Технологическая карта урока по теме «Виды теплопередачи» (Физика, 8 класс)
Тема | «Виды теплопередачи». | ||||
Тип урока: | комбинированный | ||||
Цель | Расширить представление учащихся о способах изменения внутренней энергии через рассмотрение особенностей таких физических процессов как «теплопроводность», «конвекция», «излучение». | ||||
Задачи | Образовательные: 1.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт учащихся выяснить, какие виды теплопередачи существуют; 2.в ходе обсуждения демонстрационного эксперимента и задач учащиеся должны определить, какими особенностями обладает каждый вид теплопередачи; 3.показать значение данной темы в жизни человека. Развивающие: 1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя занимательный материал, демонстрационный эксперимент; 2.выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника; 3.высказывая свое мнение, обсуждая эксперимент, задачи и вопросы развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о внутренней энергии; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное понимание, что такое теплопередача, теплопроводность, излучение, конвекция; 2.знание особенностей проявления каждого вида теплопередачи; 2.применение новых знаний в новой ситуации. | УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||||
Основные понятия темы | Теплопередача, конвекция, излучение, теплопроводность, внутренняя энергия, молекулы, . | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей и учителя. 2. Работа с презентацией. 3.Наблюдение и обсуждение экспериментов. 4. Составление таблицы. 5.Решение качественных задач. 6.Составление рассказов по картинкам. | Технология сотрудничества, ИКТ, проблемное обучение | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование. |
Структура и ход урока.
Технологические этапы. Цель. | Действия учителя | Действия учащихся | УУД | |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||
1.Организационный этап. Цель: психологическая подготовка к общению. | Добрый день, дети! Я рада встречи с вами. Давайте настроимся на совместную продуктивную работу. | Здороваются. Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу. | Личностные. Формируются ответственное отношение к учению. | |
2. Этап мотивации. Цель: обеспечить деятельность по определению целей урока. | Предлагает обсудить афоризм Козьмы Пруткова | Высказывают свое мнение. Формулируют тему и цель урока | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. | |
3. Актуализация знаний. | Предлагает ответить на вопросы и решить качественные задачи | Отвечают. Решают. | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. | |
Операционно – исполнительный компонент | ||||
4. Изучение нового материала. Цель: способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | 1)Проводит ряд экспериментов, предлагает обсудить их результат и ответить на вопросы. 2)Предлагает составить рассказы по картинкам. 3) Предлагает сделать выводы. | Смотрят ДЭ. Слушают. Отвечают на вопросы. Обсуждают. Выступают со своими рассказами. | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. | |
5.Закрепление Цель: закрепить изученный материал. | Предлагает заполнить таблицу | Заполняют таблицу | Познавательные. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. | |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||
6. Контроль и самопроверка знаний. Цель: выявить качество усвоения материала. | «Проверь себя»! Все ли вы поняли? Ответьте на вопросы. | Отвечают. | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. | |
.Подведение итогов, рефлексия. Цель: формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений | Рефлексия «Пора делать выводы». Выразите свое отношение к теме урока. | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные. Формируются речевые умения. Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат. | |
13. Подача домашнего задания. Цель: закрепление изученного материала. | Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание. | Записывают | Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. |
Содержание
Для проведения урока можно использовать презентацию
https://урок.рф/library/prezentatciya_vidi_teploperedachi_131654.html
I.Мотивационно – ориентировочный компонент
Добрый день, дети! Я рада встречи с вами. Давайте настроимся на совместную продуктивную работу. Я попрошу вас сейчас глубоко вдохнуть и выдохнуть весь негатив, все неприятности и проблемы. А теперь еще раз вдохните как можно больше позитива, радости, энергии. Сделали! Остается только улыбнуться друг другу. Замечательно!
Мне очень нравится афоризм Козьмы Пруткова «Дружба согревает душу, платье — тело, а солнце и печка — воздух». Немного дополнительной информации! Козьма Петрович Прутков — литературный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50 – 60-е годы 19 века поэты Толстой Алексей Константинович, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы.
Предлагаю вам подумать и объяснить этот афоризм с точки зрения физики. Как происходит передача тепла во всех перечисленных случаях? Есть что-то общее? Чем отличаются?
Обсуждение. Учащиеся высказывают свое мнение и пытаются сформулировать тему и цель урока.
Актуализация знаний.
Проверь себя!
1)В каких из перечисленных ниже случаев внутренняя энергия тела изменилась за счёт механической работы, а в каких – благодаря теплообмену?
а) воду переливают из ведра в чайник;
б) её нагревают до кипения;
в) оставляют кипящей на плите.
2)Камень лежал на земле, его подняли и положили на скамейку, а затем подбросили вверх. Изменилась ли внутренняя энергия камня при таких изменениях его положения?
3)Почему при малых значениях кинетической и потенциальной энергии одной молекулы внутренняя энергия тела достаточно большая величина?
4)Дайте определение внутренней энергии тела. Назовите способы изменения внутренней энергии.
Решите задачи
Задача № 1.
Растяните слегка резиновую нить. Как надо поступить (отпустить нить или растянуть сильнее), чтобы ее внутренняя энергия увеличилась?
Задача № 2.
Кусок сахара раздробили на мелкие кусочки, а потом растёрли в порошок. В каком случае внутренняя энергия сахара больше?
Задача № 3.
Каким способом и как изменяется внутренняя энергия пилы при распиливании бревна? На основании чего вы об этом судите?
Задача № 4.
Каким способом и как изменяется внутренняя энергия продуктов, положенных в холодильник? Объясните.
Задача № 5.
Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
II.Операционно – исполнительный компонент
Вы уже знаете, что одним из способов изменения внутренней энергии является теплообмен или теплопередача. Что означает данное слово?
Определение №1. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей. Передавать тепло можно разными способами: теплопроводность, конвекция, излучение. А теперь выясним, какими особенностями обладает каждый из них.
Проведем эксперименты и попробуем их объяснить.
ДЭ№1. Закрепим конец медной проволоки в лапке штатива. Пластилином к проволоке прикреплены гвоздики. Будем нагревать свободный конец проволоки на пламени спиртовки.
Вопросы для обсуждения.
1. Что наблюдаем? (Гвоздики начинают постепенно один за другим отпадать, сначала те, которые ближе к пламени).
2. Как происходит передача тепла? (От горячего конца проволоки к холодному).
3. Как долго будет происходить передача тепла по проволоке? (Пока проволока вся не нагреется, т. е пока температура во всей проволоке не выровняется)
4. Что можно сказать про скорость движения молекул на участке, расположенном ближе к пламени? (Скорость движения молекул увеличивается)
5. Почему нагревается следующий участок проволоки? (В результате взаимодействия молекул скорость движения молекул на следующем участке также увеличивается и температура данной части возрастает)
ДЭ№2. Пробирка закреплена на штативе таким образом, чтобы над пламенем находился лишь верхний уровень воды. Наблюдается кипение воды на поверхности, а на дне вода остается холодной.
ДЭ№3. Пробирка закреплена на штативе таким образом, чтобы над пламенем находилось лишь дно перевернутой пробирки. Греется воздух в пробирке, но тепло вниз не передается.
Вопросы для обсуждения.
1.Как вы думаете, влияет ли расстояние между молекулами на скорость передачи тепла? 2.Вспомните расположение молекул в твердых телах, жидкостях и газах.
3.В каких телах процесс переноса энергии будет происходить быстрее? В твердых, газах или жидких?
Сделайте выводы по итогам экспериментов.
Выводы:
1. теплопроводность веществ различна;
2.скорость теплопроводности в металлах больше, чем в жидкостях и самая маленькая в газах;
3. само вещество не переносится;
4. приводит к выравниванию температуры тела;
5. происходит в твердых телах, жидкостях и газах, но невозможна в вакууме;
6.чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.
Задание: используя рисунки, составьте рассказ.
Определение№2. Теплообмен, происходящий благодаря переносу энергии перемещающимися слоями жидкости или газа, называют конвекцией.
Проведем эксперименты:
ДЭ.№ 4. Конвекция марганцовки в воде;
ДЭ.№ 5. Конвекция в воздухе (вертушка или дым от свечи)
Выводы:
1. возникает в жидкостях и газах, но не происходит в твердых телах и вакууме;
2. переносится само вещество;
3.нагревать вещества нужно снизу;
4.вынужденная конвекция наблюдается, если жидкость перемешивать ложкой, насосом или вентилятором.
Задание: используя рисунки, составьте рассказ.
Определение №3. Излучение - вид теплообмена. Любое нагретое тело излучает тепловую энергию.
Выводы:
1.происходит в любом веществе;
2. происходит в вакууме;
3.темные тела лучше поглощают излучение, чем светлые и лучше излучают.
Решите задачи
Задача№1. Какой дом теплее – деревянный или каменный, если толщина стен одинаковая?
Задача№2. Почему зимой тяга в печных трубах больше, чем летом? Ответ поясните.
Задача№3. В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?
Задача№4. Зачем ствол винтовки покрывают деревянной ствольной накладкой?
Задача№5. Почему бак для воды в дачном душе рекомендуют красить в чёрный цвет?
Задача№6. Почему при варке ягодного варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?
III.Рефлексивно – оценочный компонент
Задание: заполните таблицу. Таблицу можно доделать дома, если не успели в классе.
№ | Вид | Способ | Особенности |
1. | Теплопроводность | ||
2. | Конвекция | ||
3. | Излучение |
Готовая таблица.
№ | Вид | Способ | Особенности |
1. | Теплопроводность | Передача энергии при непосредственном контакте. | 1.вещество не перемещается; 2.требуется время; 3.металлы обладают хорошей; теплопроводностью, а жидкости и газы плохо проводят тепло; 4. в вакууме не происходит. |
2. | Конвекция | Передача энергии при перемещении слоев газа и жидкости. | 1.бывает естественная и вынужденная; 2.вещество переносится струями газа или жидкости; 3.теплый вверх, холодный вниз; 4.в вакууме и твердых телах не происходит. |
3. | Излучение | Перенос энергии в виде электромагнитных волн. | 1.энергию излучают все тела при любой температуре; 2.тела с темной поверхностью быстрее нагреваются и остывают; 3.излучается; поглощается, отражается; 4.осуществляется в вакууме. |
Домашняя работа
Прочитайте параграф №3 на стр. 19-24
Ответьте на вопросы № 3.1.-3.4. после параграфа
Заполните таблицу, если не успели в классе
Пора делать выводы!
Я сам …………………………………………..
Самым трудным было? ………………………
Есть предложение! …………………………..
Источники.
1.https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/11/22/urok-fiziki-8-klass-vidy-teploperedachi
2.М.С.Андрюшечкин "Физика 8 класс"
Легоцкая Вера Сергеевна
Забелина Маргарита Владимировна