12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домаскина Екатерина Игоревна78
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
0

Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему "Е.И.Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя»"

Технологическая карта урока литературы

Домаскина Екатерина Игоревна

Класс: 7

УМК: Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 3–е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков: первый и единственный урок в системе уроков.

Вид урока: урок-диалог.

Формы организации: коллективная.

Цели урока:

Воспитывающие:

способствовать заинтересованности учеников к чтению художественных произведений;

создать условия для знакомства с творчеством Е.И.Носова;

способствовать нравственному воспитанию обучающихся: уважительному отношению к окружающему миру, памяти об участниках Великой Отечественной воины.

Обучающие:

создать необходимые условия для изучения жизни и творчества Е.И.Носова;

создать условия для чтения и анализа произведений «Кукла», «Живое пламя»;

способствовать развитию умений анализировать художественное произведение.

Развивающие:

– создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;

способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;

создать условия для развития памяти, мышления, внимания;

способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста.


Планируемые результаты обучения:

Личностные  понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения; формируют позитивное отношение к природе и человеку.

Предметные – формируют представление о жизни и творчестве Е.И.Носова; анализируют художественное произведение.

Метапредметные развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель; владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка.

Методы: метод проблемной ситуации, метод беседы, метод творческого чтения.

Оборудование урока: презентация, учебник по литературе.


Этапы урока:

I. Организационный момент (1 мин.);

II. Мотивация учебной деятельности (4 мин.);

III. Аналитическая работа с текстом произведения (30 мин.);

IV. Рефлексия (3 мин.);

V. Домашнее задание (2 мин.).


Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: настроить обучающихся на работу.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.




Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Коммуникативные:

 взаимодействие с учителем и сверстниками;

Регулятивные: самоконтроль.

II. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить беседе по тексту произведений, сформулировать тему урока, определить цель.












1. Фронтальный опрос по биографии писателя.

Обратите внимание на доску. ( Портрет Е.И.Носова и эпиграф к уроку.) Данные слова являются эпиграфом к нашему уроку: «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию».

Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся?

Верно. Какие произведения рассмотрим?

Как, по вашему мнению, будет звучать тема сегодняшнего урока?

Совершенно верно. А что вы знаете о жизни Евгения Ивановича Носова?

В какой году он родился?

Где родился писатель?


Что считал Евгений Иванович главной стезёй своей жизни?

Чем занимался в годы войны?

Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. Май 1945 года – ранение, госпиталь.

Кем работал после войны?

Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу.

Какова неизменная тема произведений Евгения Ивановича Иванова?

















С творчеством Евгения Ивановича Носова.



«Кукла» и «Живое пламя»


Е.И.Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя».





В 1925году.

В селе Толмачёво, недалеко от Курска.

Литературу.



Был противотанковым артиллеристом.










Корреспондентом в газете.











«Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию».

Личностные:

интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

развитие эстетического вкуса;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

развитие умения рассуждать, делать выводы.

III. Чтение и анализ текста произведений.

Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ.



1. Проверка домашнего задания.


















2. Выборочное чтение.

















































3. Пообразный анализ произведения.
























































4. Анализ сюжетного построения рассказа «Живое пламя».

















5. Микроитог.

Я вижу, что вы хорошо знаете биографию писателя, и теперь давайте приступим к чтению и анализу его произведений. Какие рассказы вам нужно было прочитать дома?

Поднимите руку те, кто прочитал оба рассказа.

Те, кто прочитал только 1?


Хорошо, сначала поработаем с рассказом «Кукла».

Откройте свои учебники на странице 176 для того, чтобы мы все вместе работали по содержанию текста.

С чего начинается произведение?

Давайте вспомним, как называется изображение в литературном произведении картин природы.


Верно, давайте зачитаем описание кургана, реки, которые видит рассказчик в самом начале.














Но затем мы видим совершенно другой пейзаж. Давайте найдем его в тексте.



















Итак, перед нами 2 описания местности, близких сердцу автора. Как вы считаете, для чего автор к одному и тому же пейзажу спустя несколько лет?






Да, вы правы. Теперь давайте определим героев произведения.


Что их объединяет?










Приведите описание Акимыча.













Что так встревожило Акимыча? На что он обратил внимание в отличие от других людей?



Какие эмоции у вас вызывает описание куклы?




После того как Акимыч закопал куклу в земле, он произносит следующие слова: «Всего не закопать…» Как вы поняли эти ключевые строки рассказа.


Когда мы проанализировали с вами рассказ, скажите, какая тема в нем поднимается.







Теперь давайте обратимся к другому рассказу Евгения Ивановича. Кто может рассказать, о чем автор писал в произведение «Живое пламя»?


Молодец. С кем или чем у тети Оли ассоциируется цветение маков?


Почему тетя Оля тетя посадила так много маков?







Как вы считаете, почему именно маки используются автором для сравнения с образом Алексея?

Красный мак символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии  жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с 1914 года.

Например, в Великобритании в рамках благотворительной акции «Воззвание маков», которую курирует королевский британский легион, красные маки раздают в октябре-ноябре в обмен на 1 фунт или любое другое вознаграждение, а вырученные деньги идут в фонд помощи ветеранам войн.

В эти дни к военным монументам возлагают маковые венки, а во дворах церквей появляются поля памяти из маленьких крестов с маками.


А какие традиции в нашей стране? Как в России принято чтить память воинов, отдавших свои жизни.






Думаю, что нет ни одной семьи, которая не столкнулась бы с утратой. В каждой семье живет память о погибших дедушках, прадедушках, прабабушках. Наш долг всегда помнить о том великом подвиге, который совершил русский народ в годы Великой Отечественной войны.





«Кукла» и «Живое пламя».



Честно поднимают руки, для того, чтобы учитель понял, все ли готовы анализировать оба рассказа.









Рассказ начинается с описания природы.




Пейзаж.


Чтение 1 учеником фрагмента описания пейзажа: «В самый раз против древнего

обезглавленного кургана, над которым в знойные дни

завсегда парили коршуны, была одна заветная яма.

В этом месте река, упёршись в несокрушимую девонскую

глину, делает поворот с таким норовом, что начинает

крутить целиком весь омут, создавая обратно круговое

течение».



Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах

затянуло дурнишником и жёстким белокопытником,

объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке

буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало,

готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не

могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный

озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов...


Предполагаемые ответы учеников:

Автор прибегает к повторному описанию для того, чтобы показать как сильно изменилось место в котором он вырос.

Чтобы показать, как человек влияет на окружающую его среду.


Акимыч и герой-повествователь (рассказчик).




Воевали в одной и той же

горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе»,

вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский

котлы, брали одни и те же белорусские и польские города.


Он внезапно утрачивал

дар речи, язык его будто намертво заклинивало,

и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытарагценно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой.

Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами,

казалось, не признал меня вовсе.


Его поразило то, как безжалостно люди обращаются с куклой, которая ассоциировалась у него с образом человека.


Вызывает жалость, печаль. Люди поступили неправильно поступив так с куклой.


Все человеческие поступки влияют на жизнь окружающих. И если многие совершают дурные поступки, не всегда найдутся люди, которые смогут их скрыть.



Отношение человека к природе, к жизни вокруг; 


проблема взаимоотношений между людьми. Главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.


1 ученик пересказывает содержание рассказа своими словами.





С ее сыном Алексеем.

С его короткой, но яркой жизнью.


В память о сыне. Маки напоминали ей об Алексее: их яркое цветение и быстрое увядание словно жизнь ее молодого сына, погибшего во время Великой Отечественной войны.


Так же ярко жил, как цветет мак.






























Символ памяти георгиевская лента.

9 мая день Победы. В этот день возлагаются цветы к монументам, памятникам, могилам погибших воинов. Во всей стране объявляется минута молчания. Также проводится акция «Бессмертный полк».












Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Познавательные:

развитие умения рассуждать, делать выводы,

построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.


IV. Рефлексия.

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке.

Итак, ребята давайте подведем итоги нашего урока.

Мы познакомились с творчеством…

Больше всего мне понравился рассказ…

Мне было интересно/неинтересно, весело, скучно, познавательно….

Я похвалил бы себя за…

Выставление оценок ученикам.




Е.И.Носова


«Кукла» или «Живое пламя».

Ответы учеников.

Регулятивные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V. Домашнее задание.

Цель этапа: продолжить работу закреплению материала.

На следующий урок вам нужно прочитать биографию Юрия Казакова на страницах 186-187, и рассказ «Тихое утро» (страницы 187-201).





Опубликовано


Комментарии (1)

Мещеряков Андрей Геннадьевич, 06.02.20 в 22:18 0Ответить Пожаловаться
"Первый и единственный урок в системе уроков" - что это значит? Заинтересовали:))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.