12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31845
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
21

Технологическая карта урока по теме «Виды теплопередачи».


Тема

«Виды теплопередачи».

Тип урока:

комбинированный

Цель

Расширить представление учащихся о способах изменения внутренней энергии через рассмотрение особенностей таких физических процессов как «теплопроводность», «конвекция», «излучение».

Задачи

Образовательные:

1.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт учащихся выяснить, какие виды теплопередачи существуют;

2.в ходе обсуждения демонстрационного эксперимента и задач учащиеся должны определить, какими особенностями обладает каждый вид теплопередачи;

3.показать значение данной темы в жизни человека.

Развивающие:

1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя занимательный материал, демонстрационный эксперимент;

2.выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника;

3.высказывая свое мнение, обсуждая эксперимент, задачи и вопросы развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о внутренней энергии;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.правильное понимание, что такое теплопередача, теплопроводность, излучение, конвекция;

2.знание особенностей проявления каждого вида теплопередачи;

2.применение новых знаний в новой ситуации.


УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Основные понятия темы

Теплопередача, конвекция, излучение, теплопроводность, внутренняя энергия, молекулы, .


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей и учителя.

2. Работа с презентацией.

3.Наблюдение и обсуждение экспериментов.

4. Составление таблицы.

5.Решение качественных задач.

6.Составление рассказов по картинкам.

Технология сотрудничества, ИКТ, проблемное обучение

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование.


Структура и ход урока.


Технологические этапы. Цель.

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.Организационный этап.

Цель: психологическая подготовка к общению.


Добрый день, дети! Я рада встречи с вами. Давайте настроимся на совместную продуктивную работу.

Здороваются.

Проверяют принадлежности.

Настраиваются на работу.

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению.

2. Этап мотивации.

Цель: обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить афоризм Козьмы ПрутковаВысказывают свое мнение. Формулируют тему и цель урокаПознавательные. Производят анализ и преобразование информации.

3. Актуализация знаний.


Предлагает ответить на вопросы и решить качественные задачи

Отвечают. Решают.

Познавательные. Производят анализ и преобразование информации.


Операционно – исполнительный компонент

4. Изучение нового материала.

Цель: способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.


1)Проводит ряд экспериментов, предлагает обсудить их результат и ответить на вопросы.

2)Предлагает составить рассказы по картинкам.

3) Предлагает сделать выводы.



Смотрят ДЭ.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Обсуждают. Выступают со своими рассказами.



Познавательные. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат.


5.Закрепление

Цель: закрепить изученный материал.

Предлагает заполнить таблицу

Заполняют таблицу

Познавательные. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат.


Рефлексивно – оценочный компонент

6. Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявить качество усвоения материала.

«Проверь себя»!

Все ли вы поняли? Ответьте на вопросы.


Отвечают.


Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.


.Подведение итогов, рефлексия.

Цель: формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений


Рефлексия «Пора делать выводы».

Выразите свое отношение к теме урока.


Отвечают на вопросы.

Коммуникативные. Формируются речевые умения.

Регулятивные. Учатся оценивать полученный результат.


13. Подача домашнего задания.

Цель: закрепление изученного материала.

Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание.

Записывают


Познавательные. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.


Содержание

Для проведения урока можно использовать презентацию

 https://урок.рф/library/prezentatciya_vidi_teploperedachi_131654.html

I.Мотивационно – ориентировочный компонент

Добрый день, дети! Я рада встречи с вами. Давайте настроимся на совместную продуктивную работу. Я попрошу вас сейчас глубоко вдохнуть и выдохнуть весь негатив, все неприятности и проблемы. А теперь еще раз вдохните как можно больше позитива, радости, энергии. Сделали! Остается только улыбнуться друг другу. Замечательно!

Мне очень нравится афоризм Козьмы Пруткова «Дружба согревает душу, платье — тело, а солнце и печка — воздух». Немного дополнительной информации! Козьма Петрович Прутков — литературный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50 – 60-е годы 19 века поэты Толстой Алексей Константинович, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы.

Предлагаю вам подумать и объяснить этот афоризм с точки зрения физики. Как происходит передача тепла во всех перечисленных случаях? Есть что-то общее? Чем отличаются?

Обсуждение. Учащиеся высказывают свое мнение и пытаются сформулировать тему и цель урока.

 Актуализация знаний.

Проверь себя!

1)В каких из перечисленных ниже случаев внутренняя энергия тела изменилась за счёт механической работы, а в каких – благодаря теплообмену?

а) воду переливают из ведра в чайник;
б) её нагревают до кипения;
в) оставляют кипящей на плите.

2)Камень лежал на земле, его подняли и положили на скамейку, а затем подбросили вверх. Изменилась ли внутренняя энергия камня при таких изменениях его положения?

3)Почему при малых значениях кинетической и потенциальной энергии одной молекулы внутренняя энергия тела достаточно большая величина?

4)Дайте определение внутренней энергии тела. Назовите способы изменения внутренней энергии.

Решите задачи

Задача № 1.

Растяните слегка резиновую нить. Как надо поступить (отпустить нить или растянуть сильнее), чтобы ее внутренняя энергия увеличилась?

Задача № 2.

Кусок сахара раздробили на мелкие кусочки, а потом растёрли в порошок. В каком случае внутренняя энергия сахара больше?

Задача № 3.

Каким способом и как изменяется внутренняя энергия пилы при распиливании бревна? На основании чего вы об этом судите?

Задача № 4.

Каким способом и как изменяется внутренняя энергия продуктов, положенных в холодильник? Объясните.

Задача № 5.

Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?

II.Операционно – исполнительный компонент

Вы уже знаете, что одним из способов изменения внутренней энергии является теплообмен или теплопередача. Что означает данное слово?

Определение №1. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей. Передавать тепло можно разными способами: теплопроводность, конвекция, излучение. А теперь выясним, какими особенностями обладает каждый из них.

Проведем эксперименты и попробуем их объяснить.

ДЭ№1. Закрепим конец медной проволоки в лапке штатива. Пластилином к проволоке прикреплены гвоздики. Будем нагревать свободный конец проволоки на пламени спиртовки.

Вопросы для обсуждения.

1. Что наблюдаем? (Гвоздики начинают постепенно один за другим отпадать, сначала те, которые ближе к пламени).

2. Как происходит передача тепла? (От горячего конца проволоки к холодному).

3. Как долго будет происходить передача тепла по проволоке? (Пока проволока вся не нагреется, т. е пока температура во всей проволоке не выровняется)

4. Что можно сказать про скорость движения молекул на участке, расположенном ближе к пламени? (Скорость движения молекул увеличивается)

5. Почему нагревается следующий участок проволоки? (В результате взаимодействия молекул скорость движения молекул на следующем участке также увеличивается и температура данной части возрастает)

ДЭ№2. Пробирка закреплена на штативе таким образом, чтобы над пламенем находился лишь верхний уровень воды. Наблюдается кипение воды на поверхности, а на дне вода остается холодной.

ДЭ№3. Пробирка закреплена на штативе таким образом, чтобы над пламенем находилось лишь дно перевернутой пробирки. Греется воздух в пробирке, но тепло вниз не передается.

Вопросы для обсуждения.

1.Как вы думаете, влияет ли расстояние между молекулами на скорость передачи тепла? 2.Вспомните расположение молекул в твердых телах, жидкостях и газах.

3.В каких телах процесс переноса энергии будет происходить быстрее? В твердых, газах или жидких?

Сделайте выводы по итогам экспериментов.

Выводы:

1. теплопроводность веществ различна;

2.скорость теплопроводности в металлах больше, чем в жидкостях и самая маленькая в газах;

3. само вещество не переносится;

4. приводит к выравниванию температуры тела;

5. происходит в твердых телах, жидкостях и газах, но невозможна в вакууме;

6.чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.

Задание: используя рисунки, составьте рассказ.

Определение№2. Теплообмен, происходящий благодаря переносу энергии перемещающимися слоями жидкости или газа, называют конвекцией.

Проведем эксперименты:

ДЭ.№ 4. Конвекция марганцовки в воде;

ДЭ.№ 5. Конвекция в воздухе (вертушка или дым от свечи)

Выводы:

1. возникает в жидкостях и газах, но не происходит в твердых телах и вакууме;

2. переносится само вещество;

3.нагревать вещества нужно снизу;

4.вынужденная конвекция наблюдается, если жидкость перемешивать ложкой, насосом или вентилятором.

Задание: используя рисунки, составьте рассказ.

Определение №3. Излучение - вид теплообмена. Любое нагретое тело излучает тепловую энергию.

Выводы:

1.происходит в любом веществе;

2. происходит в вакууме;

3.темные тела лучше поглощают излучение, чем светлые и лучше излучают.

Решите задачи

Задача№1. Какой дом теплее – деревянный или каменный, если толщина стен одинаковая?

Задача№2. Почему зимой тяга в печных трубах больше, чем летом? Ответ поясните.

Задача№3. В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

Задача№4. Зачем ствол винтовки покрывают деревянной ствольной накладкой?

Задача№5. Почему бак для воды в дачном душе рекомендуют красить в чёрный цвет?

Задача№6. Почему при варке ягодного варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?

III.Рефлексивно – оценочный компонент

Задание: заполните таблицу. Таблицу можно доделать дома, если не успели в классе.


Вид

Способ

Особенности

1.

Теплопроводность



2.

Конвекция



3.

Излучение



Готовая таблица.

Вид

Способ

Особенности

1.

Теплопроводность

Передача энергии при непосредственном контакте.

1.вещество не перемещается;

2.требуется время;

3.металлы обладают хорошей; теплопроводностью, а жидкости и газы плохо проводят тепло;

4. в вакууме не происходит.

2.

Конвекция

Передача энергии при перемещении слоев газа и жидкости.

1.бывает естественная и вынужденная;

2.вещество переносится струями газа или жидкости;

3.теплый вверх, холодный вниз;

4.в вакууме и твердых телах не происходит.

3.

Излучение

Перенос энергии в виде электромагнитных волн.

1.энергию излучают все тела при любой температуре;

2.тела с темной поверхностью быстрее нагреваются и остывают;

3.излучается; поглощается, отражается;

4.осуществляется в вакууме.

​​​​​​​Домашняя работа

Прочитайте параграф №3 на стр. 19-24

Ответьте на вопросы № 3.1.-3.4. после параграфа

Заполните таблицу, если не успели в классе

Пора делать выводы!

Я сам …………………………………………..

Самым трудным было? ………………………

Есть предложение! …………………………..

Источники.

1.https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/11/22/urok-fiziki-8-klass-vidy-teploperedachi

2.М.С.Андрюшечкин "Физика 8 класс"











Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (2)

Забелина Маргарита Владимировна, 29.07.23 в 14:05 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Вера Сергеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.