечатана (или сохранена на флешке), объем работы 1-7 лист формата А4, размер шрифта 14. Используйте рисунки животных, таблицы и т.д.

Внимание! Работы, скачанные из «Интернета», не принимаются и оцениваются «Т».

Срок проверки домашнего задания _________.

История магии

Студенты!

Помните ли вы, что на самом первом ужине в школе чародейства и волшебства «Хогвартс» по случаю начала учебного года Гарри Поттер услышал от профессора Дамблдора странные слова. Сказанное профессором никто не понял, все посчитали его слегка сумасшедшим гением.

Но вы уже поняли, что в книге Джоан Роулинг нет ничего случайного. Итак, вам предстоит объяснить, что обозначают слова ОЛУХ, ПУЗЫРЬ, ОСТАТОК, УЛОВКА, сказанные Дамблдором перед банкетом.

Примечание. Работа должна быть напечатана, сохранена на флешке, объем работы 1 – 2 листа формата А4, размер шрифта 14. Используйте схемы, таблицы и т.д.

Советую вам сравнить переводы романа издательств «Махаон» и «Росмен», а также обратиться к оригиналу текста на английском языке.

Внимание! Работы, скачанные из «Интернета» не принимаются и оцениваются «Т».

Срок проверки домашнего задания ___________

Зельеварение

Студенты!

- Что получится, если добавить толченый корень златоцветника (асфоделя) к настойке полыни?..

Именно этот вопрос задал профессор Северус Снегг первокурсникам на первом уроке зельеварения. Случайный вопрос? Нет, конечно! А в это время исследователи творчества Джоан Роулинг утверждают, что Снегг, которого так ненавидел Гарри, уже на самом первом уроке пытался намекнуть ему на свою преданность.

Расшифруйте тайный смысл слов профессора Снегга.

Примечание. Работа должна быть напечатана (или сохранена на флешке), объем работы 1 лист формата А4, размер шрифта 14. Используйте рисунки растений и т.д.

Внимание! Работы, скачанные из «Интернета», не принимаются и оцениваются «Т».

Срок проверки домашнего задания ___________.

Выполнение заданий давало возможность факультетам получить дополнительные очки, подсчет которых состоялся на заключительном этапе – экзамене.

Описание этапа реализации проекта

Приветствие участников мероприятия, представление компетентного жюри (в роли жюри выступают члены администрации и учителя школы (соблюдая принцип достоверности, следует связать их должность с учебными дисциплинами Хогвартса, например,

преподаватель учебной дисциплины «квиддич», профессор …

знаток английской литературы, автор книг заклинаний на английском языке…

составитель каталога магических животных, преподаватель учебной дисциплины «уход за магическими животными», профессор…

Факультеты по очереди выступают с девизами, которые придумали на подготовительном этапе.

Магическая разминка – блиц-опрос на знание текста художественного произведения, дающий возможность получить дополнительные балла факультетам.

Вопросы магической разминки

Сколько детей в семье Уизли?

Назовите животных, изображенных на гербах факультетов Хогвартса.

Кто такие маглы?

Кем были родители Гермионы Грейджер?

Каким необычным волшебным даром обладал Гарри Поттер?

На чем доставляли первокурсников от станции в Хогсмите до школы?

За какую магическую игру Рон Уизли получил 50 очков Гриффиндору?

Каким способом Гарри поймал свой первый снитч?

Что означает слово ЕИНАЛЕЖ?

При помощи какого заклинания Гпрри оглушил тролля, проникшего в Хогвартс?

(Ответы: 7; лев, орел, барсук, змея; не маги, стоматологи; змееуст; на лодках, шахматы, чуть не проглотил, ЖЕЛАИЕ, вингардиум левиоса)

Подведение предварительных результатов, подсчет очков в волшебных часах (см. описание подготовительного этапа).

Защита проектов.

Этап рефлексии.

Слово предоставляется жюри, которое по критериям оценивания проектов выставляет баллы в соответствии с системой оценки в Хогвартсе:

П – превосходно – 10 баллов

В – выше ожидаемого – 5 баллов

У – удовлетворительно – 3 балла

С – слабо – 2 балла

О – отвратительно – 1 балл

Т – тролль – не оценивается

 

Лист оценки Жюри

Подведение итогов, подсчет баллов, награждение памятными подарками.

Опубликовано


Комментарии (1)

Никитина Людмила Анатолиевна, 17.03.19 в 21:57 1Ответить Пожаловаться
Людмила Александровна, проект очень интересный! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.