Технологическая карта урока окружающего мира «Свойства воздуха» (2 класс)
Технологическая карта урока
Учитель |
Сутормина Фаина Евдокимовна |
Место работы |
Филиал МБОУ РСОШ №2 в п. Пахарь |
Должность |
Учитель начальных классов |
Предмет |
Окружающий мир |
Тема урока |
Свойства воздуха |
Класс |
2 г |
Предметная программа и ее автор |
УМК «Перспективная начальная школа» Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. |
Тип урока |
открытие нового знания |
цель |
Выяснить свойства воздуха и значение воздуха в природе , |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Компьютер |
Материал |
Окружающий мир: 2 класс - учебник; Лабораторное оборудование: стакан , полиэтиленовый пакет |
Этап урока Цель |
Время ,мин |
УУД |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Мотивации к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности; 2) определить содержательные рамки урока. |
2 |
Личностные:самоопределе ние;регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Включение в деловой ритм и игровую деятельность. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? ( с друзьями ) Я с вами полностью согласна. звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной». |
Ф |
Приветст-вует обучающих-ся , проверяет их готовность к уроку |
Подготовка к работе, исполнение песни |
|||||||||||||||
Актуализа-ция знаний Цель: 1)актуализировать знания о природе; |
2 |
Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии учитывать разные мнения, стремиться к координации, Коммуникативные: контролировать действия партнёра |
Ответите на вопросы Учитель задаёт вопросы: - Что на глобусе обозначено голубым цветом? - Как назвать одним словом снег, дождь, град? - Время года после осени? - Что летом бывает грибным? - Время суток подходящее для завтрака? - Деревья бывают лиственные и :..?
- А теперь из выделенных букв прочитайте слово . |
Беседа, наблю-дение |
Ф |
Организует диалог с обучающими-ся с целью уточнения пройденного материала |
Отвечают на вопросы,разгадывают кроссворд |
||||||||||||||
Постанов-ка учебной проблемы Цель: 1) определение темы и целей урока |
2 |
Личностные: формировать интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание Регулятивные: учить осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действий; Познавательные :осуществлять поиск нужной информации |
Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации. - Какое слово у вас получилось? - Как вы думаете, почему я вам загадала это слово? - Верно. Так какой же будет тема нашего урока? -Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас Что такое воздух? Из чего он состоит? Каковы свойства воздуха? Как человек их использует
Цель нашего урока ответить на эти вопросы |
Беседа , проблемная ситуация ,доказательство |
Ф И |
Формулирует цель урока, составляет с обучающимися план урока |
Предлагают пути разрешения проблемы. -воздух
-Это тема урока
Узнать: Состав воздуха Свойства воздуха Значение воздуха |
||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения |
20 |
Личностные: Формировать интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ; Регулятивные :учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме ; Познавательные :осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте ; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
Организует исследование проблемной ситуации. - А что такое воздух? - Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов? - А кто- нибудь знает, из каких газов состоит воздух? Откройте учебники и найдите из каких газов состоит воздух. Посмотрите на диаграмму - схему - Какого газа в воздухе больше всего? - Какой газ в воздухе самый важный? Почему? - Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе? - Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе? В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов. Работа в группах. Задание для проведения опытов Опыты: 1.Опыт: На столе учеников лежит веер. Как с помощью веера доказать наличие воздуха? Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом. Опыт (учащиеся) Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Появятся пузырьки воздуха. Опыт: ученики должны опустить стакан вверх дном в ёмкость с водой. - Почему вода не попадает в стакан? (Её не пускает воздух) Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях. Мы можем почувствовать воздух при его движении А как вы думаете, какого цвета воздух?
А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. ( Небо) Какого оно цвета ?Каким оно может быть?Почему? -Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Какова роль воздушного океана на Земле? Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле. Закройте ладошками рот и нос. ( Открыть нос). 2Опыт А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? А сейчас?
. Задаются вопросы: Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии? Где вы чувствуете сильные запахи? Физминутка Воздух поможет вам отдохнуть. Упр. « Цветочная поляна». Какое слово выразит его душистый аромат? Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! ) 3.Опыт Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
4.Опыт Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? 5.Опыт На горлышко пустой бутылки надет воздушный шарик, ученики ставят бутылку в чашку с горячей водой - шарик надувается.Какой вывод сделаем? Где люди могли применить это свойство воздуха? Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар. Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
Продолжение опыта: Воду в чашке разбавили холодной водой и шарик сдулся. Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. 6. Опыт ( ученик )
На надутый шарик положить книгу. - Что произошло с шариком? (Он сжался) Убрать книгу - А теперь, что мы видим? ( Приобрёл круглую форму) - Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство называется упругостью. Показать 2 воздушных шарика – один более упругий. - Какой шарик более упругий? Почему? - Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Как? (Добавить воздуха) - А что же произойдёт с воздухом во втором шарике, если мы добавим туда ещё воздух? (Воздух сожмётся) Значит, воздух можно сжать► Вывод: Воздух сжимаем и упруг. -) Где применяется свойство сжимаемости? - На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.) 7 Опыт А, чтобы вы сказали о человеке, который бы решил взвесить 1кг воздуха? Показываю опыт. –Итальянский ученый Галилео Галилей 300 лет назад к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. (карточку на доску) 1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма, 1 литр весит 1 гр 293 миллиграмма. В день человеку требуется 600литров воздуха 8.Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает тепло и холод. Почему? Почему в окнах двойные рамы? Что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется ВЫВОД: Воздух плохо проводит тепло► Почему одежда сохраняет тепло нашего тела? Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не даёт телу потерять тепло. - Почему воробьи в холодную погоду сидят нахохлившись?
В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах? |
Беседа, наблюдение |
Ф И |
Организует диалог в ходе которого обобщаются знания о воздухе |
Составляют алгоритм решения проблемы газ азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%. азота кислород углекислого Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха. (Ничего). ( Запах духов). 2. запах распространяется по воздуху, ( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.) (Чистый воздух запаха не имеет).
Без вкуса Не имеет формы Воздух при нагревании расширяется Воздух при охлаждении сжимается Они делают так, чтоб между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.) В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа |
||||||||||||||
Физминутка |
2 |
Интерактивная физминутка |
|||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
5 |
Познавательные : осуществлять поиск нужной информации, анализировать.,выделять главное, строить рассуждения об объекте, дети спорят ;Личностные: формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра; |
Устанавливает осознанность восприятия. О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований А теперь заполните таблицу Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:
- Почему же воздух одно из главных богатств природы? Какое значение имеет воздух для нас? ► Благодаря воздуху мы… Дышим Слышим Плаваем на яхтах и парусниках; Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах; Убираем пыль пылесосом; Сушим бельё Сушим волосы феном - Объясните значение фразеологизмов.Что такое фразеологизмы? Бросать в воздух шапки Взлететь на воздух Глотай воздух Говорить/ сказать на воздух Ловить воздух |
Работа с таблицей, с карточками , самостоятельная работа |
Ф И |
Указывает на объект наблюдения , организует поисковую работу |
Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Выражать крайнюю радость, ликовать Взорваться,подорваться. Бесследно исчезнуть Угроза расправы Говорить впустую Убегать откуда-л. |
||||||||||||||
Самосто-ятельная работа с самопроверкой по эталону |
3 |
Личностные: В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке . |
Организует деятельность по применению новых знаний. Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Детям выдаются карточки. ………., выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха: Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный Найди у ……ошибки и исправь их. Самопроверка. Для самопроверки выдаётся карточка эталон. Бесцветный нет запаха Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный - Кто допустил ошибку? - Почему? - Над чем надо поработать? - Кто выполнил без ошибок? |
Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном |
|||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы повторение знаний об охране природы и воздух |
6 |
Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"? - Почему? - Значит, важно ли охранять растения? - Почему? - А можете ли вы принимать в этом участие? Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше? ( ответы ) Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Ребята, а от чего воздух может загрязняться? Теперь мы знаем: Что такое воздух …. Как доказать, что воздух существует … Какие свойства воздуха … Каково значение воздуха …. Почему воздух загрязняется … Как охранять воздух … |
Беседа, доказательства |
Ф |
Организует диалог |
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух. Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? ( ответы ) На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.. А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
|
|||||||||||||||
Рефлексия деятельности |
2 |
Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для вторклассника задачей |
Приложение 1 |
Самостояте-льная работа |
И |
Контроль , рефлексия , самооценка |
Высказывают свои впечатления от урока , показывают конечный результат своей работы. |
||||||||||||||
Дом.задание |
1 |
Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 45 -49). или в тетради № |
Приложение 1
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение |
|||
1. Мое настроение в начале урока |
|
|
|
2. Мое настроение в конце урока |
|
|
|
Отметь знаком «+» , оцени себя |
Хорошо |
Не очень |
Плохо |