12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Едкина Светлана Анатольевна50 Россия, Костромская обл., Кострома |
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов», УМК «Школа России»
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе
Тема: «Саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||
1 | Организа-ционный момент | Прозвенел звонок и смолк, Встали тихо мы у парт. Поучиться каждый рад.
| Подготовка класса к работе. Эмоционально настраиваются на урок. | |||||||||||||||||||||
2 | Актуализация знаний | - Гости вместе с нами сегодня отправятся в трудное, но увлекательное путешествие. - Но сначала давайте их заинтересуем, расскажем, а где мы побывали на прошлом уроке. - На доске небольшая подсказка. Соберите из слогов слова и получите нужные ответы: Арк-ка-ти; да, ти, Ан, тарк.
- Покажите Северный полюс на глобусе.
-На каком полюсе находится Антарктида? - Покажите Южный полюс на глобусе. - Найдите этот полюс на карте. Закрасьте его синим карандашом. -Чем похожи эти районы Земли? (Совершенно верно. Арктика и Антарктида – это самые холодные районы Земли). - Определите, о ком говорится в загадке: Сев на ледяную глыбу, Ловит он на завтрак рыбу. Белоснежным он слывёт И на севере живёт. -Где живут белые медведи? - О каком животном следующая загадка: Скажите мне какой чудак - -Где живут пингвины? -Могут ли белые медведи встретиться с пингвинами? Почему? | Составляют слова: Арктика, Антарктида. На Северном полюсе. Показывают Северный полюс. Находят на карте. Раскрашивают синим цветом. На Южном полюсе. Показывают Южный полюс. Находят на карте. Раскрашивают синим цветом. Там очень холодно, много снега и льда Белый медведь Арктика О пингвинах Антарктида
Живут на разных полюсах | |||||||||||||||||||||
3 | Самоопределение к деятельности | Назовите и расселите остальных животных по местам их обитания (написаны на карточках) Арктика Антарктида белый медведь пингвин морж альбатрос тюлень ледяная рыба - Остался не расселённым слон? - Он живёт в Арктике? - Он живёт в Антарктиде? - А кто знает, где живут слоны в природе? - Почему место обитания слонов вызвало противоречия. - Поднимите руку, а кто из вас хотел бы узнать, где же на самом деле обитают слоны? - Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. - Какие учебные задачи мы поставим перед собой? | Фронтальная работа: дети расселяют животных по местам их обитания. Нет. Нет. Ответы детей. Мы не изучали слонов и не знаем те районы Земли, где они живут. Поднимают руки. Где живут слоны?
- Узнать, где живут слоны. - Научиться находить эти районы на глобусе и на карте. - Познакомиться с другими животными, которые обитают вместе со слонами. | |||||||||||||||||||||
4 | Работа по теме урока Учебная ситуация №1 | - Послушайте стихотворение и определите, где живут слоны? - В жарких странах ходит слон: - Где же живут слоны? - А где же находятся эти жаркие страны мы узнаем, обратившись за помощью к нашему научному консультанту. - Научный консультант: На одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюса находится экватор. На глобусе и на карте экватор принято обозначать жирной линией. (Показывает на глобусе) - Найдите у себя на карте экватор и проведите линию красным цветом. - По обе стороны от этой воображаемой линии и расположены самые жаркие районы на Земле – саванны и тропические леса. Слайд - Я предлагаю вам прямо сейчас отправиться туда в научную экспедицию. - Учитель: - Подождите, мы не можем сразу отправиться в путь. - Мы совсем не знаем эти районы Земли. - Не знаем, как одеться и что взять с собой. - Я предлагаю разделиться на две группы и ознакомиться с научной литературой. - Первая группа исследует саванны, вторая группа – тропические леса. - Изучаем по плану: Что это за район. Какая там погода. Какие растут растения. - Подведём итоги исследования: - Что узнала первая группа о саванне. - Название «Саванна» произошло от испанского слова «сабана», что означает «дикое ровное место». Слайд Ответы детей: Саванна – это открытое пространство. Здесь растёт густая и высокая трава, в которой можно заблудиться. Некоторые травы достигают в высоту до шести метров. В саванне очень редко встречаются кустарники и деревья. В саванне всегда жарко. Воздух может нагреваться до 50 градусов тепла. Дожди в саванне бывают очень-очень редко. (Информация на доску)
Тропический лес напоминает чащу, через которую трудно пройти. Здесь растут деревья-гиганты, достигающие в высоту15-20-ти этажного дома. Повсюду лианы, которые обвивают деревья, как змеи. В тропическом лесу тоже очень жарко. Несмотря на то, что там круглый год идут дожди. (Информация на доску) - И в саваннах и в тропических лесах никогда не бывает зимы. - Обобщим информацию: - Как называются открытые места в жарких странах? - Как называются в жарких районах густые влажные места? - Чем похожи саванны и тропические леса? - Чем отличаются саванны и тропические леса? - Как оденемся в жаркие страны? -Что возьмём с собой? | - В жарких странах. Дети слушают рассказ консультанта. Проводят на карте экватор.
Рассказывают о саванне Рассказывают о тропическом лесе
Тропические леса
Мало дождей (саванны) Много дождей (троп. лес) В лёгкие, летние одежды Зонты | |||||||||||||||||||||
5 | Физкульт-минутка | - А теперь пора в дорогу. - От Костромы до экватора очень далеко, поэтому отправимся в путь на большом скоростном самолёте. Встаньте и приготовьтесь к полёту. Отправляемся в полёт. Много нас открытий ждёт. Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд. Полетел наш самолёт. Прилетели. Тихо сели. | Выполняют физкультминутку Руки вытянуты (вверх-вниз) Ладошки вверх-вниз Левая рука качается, Правая рука качается. Обе руки качаются. Руки вниз. Сели | |||||||||||||||||||||
6 | Продолже-ние работы по теме урока. Учебная ситуация №2. | - Перед нами саванна, а следом пойдёт тропический лес. - Нам предстоит изучить животный мир этих районов. - Исследуем сначала саванну. - Рассмотрите в учебнике рисунок с. 14. - Расскажите нашим гостям, какие звери обитают в саванне? (Слайды) - О носороге расскажет…. Носорог весит 2000 кг. Рог у носорога – 70 см в длину. Днем носорог спит, но если его разбудить, он разгневается и может сокрушить кого угодно. Видит носорог плохо. Ночью он пасется, ест листья, траву, корни. - О львах расскажет… Льва принято называть “царем зверей”. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве или лёжа на невысоком дереве, охотятся же они вечером. Обычная добыча львов — зебры и антилопы. Известны случаи нападения львов на людей. - Какие птицы живут в саванне? - О страусе нам расскажет…. Страус – это самая крупная в мире птица. Рост страуса – 2,5 метра, вес – до 136 кг. Страусы не умеют летать, зато бегают также быстро, как лошади. У страуса большие сильные ноги с когтями. Своей ногой страус может легко сбить человека. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми. Из саванны мы попадаем в тропические леса. - Рассмотрите в учебнике рисунок с. 15. - Какие звери обитают в тропических лесах? - О крокодилах нам расскажет… Крокодины достигают в длину 6 метров, весят более 600 кг. Их основная пища — рыба, но при случае они нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Охотятся крокодилы из засады, подстерегая животных в воде у водопоя. Крокодилы способны совершать прыжки из воды и в течении короткого времени преследовать добычу на суше, развивая скорость около 10 км/час. - Какие птицы обитают в тропических лесах? - О павлинах нам расскажет.. - Павлины – самые красивые птицы на Земле. Хвост павлина часто раскрывается веером. Перья начинают переливаться синими, зелёными, рыжими тонами. Питаются павлины семенами, плодами, злаками. - Давайте посмотрим, как красив павлин, особенно когда раскрывает хвост. (Видеоролик о павлине) | Жираф, носорог, африканский слон, павиан, зебра, лев, мартышка. Выступление о носороге Выступление о льве Птица-секретарь, страус, Выступление о страусе Обезьяны-лангуры, индийский слон, черепаха, крокодил, питон. Выступление о крокодилах Павлины Выступление о павлинах Смотрят видеоролик | |||||||||||||||||||||
7 | Физкульт- минутка | - Как удивителен и необычен животный мир жарких стран, поэтому многие люди стремятся там побывать. - Песня «Если долго, долго, долго» | Выполняют движения | |||||||||||||||||||||
8 | Продолжение работы по теме урока. Учебная ситуация №3. | - Какое самое крупное животное обитает в саваннах? - Какое самое крупное животное обитает в тропических лесах? - Получается, что слоны живут и в саваннах, и в тропических лесах. - Давайте рассмотрим более внимательно африканского слона и индийского слона и выясним, чем они отличаются.
Работа в рабочей тетради №1, стр. 12 - Рассмотрите рисунки. Определите, где африканский слон, а где индийский слон. Укажите стрелками. Послушайте, как много интересного можно узнать об этих удивительных животных. Видеоролик о слонах | Африканский слон Индийский слон Дети рассматривают слонов и сравнивают Работают в рабочей тетради индивидуально. Самопроверка с доски. Дети смотрят видеоролик | |||||||||||||||||||||
9 | Первичное закрепление | Работа в группах - Во время научной экспедиции мы познакомились с различными животными жарких стран. - Проверим, как вы их запомнили. - Разделитесь на группы. Рассмотрите животных внимательно. Назовите их. (Каждой группе выдаётся по 2 животных) -Группа называет 2 животных. Научный консультант проходит по рядам и показывает этих животных остальному классу. Работа с диском - А сможете ли вы разделить животных на две группы: животных саванн и животных тропических лесов. Работа в паре. Рабочая тетрадь № 2, стр. 13 - Рассмотрите рисунки. Назовите этих животных. - Укажите стрелками, где они живут. Работа в группах. Рабочая тетрадь № 3, стр. 13 - Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать. - Каких животных вам удалось отыскать? (Павлина, питона, крокодила, слона, обезьяну) | Работают в группах. Рассматривают животных и называют их. Выступления детей. | |||||||||||||||||||||
8 | Итог урока. Рефлексия деятельности | - Наше путешествие заканчивается. Давайте поведем итог урока. - Над какой темой работали? - Где же живут слоны? – Покажите эти районы на глобусе, на карте. - Прочитаем итог мудрой черепахи (с.15)
-Вы все на уроке хорошо поработали, поэтому получаете в подарок маленького слонёнка. - Раскрасьте его. - А тот из вас, кто узнал на уроке много нового и интересного, нарисуйте слонёнку в хоботе большой яркий цветок. - Покажите гостям. | Где живут слоны. В жарких странах. На экваторе. В саваннах и тропических лесах. Находят на глобусе, карте Работают с учебником с.15. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Учитель благодарит детей за работу. |