Технологическая карта урока на тему «Голосеменные растения» (5 класс)
(Приложение 4)
Технологическая карта урока
Ф. И. О. педагога: .Пискунович Анна Петровна................................
Предмет: .Биология.............................................
Класс: ....5..............................................
Автор курса:…Плешаков, Сонин …………………….
Тема урока: Голосеменные растения………………………..
Цели для ученика: образовательная – изучить особенности строения некоторых представителей голосеменных, их распространение и роль в природе и в жизни человека; развивающая – продолжить отработку УУД; воспитательная – формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе. Планируемые результаты: Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнают, что такое методы изучения природы Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
|
Цели для учителя: Сформировать умение формулировать цель и задачи урока.Формировать представление о голосеменных растениях, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развивать интерес к предмету «Биология»
|
||||
Тип урока: Изучение нового материала |
Формы и методы урока: Исследование, объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная |
||||
Опорные понятия, термины: Фотосинтез, хлоропласт, вайя, корневище, ризоиды, споры, спорангии, царство. |
Новые понятия: Тайга, дендрология, шишки, семя, хвоя. |
||||
Формы контроля: Устный опрос, проверка письменных заданий
|
Домашнее задание: изучить пар.16 заполнить таблицу. Сообщения |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД (Познавательные; коммуникативные; регулятивные)
|
|
Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая Слайд 3. Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (Не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилостные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится).
|
Познавательная:слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку |
Постановка проблемы объяснительно-иллюстративная беседа |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология». Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения |
|
Проверка домашнего задания |
: Слайд 4 . Какие группы растений мы уже изучили? (Водоросли, мхи и папоротники) Сравните эти три группы растений. Что можно сказать об их появлении в процессе эволюции и о сложности строения? Что общего в размножении мхов и папоротников? (Образование спор) Слайд 5. Давайте повторим тему «Папоротники». Один ученик выполнит задание на доске – нужно сделать обозначения на рисунке «Строение папоротника». Остальные в это время отвечают устно на вопросы в конце параграфа на стр.78. Опрос проводит один ученик, он же комментирует ответы.
|
Познавательная:слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем. Регулятивная: : высказывают свои мнения |
Поисковая беседа |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения
|
|
Изучение нового материала |
Слайд 6. Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой). А какие деревья произрастают в тайге? Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные, а точнее – голосеменные). Итак, мы сегодня с вами – ученые-дендрологи. Дендрология – наука о деревьях. Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Слайд 7, тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся) Работают наши дендрологи в парах, для ответов на вопросы и выполнение заданий используют учебник, презентацию и гербарии. В конце урока каждый исследователь должен будет оценить свою работу. Слайд 8. Найдем ответы на вопросы, обсудим фронтально. – Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет) – Как размножаются голосеменные? (Семенами) – Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет) – Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек) – Сколько видов голосеменных существует?(Более 700) – Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных растений) Слайд 9. Теперь выполним следующее задание – сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения: ель и сосну. Многие часто неправильно называют ёлкой сосну. Давайте запомним, как можно их различить. Рассмотрим гербарии, рисунки учебника и фотографии слайда, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой паре)
|
Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради. Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. Заполнение таблицы сравнительная характеристика сосны и ели Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем |
Объяснение нового материала Работа в группах |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнениедругих участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
|
Закрепление нового материала |
Ну, а теперь давайте составим кластер «Применение хвойных растений» (слайд 16, скрытый текст открываем после ответов учащихся щелчком) Слайд 17. Отгадайте по силуэтам, где какое дерево? Здесь ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. (Ответы встанут на свои места по щелчку) - И еще один важный вопрос: чем семена отличаются от спор? Что более выгодно: иметь семена или споры? (Семена: они содержат запас питательных веществ для проростка) - С какими чудесами природы вы сегодня впервые познакомились? Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека? |
Познавательная: отвечают на вопросы. Отгадывают по силуэтам, где какое дерево Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. принимают участие в диалоге с учителем Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя
|
Поисковая беседа |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнениедругих участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
|
Контроль |
Проверка Заполнение таблицы сравнительная характеристика сосны и ели. Выставление оценок |
Познавательная: узнают систему оценивания. Регулятивная: высказывают свои мнения Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем |
беседа |
Познавательные: систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, Регулятивные: замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
|
Рефлексия |
Достигнуты ли нами цели урока? (слайд 18) -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не забудьте сдать листочки с оценкой урока и самооценкой.
|
Познавательная: отвечают на вопросы. Коммуникативная: строят понятные для партнера высказывания. Заполнение таблицы сравнительная характеристика сосны и ели Регулятивная: высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем |
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
|