12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лейлюша56
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
 

Урок литературного чтения 4 класс.

Подготовила: Габдулинова Лейля Мирамовна.

Тема урока: Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Тип урока: чтение и анализ художественное произведение.

Цель урока: ознакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”

Задачи урока:

Обучающая: учить давать оценку поступкам героев; вспомнить структурные элементы сказки.

Развивающая: расширять круг чтения, формировать осознанной мотивации чтения;

Воспитывающая: воспитывать систему нравственных и эстетических ценностей.

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивать свои поступки на основе сопоставления с героем произведения;

Регулятивные:

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданной цели;

Познавательные:

-применять известные понятия к новому материалу;

-формулировать выводы.

Коммуникативные:

-выражать свои мысли в устной речи;

-сопоставлять свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе, с мнением одноклассников.

:

Оборудование урока:

Презентация, Учебник Н.А. Чураковой. Литературное чтение 4 класс. 2 часть. Перспективная начальная школа.

Ход урока

Название этапа: организационный момент

Задача: проверить готовность детей к работе

Метод: словесный

Приемы: слово учителя

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Сейчас у нас урок литературного чтения.

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

   

Название этапа: мотивационный этап

Задача: мотивировать учащихся к учебно-познавательной деятельности

Метод: словесный

Прием: побуждающий диалог

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- Прочитайте буквы, записанные на слайде:

А С К З А К
Д Р О Н А

Какие слова мы можем составить из этих букв?

А как эти слова могут быть связаны между собой?

Сказка, народ

Народная сказка


 


 

Слайд 2


 

Слайд 3

Слайд 4

Название этапа: проверка домашнего задания

Задача: проверить домашнее задание

Метод: опрос

Отводимое время: 5 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, а вы помните какое, домашнее задание вам было задано?

-Какое?

-По какому плану вы составляли характеристику героя?

-Посовещайтесь в группах, и составьте общий план.

-Да

-Нам нужно было составить план характеристики литературного героя.

Учащиеся озвучивают свои планы

Учащиеся совещаются и составляют единый план.

1. Описание внешности.

Слайд 5

-Запишите план в тетради и позже мы им воспользуемся.

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь – о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

 

Название этапа: Подготовка школьников к восприятию литературного произведения (подготовительный).

Задача: создание установки на чтение и восприятие произведения

Метод: беседа

Отводимое время: 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, а вы знаете значение слова сивка-бурка.

-Где вы встречали эти слова?

-Ребята, а что же такое русская народная сказка?

-Подумайте, какова же тема сегодняшнего занятия?

-Да

Ответы детей (появление на слайде значения)

Сивка-бурка - лошадь сивой масти; также распространённая кличка деревенской лошадки.

-Эти слова встречаются в названий, русской народной сказки.

- это сокровище народной мудрости.

-Познакомится с русской народной сказкой «Сивка-бурка».

Слайд 6

Название этапа: первичное восприятие школьниками текста

Задача: самостоятельное восприятие учащимися текста, а также мотивация к анализу произведения

Метод: чтение текста

Приемы: чтение произведения учителем вслух, чтение произведения специально подготовленными детьми.

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Сейчас, я вам прочитаю сказку «Сивка-бурка»(чтение учителем вслух; чтение специально подготовленными детьми;).Слушаем внимательно.

Слушают сказку

Слайд 7

Название этапа: выявления специфики восприятия

Задача: определить, как эмоционально школьники откликнулись на произведение

Метод: объяснительное чтение

Приемы: вопросно-ответная беседа

Отводимое время: 5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Понравилась ли вам сказка?

-Какие чувства вы испытали при слушание сказки?

-В какие моменты вы испытали эти чувства?

-Да

-Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех.

-Ответы учащихся.

 

Название этапа: постановка учебной задачи

Задача:

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- Ребята, найдите в тексте 3 самых главных действий которые совершил Иванушка-дурачок

- Ваша задача сделать иллюстрации к этим событиям. И на это задание вам дается 2 минуты.
- 1-ый ряд выполняет иллюстрацию к первому событию,

2-ой ряд ко второму событию и 3-ий ряд к третьему событию.

-Подумайте, и расскажите, как поступили бы вы? (учитель спрашивает 2-3 человека).

1) Когда он поймал Сивку – бурку

2) Когда допрыгнул до Елены Прекрасной

3) Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный

 

Название этапа: физминутка.

Задача: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

Метод: практический.

Приемы: упражнение.

Отводимое время: 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

. Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

Выполняют физминутку

 

Название этапа: перечитывание и анализ художественного произведения

Задача: решение поставленной проблемы

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Ребята, а теперь посмотрите н6а слайд, в правильной ли последовательности расположены иллюстраций к фрагментам сказки?

-Давайте озаглавим каждый фрагмент сказки.

-Давайте поближе познакомимся с главным героем сказки. Что вы узнали о младшем брате? А почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет «дурак»? Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?

- Что же отличает его от братьев? Какой он?

Какое испытание должны пройти герои? Какими же качествами надо обладать, чтобы пройти это испытание?

-А есть ли в этой сказке помощник? Кто он?

Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.

-Как описывает сказитель Сивку-бурку?

-Как заканчивается сказка? Получает ли герой свою заслуженную награду? Почему?

-Нет, исправляют ошибки.

- 1) Знакомство Ивана с Сивкой-Буркой.
2) Перевоплощение Ивана с помощью Сивки-Бурки и добыча кольца у Елены Прекрасной.
3) Свадьба Иванушки с Еленой Прекрасной.

Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой.

далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.

-

-Сивка-бурка.

- читаю эпизод (один школьник читает вслух).

Читают фрагмет. В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким

 

Слайд 8

 

молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

 

Название этапа: обобщения

Задача: помощь учащимся в осмыслении читательской позиций

Метод: практический

Приемы: упражнение

Отводимое время: 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?

- Давайте, вместе придумаем новую сказку.

   

Название этапа: Домашнее задание

Задача: закрепление умения учащихся на уроке

Метод: словесный.

Приемы: беседа.

Отводимое время: 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

-Составьте викторину в количестве пяти вопрос.

Записывают домашнее задание

 

Название этапа: Итог урока. Рефлексия

Задача: подведение итогов деятельности учеников

Метод: словесный

Приемы: беседа

Отводимое время: 3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Вывод: Что же получается, сказка с одной стороны говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны для этого оказывается еще необходимо чудо.

Сказка знает жизнь, но она может вместе с нами помечтать.

- Меня особенно удивило, как …

- Меня взволновало, что …

- Никогда не забуду, как …

Ответы детей

Слайд 9

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.