12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31845
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
20

Технологическая карта урока и презентация по теме «Механическая работа. Единицы работы».

Пояснительная записка.


Уважаемые коллеги, я уже публиковала на сайте разработку урока по теме «Механическая работа». С её содержанием можно ознакомиться по ссылке ​​​​​​​https://урок.рф/library/mehanicheskaya_rabota_160814.html

Сегодня я представляю вашему вниманию технологическую карту и презентацию по той же теме. Но урок содержит другие приемы и формы работы, хотя технологию «Педагогические мастерские» я сохранила.


Дата проведения 21.03.2023 г.

Учитель Забелина Маргарита Владимировна

Урок № 53

Количество часов по теме: 14часов.

Место урока в данной теме: 1 урок.


Тема

Механическая работа. Единицы работы.

Тип урока:

урок открытия новых знаний.

Цели урока

Познакомить учащихся с понятием «механическая работа» как новой физической величиной, выяснить ее физический смысл, и определить единицы измерения.

Задачи:

Образовательные:

1. в процессе обсуждения темы, заполнения опорного конспекта и решения задач ввести понятие «механическая работа» и формулу для ее вычисления;

2.обсуждая демонстрационный эксперимент и решая качественные задачи определить условия совершения механической работы;

3.анализируя формулу для вычисления механической работы вывести единицы измерения данной величины.

Развивающие:

1.используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету;

2.работая над созданием и обсуждением рисунка развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.способствовать развитию у обучающихся умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли в процессе обсуждения своих работ и выступлений.

Воспитательные:

1.в процессе работы на уроке воспитывать у обучающихся уверенность в познаваемости окружающего мира;

2. в ходе работы, с предложенными заданиями воспитывать у обучающихся такие качества как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.выполняя задания в группах и в парах воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат

Предметные:

В результате обучающийся


знает, что такое механическая работа, формулу, единицы измерения;

умеет вычислять механическую работу по формуле;

умеет решать качественные задачи на основе полученных знаний;

имеет представление о том, при каких условиях совершается механическая работа.


Метапредметные результаты.

умеет работать с источниками информации, включая эксперимент;

умеет преобразовывать информацию из одной формы в другую.


УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Основные понятия

Работа, сила, перемещение, инерция, Джоуль



Организация пространства


Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы

Со словесной (знаковой) основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Анализ формул.

3. Решение задач.

4. Обсуждение рисунков, ассоциаций.

5. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

На основе восприятия элементов действительности:

1.Наблюдение за демонстрациями учителя.

С практической (опытной) основой:

1.Создание рисунка.

2.Измерение величин.

3.Работа с опорным конспектом.

Технология педагогических Мастерских


1.словесные;

2.наглядные;

3.практические

1.индивид-ная

2.общеклассная

3.в парах постоянного состава 4.групповая

Проектор, экран, ОК-30 шт., презентация, динамометр, линейка, трибометр, брусок, грузы, магниты, листы бумаги-30 шт.



Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Этап мотивации.

Целеполагание.

Предлагает прочитать головоломку и назвать тему урока, определить цель.

Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

Операционно – исполнительный компонент

2.

"Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте слово «работа». Когда вы рисуете, у вас появляются какие-то слова, мысли, чувства, эмоции, вопросы. - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют ассоциации

Личностные, познавательные, регулятивные

3.

"Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете об этой физической величине.

Записывают все, что знают о физической величине.

Личностные, познавательные, регулятивные

4.

"Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь рисунками и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

Личностные, познавательные, регулятивные

5.

"Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".

- Работают в группах.

Личностные, познавательные, регулятивные

6.

"Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

Личностные, познавательные, регулятивные

7.

"Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

- Показывает демонстрационный эксперимент

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

Личностные, познавательные, регулятивные

8.

Контроль и самопроверка знаний.

Игра «Да - Нет»

Отвечают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

Рефлексивно – оценочный компонент

9.

Подача домашнего задания.

Запись на слайде в презентации.

Записывают.

Личностные

10.

Рефлексия.

Задача «Работа работе рознь».

Отвечают на вопрос «Как я работал на уроке?»

Личностные, регулятивные


Презентация к урокуPPTX / 901.6 Кб

Содержание урока.

1.Учитель. Здравствуйте! Теперь настроимся на совместное продуктивное общение. (Слайд №1)

Посмотрите на меня.

Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.

Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.

Если вы сейчас чем-то недовольны, то покачайте головой.

Если вы рады встречи со мной, то улыбнитесь.

Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к работе и общению со мной. А еще я заметила, как дружно вы выполняли мои задания. Ведь совместными усилиями можно многого добиться, много сделать и узнать. Посмотрим, догадаетесь ли вы, какая физическая величина спряталась в этой послании. Головоломка «Буквы в чехарду играли». (См. слайд презентации №2).

Учитель. Совершенно верно. Тема урока связана с понятием «работа». Попытаемся выяснить, что вы уже знаете о работе, а что для вас ещё остается неизвестным,непонятным. «Работа - это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление - в работе». Эрнест Хемингуэй

То, что мы сейчас будем делать, немножко вас удивит. Я прошу вас нарисовать слово «работа». (5 мин) 

2. Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (20 мин.)

3. Обсудим, что у вас получилось. Некоторые ваши интересные мысли я буду фиксировать на доске. (Слайд №3)

Работа бывает механическая и немеханическая. Примером немеханической работы является простое запоминание человеком, какой – либо информации. Этот процесс связан с жизнедеятельностью клеток мозга и поэтому изучается в курсе биологии человека. А что нам надо выяснить? Когда можно сказать, что тело совершает механическую работу?

Термин работа был введен в физику в 1826 году французским ученым Ж. Понселе. Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим словом стали понимать еще и определенную физическую величину. (См. слайд презентации № 4-5).

А - это работа. Запись в ОК (Опорный конспект).

Опорный конспект.

t1689462274ab.png

Для расчета механической работы Понселе предложил специальные правила. Какие? Предложите варианты эксперимента. Обсуждение. Рассмотрим некоторые случаи.

ДЭ№1. Опускают груз вниз. Силу измеряют динамометром. Что вы можете сказать о работе силы тяжести? Делают вывод.

Вывод. Если направление приложенной силы совпадает с направлением движения, то данная сила совершает положительную работу. Как записать формулу для расчета работы.

А=F*S Запись в ОК. (См. слайд презентации №6).

Работа равна произведению силы на перемещение.

ДЭ№2. Поднимают груз вверх. Силу измеряют динамометром. Делают вывод.

Вывод. Если направление приложенной силы противоположно направлению движения, то данная сила совершает отрицательную работу. Как записать формулу для расчета работы.

А= - F*S Смотрят ОК.

Работа равна произведению силы на перемещение.

ДЭ№3. Сила перпендикулярна поверхности стола. Брусок в покое. Почему? Делают вывод.

Вывод. Если направление приложенной силы перпендикулярно направлению скорости тела, то работа равна 0.

А=0 Смотрят ОК. (См. слайд презентации №7-9).

Для совершения работы необходимо выполнения трех условий:

1) к телу должна быть приложена сила;

2)тело должно двигаться;

3)направление движения не должно быть перпендикулярным по отношению к направлению действия силы.

Если хотя бы одно из условий не будет выполняться, то работа будет равна нулю. Смотрят ОК.

Выясним, в каких единицах измеряется работа. Смотрят ОК.

Вывод. Если сила измеряется в Ньютонах, перемещение в метрах, то работа, которую совершает сила в 1 Н на пути в 1 метр, называется Джоуль. Эта единица названа в честь английского ученого Дж. Джоуля. Часто применяются также кДж и МДж.

1Дж=1Н*1м.(См. слайд презентации №10).

4. Решение задач. (10мин)

1.Печальный дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу совершил печальный дядя Боря?

Ответ. Никакой механической работы печальный дядя Боря не совершил, потому что под действием приложенных к шкафу слабеньких дяди Бориных сил шкаф с места не стронулся.

2. Водитель грузовика, доставлявшего со склада в магазин пряники, внезапно вспомнил, что забыл водительское удостоверение, выключив мотор, не нажав на тормоз, выпрыгнул из кабины и убежал домой. Грузовик с выключенным мотором самостоятельно проехал по инерции мимо магазина, в котором продавцы и покупатели с нетерпением ждали пряников, и укатил в никому неизвестном направлении. Какая механическая работа была совершена во время движения грузовика с выключенным мотором?

Ответ. Грузовик двигался по инерции, никакие силы к нему приложены не были — в этом случае никакая работа не совершается. B физике, как и в жизни нельзя совершить работу, не прилагая сил.

3. Пока Петины друзья занимались общественно полезным трудом, Петя, масса которого З5 кг, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя?

Ответ. З5 кг Петиной массы умножим на 9,8 H /кг. У нас получится сила, которую Петя прилагал, чтобы затащить себя на березу. Теперь эту силу умножаем на длину березы — 12 м. И выходит, что пока Петины друзья зря тратили время на общественно полезную деятельность, Петя проделал плодотворную механическую работу, равную 4116 Джоулям. Boт какой работоспособный мальчик теперь сидит на березе и кричит, чтоб его как-нибудь оттуда сняли.

4.Коля отказывается совершать работу, равную 588 Джоулям, и помочь собственной бабушке втащить по лестнице авоську с капустой массой 5 кг. Какую силу придется прилагать Колиной бабушке, и на какую высоту должна она сама тащить авоську с капустой?

Ответ. Бабушка, кряхтя и прилагая силу в 49Н, равномерно потащит авоську с капустой на высоту12м.

5. Проверка. Игра «Верю - не верю» (5 мин.)

1. Работа бывает механическая и немеханическая, отрицательная и положительная.

2. Работа равна произведению силы на перемещение.

3. Если направление приложенной силы перпендикулярно направлению скорости тела, то работа не равна 0.

4. Если направление приложенной силы совпадает с направлением движения, то данная сила совершает отрицательную работу.

5. Работа, которую совершает сила в 1 Н на пути в 1 метр, называется Джоуль.

6. Для совершения работы необходимо выполнения трех условий.

7. Если направление приложенной силы противоположно направлению движения, то данная сила совершает положительную работу.

8. Термин работа был введен в физику в 1826 году французским ученым Ж. Понселе.

6. Подача домашнего задания. (1мин)

Параграф №55.(См. слайд презентации №11).

7.Рефлексия. Задача «Работа работе рознь». (3 мин.)(См. слайд презентации №12).

t1689462274ac.gif

Вы согласны с этим утверждением? Докажите. Как вы работали на уроке? Все ли у вас получилось? Все ли было понятно?

Учитель: Ребята, мне было очень приятно с вами сегодня работать. Хочу вам открыть один секрет. Физики видят то, что видят все: предметы и явления. Они так же, как и все восхищаются красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой им открывается еще одна красота – красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.



Литература.

А.В. Перышкин «Физика. 7класс»//М.: Дрофа, 2014.-224с.

Г. Остер «Задачник по физике»

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.