Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему «Е.И. Носов. Рассказы "Кукла" и "Живое пламя"»
Технологическая карта урока литературы
Домаскина Екатерина Игоревна
Класс: 7
УМК: Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 3–е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков: первый и единственный урок в системе уроков.
Вид урока: урок-диалог.
Формы организации: коллективная.
Цели урока:
Воспитывающие:
– способствовать заинтересованности учеников к чтению художественных произведений;
– создать условия для знакомства с творчеством Е.И.Носова;
– способствовать нравственному воспитанию обучающихся: уважительному отношению к окружающему миру, памяти об участниках Великой Отечественной воины.
Обучающие:
– создать необходимые условия для изучения жизни и творчества Е.И.Носова;
– создать условия для чтения и анализа произведений «Кукла», «Живое пламя»;
– способствовать развитию умений анализировать художественное произведение.
Развивающие:
– создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;
– создать условия для развития памяти, мышления, внимания;
– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста.
Планируемые результаты обучения:
Личностные – понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения; формируют позитивное отношение к природе и человеку.
Предметные – формируют представление о жизни и творчестве Е.И.Носова; анализируют художественное произведение.
Метапредметные развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель; владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка.
Методы: метод проблемной ситуации, метод беседы, метод творческого чтения.
Оборудование урока: презентация, учебник по литературе.
Этапы урока:
I. Организационный момент (1 мин.);
II. Мотивация учебной деятельности (4 мин.);
III. Аналитическая работа с текстом произведения (30 мин.);
IV. Рефлексия (3 мин.);
V. Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент Цель этапа: настроить обучающихся на работу. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Коммуникативные: – взаимодействие с учителем и сверстниками; Регулятивные: самоконтроль. |
II. Мотивация учебной деятельности Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить беседе по тексту произведений, сформулировать тему урока, определить цель. 1. Фронтальный опрос по биографии писателя. | Обратите внимание на доску. ( Портрет Е.И.Носова и эпиграф к уроку.) Данные слова являются эпиграфом к нашему уроку: «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию». Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся? Верно. Какие произведения рассмотрим? Как, по вашему мнению, будет звучать тема сегодняшнего урока? Совершенно верно. А что вы знаете о жизни Евгения Ивановича Носова? В какой году он родился? Где родился писатель? Что считал Евгений Иванович главной стезёй своей жизни? Чем занимался в годы войны? Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, где ему пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения Носов уходит на фронт. Май 1945 года – ранение, госпиталь. Кем работал после войны? Журналистские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления. Многое дало и постоянное общение с природой. Большой опыт работы в прессе подтолкнул Евгения Ивановича к писательскому делу – он начинает писать прозу. Какова неизменная тема произведений Евгения Ивановича Иванова? | С творчеством Евгения Ивановича Носова. «Кукла» и «Живое пламя» Е.И.Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя». В 1925году. В селе Толмачёво, недалеко от Курска. Литературу. Был противотанковым артиллеристом. Корреспондентом в газете. «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию». | Личностные: интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса; Регулятивные: контроль и самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы. |
III. Чтение и анализ текста произведений. Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ. 1. Проверка домашнего задания. 2. Выборочное чтение. 3. Пообразный анализ произведения. 4. Анализ сюжетного построения рассказа «Живое пламя». 5. Микроитог. | Я вижу, что вы хорошо знаете биографию писателя, и теперь давайте приступим к чтению и анализу его произведений. Какие рассказы вам нужно было прочитать дома? Поднимите руку те, кто прочитал оба рассказа. Те, кто прочитал только 1? Хорошо, сначала поработаем с рассказом «Кукла». Откройте свои учебники на странице 176 для того, чтобы мы все вместе работали по содержанию текста. С чего начинается произведение? Давайте вспомним, как называется изображение в литературном произведении картин природы. Верно, давайте зачитаем описание кургана, реки, которые видит рассказчик в самом начале. Но затем мы видим совершенно другой пейзаж. Давайте найдем его в тексте. Итак, перед нами 2 описания местности, близких сердцу автора. Как вы считаете, для чего автор к одному и тому же пейзажу спустя несколько лет? Да, вы правы. Теперь давайте определим героев произведения. Что их объединяет? Приведите описание Акимыча. Что так встревожило Акимыча? На что он обратил внимание в отличие от других людей? Какие эмоции у вас вызывает описание куклы? После того как Акимыч закопал куклу в земле, он произносит следующие слова: «Всего не закопать…» Как вы поняли эти ключевые строки рассказа. Когда мы проанализировали с вами рассказ, скажите, какая тема в нем поднимается. Теперь давайте обратимся к другому рассказу Евгения Ивановича. Кто может рассказать, о чем автор писал в произведение «Живое пламя»? Молодец. С кем или чем у тети Оли ассоциируется цветение маков? Почему тетя Оля тетя посадила так много маков? Как вы считаете, почему именно маки используются автором для сравнения с образом Алексея? Красный мак символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с 1914 года. Например, в Великобритании в рамках благотворительной акции «Воззвание маков», которую курирует королевский британский легион, красные маки раздают в октябре-ноябре в обмен на 1 фунт или любое другое вознаграждение, а вырученные деньги идут в фонд помощи ветеранам войн. В эти дни к военным монументам возлагают маковые венки, а во дворах церквей появляются поля памяти из маленьких крестов с маками. А какие традиции в нашей стране? Как в России принято чтить память воинов, отдавших свои жизни. Думаю, что нет ни одной семьи, которая не столкнулась бы с утратой. В каждой семье живет память о погибших дедушках, прадедушках, прабабушках. Наш долг всегда помнить о том великом подвиге, который совершил русский народ в годы Великой Отечественной войны. | «Кукла» и «Живое пламя». Честно поднимают руки, для того, чтобы учитель понял, все ли готовы анализировать оба рассказа. Рассказ начинается с описания природы. Пейзаж. Чтение 1 учеником фрагмента описания пейзажа: «В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упёршись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно круговое течение». Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов... Предполагаемые ответы учеников: Автор прибегает к повторному описанию для того, чтобы показать как сильно изменилось место в котором он вырос. Чтобы показать, как человек влияет на окружающую его среду. Акимыч и герой-повествователь (рассказчик). Воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. Он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытарагценно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Его поразило то, как безжалостно люди обращаются с куклой, которая ассоциировалась у него с образом человека. Вызывает жалость, печаль. Люди поступили неправильно поступив так с куклой. Все человеческие поступки влияют на жизнь окружающих. И если многие совершают дурные поступки, не всегда найдутся люди, которые смогут их скрыть. Отношение человека к природе, к жизни вокруг; проблема взаимоотношений между людьми. Главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости. 1 ученик пересказывает содержание рассказа своими словами. С ее сыном Алексеем. С его короткой, но яркой жизнью. В память о сыне. Маки напоминали ей об Алексее: их яркое цветение и быстрое увядание словно жизнь ее молодого сына, погибшего во время Великой Отечественной войны. Так же ярко жил, как цветет мак. Символ памяти георгиевская лента. 9 мая день Победы. В этот день возлагаются цветы к монументам, памятникам, могилам погибших воинов. Во всей стране объявляется минута молчания. Также проводится акция «Бессмертный полк». | Регулятивные: контроль и самоконтроль; Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. |
IV. Рефлексия. Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке. | Итак, ребята давайте подведем итоги нашего урока. Мы познакомились с творчеством… Больше всего мне понравился рассказ… Мне было интересно/неинтересно, весело, скучно, познавательно…. Я похвалил бы себя за… Выставление оценок ученикам. | Е.И.Носова «Кукла» или «Живое пламя». Ответы учеников. | Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
V. Домашнее задание. Цель этапа: продолжить работу закреплению материала. | На следующий урок вам нужно прочитать биографию Юрия Казакова на страницах 186-187, и рассказ «Тихое утро» (страницы 187-201). | | |
Мещеряков Андрей Геннадьевич