Технологическая карта урока и презентация по теме «Механическая работа. Единицы работы»
Пояснительная записка.
Уважаемые коллеги, я уже публиковала на сайте разработку урока по теме «Механическая работа». С её содержанием можно ознакомиться по ссылке https://урок.рф/library/mehanicheskaya_rabota_160814.html
Сегодня я представляю вашему вниманию технологическую карту и презентацию по той же теме. Но урок содержит другие приемы и формы работы, хотя технологию «Педагогические мастерские» я сохранила.
Дата проведения 21.03.2023 г.
Учитель Забелина Маргарита Владимировна
Урок № 53
Количество часов по теме: 14часов.
Место урока в данной теме: 1 урок.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивационно – ориентировочный компонент | ||||
1. | Этап мотивации. Целеполагание. | Предлагает прочитать головоломку и назвать тему урока, определить цель. | Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные |
Операционно – исполнительный компонент | ||||
2. | "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. | - Нарисуйте слово «работа». Когда вы рисуете, у вас появляются какие-то слова, мысли, чувства, эмоции, вопросы. - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком | - Рисуют в тетрадях познавательный объект. | Личностные, познавательные, регулятивные |
3. | "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите все, что вы знаете об этой физической величине. | Записывают все, что знают о физической величине. | Личностные, познавательные, регулятивные |
4. | "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов. | - Организует работу в парах: "Поменяйтесь рисунками и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". | - Работают в парах по заданию учителя. | Личностные, познавательные, регулятивные |
5. | "Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) | - Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". | - Работают в группах. | Личностные, познавательные, регулятивные |
6. | "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними | - Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. | - Представляют результаты работы групп. | Личностные, познавательные, регулятивные |
7. | "Разрыв" - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | - Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. - Показывает демонстрационный эксперимент | - Осознают возникшие познавательные противоречия. | Личностные, познавательные, регулятивные |
8. | Контроль и самопроверка знаний. | Игра «Да - Нет» | Отвечают. Обсуждают. | Личностные, познавательные, регулятивные |
Рефлексивно – оценочный компонент | ||||
9. | Подача домашнего задания. | Запись на слайде в презентации. | Записывают. | Личностные |
10. | Рефлексия. | Задача «Работа работе рознь». | Отвечают на вопрос «Как я работал на уроке?» | Личностные, регулятивные |
Презентация к урокуPPTX / 901.6 Кб
Содержание урока.
1.Учитель. Здравствуйте! Теперь настроимся на совместное продуктивное общение. (Слайд №1)
Посмотрите на меня.
Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.
Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.
Если вы сейчас чем-то недовольны, то покачайте головой.
Если вы рады встречи со мной, то улыбнитесь.
Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к работе и общению со мной. А еще я заметила, как дружно вы выполняли мои задания. Ведь совместными усилиями можно многого добиться, много сделать и узнать. Посмотрим, догадаетесь ли вы, какая физическая величина спряталась в этой послании. Головоломка «Буквы в чехарду играли». (См. слайд презентации №2).
Учитель. Совершенно верно. Тема урока связана с понятием «работа». Попытаемся выяснить, что вы уже знаете о работе, а что для вас ещё остается неизвестным,непонятным. «Работа - это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление - в работе». Эрнест Хемингуэй
То, что мы сейчас будем делать, немножко вас удивит. Я прошу вас нарисовать слово «работа». (5 мин)
2. Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (20 мин.)
3. Обсудим, что у вас получилось. Некоторые ваши интересные мысли я буду фиксировать на доске. (Слайд №3)
Работа бывает механическая и немеханическая. Примером немеханической работы является простое запоминание человеком, какой – либо информации. Этот процесс связан с жизнедеятельностью клеток мозга и поэтому изучается в курсе биологии человека. А что нам надо выяснить? Когда можно сказать, что тело совершает механическую работу?
Термин работа был введен в физику в 1826 году французским ученым Ж. Понселе. Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим словом стали понимать еще и определенную физическую величину. (См. слайд презентации № 4-5).
А - это работа. Запись в ОК (Опорный конспект).
Опорный конспект.
Для расчета механической работы Понселе предложил специальные правила. Какие? Предложите варианты эксперимента. Обсуждение. Рассмотрим некоторые случаи.
ДЭ№1. Опускают груз вниз. Силу измеряют динамометром. Что вы можете сказать о работе силы тяжести? Делают вывод.
Вывод. Если направление приложенной силы совпадает с направлением движения, то данная сила совершает положительную работу. Как записать формулу для расчета работы.
А=F*S Запись в ОК. (См. слайд презентации №6).
Работа равна произведению силы на перемещение.
ДЭ№2. Поднимают груз вверх. Силу измеряют динамометром. Делают вывод.
Вывод. Если направление приложенной силы противоположно направлению движения, то данная сила совершает отрицательную работу. Как записать формулу для расчета работы.
А= - F*S Смотрят ОК.
Работа равна произведению силы на перемещение.
ДЭ№3. Сила перпендикулярна поверхности стола. Брусок в покое. Почему? Делают вывод.
Вывод. Если направление приложенной силы перпендикулярно направлению скорости тела, то работа равна 0.
А=0 Смотрят ОК. (См. слайд презентации №7-9).
Для совершения работы необходимо выполнения трех условий:
1) к телу должна быть приложена сила;
2)тело должно двигаться;
3)направление движения не должно быть перпендикулярным по отношению к направлению действия силы.
Если хотя бы одно из условий не будет выполняться, то работа будет равна нулю. Смотрят ОК.
Выясним, в каких единицах измеряется работа. Смотрят ОК.
Вывод. Если сила измеряется в Ньютонах, перемещение в метрах, то работа, которую совершает сила в 1 Н на пути в 1 метр, называется Джоуль. Эта единица названа в честь английского ученого Дж. Джоуля. Часто применяются также кДж и МДж.
1Дж=1Н*1м.(См. слайд презентации №10).
4. Решение задач. (10мин)
1.Печальный дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу совершил печальный дядя Боря?
Ответ. Никакой механической работы печальный дядя Боря не совершил, потому что под действием приложенных к шкафу слабеньких дяди Бориных сил шкаф с места не стронулся.
2. Водитель грузовика, доставлявшего со склада в магазин пряники, внезапно вспомнил, что забыл водительское удостоверение, выключив мотор, не нажав на тормоз, выпрыгнул из кабины и убежал домой. Грузовик с выключенным мотором самостоятельно проехал по инерции мимо магазина, в котором продавцы и покупатели с нетерпением ждали пряников, и укатил в никому неизвестном направлении. Какая механическая работа была совершена во время движения грузовика с выключенным мотором?
Ответ. Грузовик двигался по инерции, никакие силы к нему приложены не были — в этом случае никакая работа не совершается. B физике, как и в жизни нельзя совершить работу, не прилагая сил.
3. Пока Петины друзья занимались общественно полезным трудом, Петя, масса которого З5 кг, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя?
Ответ. З5 кг Петиной массы умножим на 9,8 H /кг. У нас получится сила, которую Петя прилагал, чтобы затащить себя на березу. Теперь эту силу умножаем на длину березы — 12 м. И выходит, что пока Петины друзья зря тратили время на общественно полезную деятельность, Петя проделал плодотворную механическую работу, равную 4116 Джоулям. Boт какой работоспособный мальчик теперь сидит на березе и кричит, чтоб его как-нибудь оттуда сняли.
4.Коля отказывается совершать работу, равную 588 Джоулям, и помочь собственной бабушке втащить по лестнице авоську с капустой массой 5 кг. Какую силу придется прилагать Колиной бабушке, и на какую высоту должна она сама тащить авоську с капустой?
Ответ. Бабушка, кряхтя и прилагая силу в 49Н, равномерно потащит авоську с капустой на высоту12м.
5. Проверка. Игра «Верю - не верю» (5 мин.)
1. Работа бывает механическая и немеханическая, отрицательная и положительная.
2. Работа равна произведению силы на перемещение.
3. Если направление приложенной силы перпендикулярно направлению скорости тела, то работа не равна 0.
4. Если направление приложенной силы совпадает с направлением движения, то данная сила совершает отрицательную работу.
5. Работа, которую совершает сила в 1 Н на пути в 1 метр, называется Джоуль.
6. Для совершения работы необходимо выполнения трех условий.
7. Если направление приложенной силы противоположно направлению движения, то данная сила совершает положительную работу.
8. Термин работа был введен в физику в 1826 году французским ученым Ж. Понселе.
6. Подача домашнего задания. (1мин)
Параграф №55.(См. слайд презентации №11).
7.Рефлексия. Задача «Работа работе рознь». (3 мин.)(См. слайд презентации №12).
Вы согласны с этим утверждением? Докажите. Как вы работали на уроке? Все ли у вас получилось? Все ли было понятно?
Учитель: Ребята, мне было очень приятно с вами сегодня работать. Хочу вам открыть один секрет. Физики видят то, что видят все: предметы и явления. Они так же, как и все восхищаются красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой им открывается еще одна красота – красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.
Литература.
А.В. Перышкин «Физика. 7класс»//М.: Дрофа, 2014.-224с.
Г. Остер «Задачник по физике»