12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эккардт Галина Анатольевна78
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»

(МАОУ «СОШ №2»)

Технологическая карта урока.

Учитель: Эккардт Галина Анатольевна

Класс: 10

Тема урока: Великая Отечественная война. Я помню, я горжусь!

Цель: воспитание чувств гордости, уважения и благодарности к работникам тыла за их великий подвиг.

Задачи:

- формировать гражданское самосознание;

- воспитывать нравственные качества личности;

- воспитывать чувство сопричастности к судьбам Отчизны;

- воспитывать чувство уважения и благодарности к труженикам тыла.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный


Учитель обозначает особенности данного урока (проводится в библиотеке, в ходе работы будут использоваться материалы Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина).

Принимают информацию.

2.

Мотивационный

Вводное слово учителя.

- Необходимо говорить о войне, т.к это смерть, боль, слёзы, но люди должны об это говорить. Данный вопрос актуален, не только потому, что круглая дата, а потому что важна историческая память. Президент РФ Путин В.В. обозначил важность исторической памяти в жизни человека (слайд 2). Несмотря на то, что события Великой Отечественной войны это уже далёкая история для современных людей, необходимо помнить о том времени, знать людей, которые подарили нам победу. Сегодня будем говорить о маленькой части исторической памяти, говорить о событиях, об участниках, но событиях не военных, а о трудовом подвиге наших земляков. Почему о трудовом подвиге? (ученики отвечают).

Действительно, наш край находился далеко от линии фронта, но здесь, в Сибири, люди тоже совершали свои подвиги, подвиги трудовые.

Учитель говорит об исторической памяти своей семьи, рассказывает о своём деде, который участвовал в войне.

Учитель предлагает продолжить цепочку семейной исторической памяти и рассказать ученикам о своих родственниках, которые участвовали в войне.

Подводит к выводу о важности сохранения в семье медалей, писем, наградных материалов, родственников, которые участвовали в войне.


Предлагает рассмотреть фотографии (слайд 5) и ответить на вопрос:

- что за объекты на них изображены? Как они связаны с событиями Великой Отечественной войны?















Делятся информацией о своих прадедах, которые участвовали в войне (слайд 3,4)




Отвечают на вопросы.

Делают выводы.


3.

Изучение новой информации

Предлагает совершить виртуальную экскурсию по историческим местам Заводоуковска, которые связаны с событиями Великой Отечественной войны (выступление ученицы, которая подготовила экскурсию, приложение №1).


Предлагает просмотреть ролик «Тюмень тыловая», записать объекты промышленности, которые осуществляли деятельность в годы войны.


Предлагает зайти в читальный зал Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, найти материалы газеты «Тюменская правда» за период июнь 1941 г. – май 1945 г. Изучить материалы и найти факты, которые доказывают, что труженики тыла тоже совершали подвиги, только трудовые. Подчёркивает важность изучения события по первоисточникам, о газеты и являются одним из таких источников.

Слушают информацию об объектах г.Заводоуковска, связанных с событиями Великой Отечественной войны (слайды 6 – 12).

Просматривают ролик «Тюмень тыловая», делают записи о предприятиях, которые выпускали продукцию в период войны.

Работают с материалами Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина.

Изучают информацию газеты «Тюменская правда» за период июнь 1941 г – май 1945 г., находят факты о трудовом подвиге жителей Тюменской области в годы войны.

Изучают материалы книги «Хлебный. Целебный. Лесной», находят факты о трудовом подвиге жителей округа.

Предоставляют информацию из газет, которая отражает трудовые подвиги жителей Тюменской области в годы Великой Отечественной войны.

Некоторые ответы:

-Доярка из колхоза «Светлый путь» выполнила план досрочно.

-Оказание помощи эвакуированным детям.

- Машинисты Тюменского депо добились своих результатов, благодаря круглосуточной работе.

- Принято решение о создании Доски Почёта, на которой будут помещать передовиков производства. Среди таких были и жители колхозов Заводоуковского округа.

- Жители села Падун сдали государства много мяса, молока, картофеля. 20 односельчан награждены медалями и наградами.

- В Горюново 76 жителей наградили медалями за труд.

4.

Рефлексия.


Составление синквейна.

1 строка – 1 существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – 3 глагола, описывающие действия по теме

4 строка – предложение (отношение к теме)

5 строка – одно слово-резюме

Во время составления звучит поэма Р.Рождественского «Реквием».


Составляют синквейн.

Подвиг

Сильных, смелых

Сражались, боролись, трудились

Прошу не забудь никогда о том, что они свершили.

(один из вариантов)














Приложение №1.

Заводоуковск внёс свою лепту в победу над фашисткой Германией. Мы отправляемся в залинейную часть города Заводоуковска, где располагались важные учреждения и предприятия военного времени.

В годы войны на базе противотуберкулёзного санатория развернулся эвакогоспиталь №3579, и только в 1945 году здравница вновь стала действовать по своему назначению. В течение всего периода пребывания госпиталя в г.Заводоуковске сотрудники оказывали помощь и гражданскому населению. Чёткая работа медицинской службы армии позволили вернуть в строй после излечения 72,3% раненых и свыше 90 % больных. Достойный вклад в это дело внёс коллектив заводоуковского врачебного участка, состоявший из 30 человек.

10 сентября 1944 года госпиталь перевели на станцию Уша в Минскую область, а затем 10 августа 1945 года он был расформирован.  Более 270 воинов умерли от ран и были похоронены на Заводоуковском кладбище.

        К будущему авиации город на реке Ук прикоснулся, когда осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС).
              16 октября Москва была объявлена на осадном положении. Школьников погрузили на грузовики и повезли в Москву. Ребята ожидали, что их отправят на фронт, но их на Казанском вокзале погрузили в теплушки и через две недели привезли в Омск. Там было принято решение о размещении школы в поселке Заводоуковский, относящемуся в то время к Омской области.
        из воспоминаний:
        «. Большой, хорошо организованный и управляемый коллектив спецшколы выполнял ощутимую долю погрузочно-разгрузочных работ мехлеспункта. И частенько по просьбе администрации, часто в авральном порядке выполнял многие сельскохозяйственные работы, требующие ручного труда. Особенно, когда урожай находился под угрозой потерь. Доводилось выкапывать картошку и из-под снега…».       
        «Мы участвовали во всех работах, которые связаны с заготовкой древесины и её первичной обработкой, —  пишет далее Лениард Семёнович, — начиная от лесоповала и кончая распиловкой брёвен на пилораме в цехе мехлеспункта».
               За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне.               
Среди выпускников школы оказалось немало выдающихся впоследствии авиаторов. В их списке в первую очередь следует назвать космонавтов дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова и Героя Советского Союза Льва Степановича Дёмина.

               Одна из улиц в районе расположения спецшколы ВВС носит имя Владимира Комарова.

Рядом со школой в 1975 году сооружен обелиск в честь 30-летия Победы. Сооружен он по инициативе ветеранов войны и труда машиностроительного завода и опытно-производительного хозяйства. Так было решено увековечить память погибших воинов - заводоуковцев, ушедших на фронт с авиационного завода и Новозаимского совхоза. Открытие состоялось в канун праздника Октября в 1973 году, а в мае 1978 года у обелиска на мемориальной доске засверкали позолотой имена погибших воинов .

Следующим объектом нашей экскурсии будет завод "Тюменьсельмаш".

В годы Великой Отечественной войны в Заводоуковск было эвакуировано ОКБ-1 Воронежского авиационного завода. Эшелон с оборудованием завода прибыл на железнодорожный разъезд Заводоуковский в сентябре 1941 года.        Завод расположился на территории МТС и на заброшенной, бывшей купеческой мельнице.
               Директором и главным конструктором завода был назначен Александр Сергеевич Москалёв. Еще перед войной Москалев предложил конструкцию десантной кабины для тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. С выпуска этих кабин и началась деятельность завода, а в скором времени завод приступил к выпуску планеров А-7 и АМ-14. Мало кто знает, что в годы войны именно здесь, на авиапланерном заводе, по заданию Комитета обороны впервые в России была спроектирована общевойсковая серия реактивных самолетов: истребитель-перехватчик РМ-1 ("реактивный Москалева") и несколько вариантов истребителей БИ-1, БИ-2, БИ-2М.
            В мае 1943 года завод получил срочное задание на изготовление 50 десантных планеров АМ-14 для переброски грузов в район Минска к осаждённым карателями белорусским партизанам. Партизанские отряды своими боевыми операциями не давали покоя немецким захватчикам, причиняя им значительный урон. Кроме того они отвлекали существенные силы от готовящейся немцами наступательной операции под Курском..
               С помощью этих планеров партизаны были усилены горючим, вооружением, медикаментами и комсоставом. Операция удачно прошла под завесой высокой секретности и для немецких карателей оказалась неожиданной и разгромной.
        За успешное выполнение задания И.В.Сталина директора завода № 499 А.С.Москалёва наградили медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Это небывалый случай награждения такой медалью в нашем глубоком тылу.
               На нескольких сохранившихся групповых фотографиях военных лет мы видим красивые молодые лица работников цехов № 11 и 13. Работали по 12 часов, без выходных. Вот эти ребята, многие из которых ещё совсем дети, и собирали сложные летательные аппараты, своим трудом приближая день победы.
        В конце апреля 1945 года авиазавод реэвакуировали, но не в Воронеж, так как он был разрушен, а в Ленинград. На базе оставшихся цехов организовали новое производство.

        В 2007 году в Парке машиностроителей, расположенном в районе бывшего авиационного завода № 499, был установлен памятник директору этого завода, талантливому авиаконструктору  Александру Сергеевичу Москалёву. 
        Наша экскурсия продолжается и мы направляемся на улицу братьев Перевозкиных.

Одной из достопримечательностей Заводоуковска, можно по праву считать стелу, посвященную памяти братьев Перевозкиных, жителей города, отдавших свои жизни за победу в Великой Отечественной войне.

Решением Администрации Заводоуковского городского округа от 15 июля 1989 г.  улица Омская была переименована в улицу имени братьев Перевозкиных, Среди заводоуковцев особенно памятна семья Перевозкиных, в которой было семнадцать детей. Одиннадцать братьев Перевозкиных одели серые шинели, взяли в руки оружие. Акулина Алексеевна, их мать, ждала вестей как миллионы российских матерей.

Из 11 детей война возвратила Акулине Перевозкиной только двоих – Федора и Василия. От тяжелых ран умерли Дмитрий, Илья, Петр. В 1942 году без вести пропали Александр, Иван, в 1943 году – Никита. Погибли в боях Николай, Порфирий, Степан.

Таких потерь в Тюменской области не понесла ни одна семья. История помнит и другие заводоуковские семьи, воспитавших героев – Пуртовых, Копцевых, Полещуков, Некрасовых, Конищевых, Тоболкиных и другие.

В период войны Заводоуковск и окружающие его населенные пункты приютили более двух тысяч детей блокадного Ленинграда и Испании.

В 1942 году из Заводоуковска на фронт уходила вчерашняя школьница — будущая советская поэтесса-фронтовичка Юлия Друнина. В годы войны сюда была эвакуирована ее семья. Здесь ее отец, Владимир Павлович, преподавал историю в спецшколе ВВС.

Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, из них 5 270 погибли в боях за освобождение Родины.
   Решение о  сооружении памятника принял в  1982 году председатель горисполкома Валентин Иконников. Автором проекта стал местный скульптор Горбачев. Он  же изготовил и  первый вариант памятника – солдат с  автоматом и каской в  руках.

Из-за того, что фигура была гипсовая, то она стала быстро разрушаться от дождя и снега. В октябре 1991 года памятник заменили современной композицией, созданной московскими скульпторами, членами Союза художников СССР Вагифом Казиевым, Александром Головачевым и  Борисом Татаровым.

. Когда началась Великая Отечественная война, площадь у  железнодорожного вокзала стала местом встреч и  расставаний. Отсюда уходили на  фронт, сюда приходили эшелоны с  ранеными воинами, сюда же   в  мае 1945-го возвращались победители. Когда решался вопрос о создании мемориального комплекса, именно привокзальная площадь была выбрана местом для  его постройки.     

К 50-летию Победы у памятника установили плиты с именами заводоуковцев, павших в боях за Родину. Появились они благодаря краеведу Сергею Захарову.

В 2000 году у мемориального комплекса зажгли Вечный огонь. В  2010 году установили барельефы четырех заводоуковцев – Героев Советского Союза Николая Щукина, Петра Федорова, Мартына Теплякова, Виктора Важенина.

        За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками высокое звание Героя Советского Союза получили дроновец Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), боровинец Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), новозаимец Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года) и колесниковец Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).
             Имена земляков, Героев Великой Отечественной войны Николая Щукина и Мартына Теплякова присвоены улицам города, имена двух других Героев Советского Союза Виктора Важенина и Петра Фёдорова  носят общеобразовательные школы.
               Молодым гражданам города Заводоуковска — его будущему, есть чем гордиться в прошлом. 





Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.