Технологическая карта словарного урока в 7 классе, приуроченного к 125-летию со дня рождения С.И.Ожегова на тему «Слово живое и мудрое: наследие С. И. Ожегова»

4
0
Материал опубликован 8 September

Приложение 1 ПрезентацияPDF / 1 Мб

/data/files/u1757314261.pdf (Приложение 1 Презентация)


Приложение 2 Карточки с заданиямиDOCX / 12.37 Кб

/data/files/v1757314284.docx (Приложение 2 Карточки с заданиями)


Приложение 3 Лист самооцениванияDOCX / 13.07 Кб

/data/files/o1757314310.docx (Приложение 3 Лист самооценивания)


Технологическая карта урокаDOCX / 30.76 Кб

/data/files/l1757314339.docx (Технологическая карта урока)Технологическая карта словарного урока в 7 классе, приуроченного к 125-летию со дня рождения С.И.Ожегова на тему «Слово живое и мудрое: наследие С. И. Ожегова»

Класс: 7 класс

Предмет: русский язык

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма проведения: Комбинированный урок с элементами групповой работы и индивидуального исследования.

Цель урока: знакомство учащихся с жизнью и деятельностью выдающегося лингвиста С.И. Ожегова, развитие интереса к изучению русской лексики и грамотному владению языком.

Задачи урока:

Образовательные:

-Ознакомить учащихся с жизненным путём и вкладом С.И. Ожегова в развитие лингвистики и изучение русского языка.

-Развивать умения правильно понимать и употреблять слова, используя словарь Ожегова.

Развивающие:

-Формировать навык самостоятельной работы со словарём.

-Обогащать активный словарный запас детей новыми словами и выражениями.

-Способствовать развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к родному слову.

-Создавать условия для формирования чувства уважения к историческому наследию и научным достижениям нашей страны.

-Прививать желание постоянно совершенствоваться в знании родного языка.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: умение пользоваться толковым словарем, знание основных понятий лингвистики;

личностные: осознание значимости родного языка, воспитание уважения к труду ученых-лингвистов;

метапредметные: формирование навыков самостоятельной работы с информацией, критического осмысления текста.

Методы урока:

-Информационно-рецептивный метод;

-Объяснительно-иллюстративный метод;

-Практический метод;

-Исследовательско-творческий метод;

-Метод самооценивания и рефлексии.

Средства обучения:

-Интерактивная доска / мультимедийный проектор;

-Словари С.И. Ожегова;

-Карточки с заданиями;

-Наглядные пособия (фотографии, плакаты, цитаты)

Оформление доски:

- Портрет С. И. Ожегова

- С. И. Ожегов: «Любовь к своему языку начинается с любви к словам» (ниже портрета)

-Колонка ключевых дат (справа от портрета)

- Структура урока (слева от портрета)

Этапы урока

Этапы проведения мастер-класса

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Организационный момент

2 минуты

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Желаю вам хорошего настроения и успехов!

Приветствуют. Готовятся к занятию.

Подготовка обучающихся к изучению нового материала. Мотивация обучающихся.

Формулировка темы и целепологание

5 минут







-Кто составляет правила правильного написания и произношения слов?


-Знаете ли вы, какой самый важный помощник каждого школьника, журналиста, писателя?




-Что такое толковый словарь и зачем он нужен человеку?















-Как располагаются слова в толковом словаре?


-Какие ещё известные деятели науки и литературы занимались созданием словарей?


-Как думаете, почему мы обращаемся к словарям каждый день?

-Ребята, обратите внимание на красивую книгу — это именно тот знаменитый толковый словарь русского языка, автором которого является великий учёный Сергей Иванович Ожегов.


-Сегодня мы будем говорить о человеке, чьё имя стало символом точности и чистоты русского языка — Сергее Ивановиче Ожегове. Вы знаете, что именно в этот год отмечается важная дата — 125-летие со дня его рождения. Мы вспомним его замечательный труд и научимся лучше ориентироваться в мире слов, обогатив наш словарный запас



Настраиваются на урок, определяют тему и цель урока.




Учёные-лингвисты




Словарь






Толковый словарь — это словарь, предназначенный для объяснения значений слов простым и доступным языком. Основной задачей толковых словарей является помощь в правильном понимании и употреблении слов в повседневной речи и письменной практике.


В алфавитном порядке.


Владимир Даль, Дмитрий Ушаков, А.С. Пушкин.



Для определения значения незнакомых слов, для расширения лексикона

Изучение нового материала

Приложение 1

Презентация

6 минут


22 сентября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Ожегова - одного из крупнейших русских лингвистов, составителя знаменитого «Толкового словаря русского языка» под редакцией Николая Ушакова.

Ожеговы - фамилия уральская. Она происходит от слова "ожег" (с ударением на о) - так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности к разливке.

Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года в посёлке Каменное (ныне город Кувшиново) Тверской губернии в семье инженера-технолога Каменской бумажно-картонной фабрики — Ивана Ивановича Ожегова. Накануне Первой мировой войны Ожеговы перебрались в Петроград, где юный Сергей закончил гимназию.

В 1918 году после окончания гимназии С.И. Ожегов поступил в Петроградский университет на филологический факультет. Но учиться не пришлось: началась Гражданская война, и он уходит в Красную армию. После войны Ожегов возвращается в университет, хотя ему предлагают учиться в военной академии. Сергей Иванович окончил университет в 1926 году, но еще до этого стал "своим" в небольшом кругу ленинградских лингвистов, познакомился с московскими коллегами: В. Виноградовым и Д. Ушаковым. Особенно важным было знакомство с Дмитрием Ушаковым, который привлёк Ожегова к своей работе над "Толковым словарём русского языка". Ожегов переезжает в Москву. Именно здесь складывается его научная карьера. В коллективе авторов четырёхтомного словаря Ушакова он занял ведущее место: в словаре ему принадлежит 33,55% текста. Немало сил отдал Ожегов работе над "Словарём к пьесам А.Н. Островского".

В процессе работы над словарём Ушакова у Ожегова возникла идея создания однотомного словаря для самого широкого использования, работу над которым он начал накануне Великой Отечественной войны. В эвакуацию из Москвы он не уезжал: не верил, что немцы могут взять её. Во время войны он работал в Институте языка и письменности. Грандиозную работу над словарём ученый практически проделал в одиночку. Начиналась она, правда, как коллективная, но постепенно соавторы Г. Винокур и В. Петросян от нее отходили. Несмотря на то, что их вклад в работу (так же, как и вклад главного редактора академика С. Обнорского) был чисто номинальным, Ожегов посчитал этически необходимым упомянуть их как участников подготовки первого издания словаря, вышедшего в 1949 году.

Ожегов почти до конца жизни работал над словарем: вносил доработки и совершенствовал его структуру. Ожегов понимал, что язык - явление живое, меняющееся, и большое удовольствие доставляли ему наблюдения за этими переменами. Под его редакцией выходили интереснейшие сборники "Вопросы культуры речи". Он также организовал в Институте русского языка своеобразную "Скорую помощь" по телефону (тысячи людей звонили и получали немедленные консультации по самым сложным языковым вопросам).

Толковый словарь С.И. Ожегова С 1949 по 1970 год словарь переиздавался 8 раз и включал 50100 слов. С.И.Ожегов (1900-1964) Ожегов Сергей Иванович — российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук, автор самого популярного однотомного толкового словаря русского языка.

Значимость «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова через высказывание К.И. Чуковского: «Я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит великую службу многим поколениям».

Просматривают презентацию, слушают, осмысливают.


Закрепление изученного материала

«Практическое использование толкового словаря»

Групповая работа

Приложение 2

(Карточки с заданиями)

6 минут

Задания учащимся:

Задание 1

1.Используя словарь Ожегова, выберите пять редких или устаревших слов, определите их современное значение и составьте предложение, иллюстрирующее правильное употребление каждого из них.

Пример:

Архаизм: «перстень»

Современное слово: кольцо с драгоценным камнем

Предложение: У бабушки был старинный золотой перстень с рубином.

Задание 2

1.Найти определение слова из текста учебника (например, слово «педагог») в Словаре Ожегова.

2.Выписать синоним и антоним выбранного слова.

3.Составить предложение с найденным словом.

Задание 3*

1.Определите значение слова («Оригинальный»)

2.Составьте цепочку ассоциаций с этим словом (например, «честь → достоинство → гордость»).

2.Объясните разницу между двумя похожими словами («блестеть — сверкать»)

Работают в группах, выполняют карточки с заданиями

Закрепление изученного материала

Индивидуальная работа

(Творческое задание)

11 минут

1.Напишите письмо другу-первокласснику о важности знания своего родного языка и пользы от пользования словарем.



Итог урока

4 минуты

-Что нового узнали?

-Почему толковые словари так важны человеку?

-Какие трудности возникли при выполнении упражнений?

-Какое впечатление произвела жизнь и деятельность С.И. Ожегова?



Отвечают на вопросы, систематизируют изученное, подводят итог.


Домашнее задание по выбору

4 минуты

1.Найти несколько интересных цитат из работ С.И. Ожегова


2.Подготовить сообщение на тему «Почему важно изучать слово».


3.Написать эссе-размышление на тему "Почему важно изучать русский язык?" Используйте цитаты из предисловия к одному из изданий словаря Ожегова ("Выяснить точное значение слова значит понять его назначение").


4.* Проектная работа

Создать проект презентации «История русской филологии сквозь призму словаря Ожегова».

Требования к проекту:

-Анализ изменений значений отдельных слов в разные исторические периоды.

-Подготовка презентации с примерами архаичных и современных слов.

-Проведение опроса среди одноклассников о значениях выбранных слов.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Рефлексия

3 минуты


Сегодняшний урок помог нам познакомиться ближе с великим русским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым и оценить значимость его труда в области изучения и сохранения русского языка. Давайте подведём итоги нашей встречи и поделимся впечатлениями!


-Что нового узнали?














-Какие трудности возникли?










-Ваши впечатления и пожелания?

Подводят итоги работы, делятся впечатлениями.








Узнали биографию выдающегося учёного-лингвиста С.И. Ожегова.

Поняли важность создания нормативных словарей и справочников.

Открыли для себя богатство и разнообразие русских слов.


Некоторые слова оказались трудно интерпретируемыми без контекста.

Необходимо больше практики для быстрого нахождения нужных слов в словаре.


Мне понравилась атмосфера праздника, посвящённого юбилею Ожегова.

Было бы интересно продолжить занятия, организованные таким же интерактивным способом.

Хочу чаще заглядывать в словарь, чтобы расширить свой словарный запас.

Самоценивание

3 минуты

Приложение 3



Лист самооценивания (Приложение 3)

Анализируют свою работу на уроке. Заполняют лист самооценивания.

Заключительное слово учителя

1 минута

Спасибо за участие в нашем празднике русского языка! Пусть уроки будут интересными, полезными и вдохновляющими вас на дальнейшее совершенствование своего мастерства владения родным языком.

Слушают.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.