12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едкина Светлана Анатольевна50
Россия, Костромская обл., Кострома
1

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов», УМК «Школа России»


Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе

Тема: «Саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов»



Цель деятельности педагога: создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная, фронтальная.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организа-ционный момент








Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.

Встали тихо мы у парт.

Поучиться каждый рад.


- К нам на урок пришли гости. Повернитесь, посмотрите на них, улыбнитесь и тихонечко сядьте на свои места.


Подготовка класса к работе.




Эмоционально настраиваются на урок.


2

Актуализация знаний












- Гости вместе с нами сегодня отправятся в трудное, но увлекательное путешествие.

- Но сначала давайте их заинтересуем, расскажем, а где мы побывали на прошлом уроке.

- На доске небольшая подсказка. Соберите из слогов слова и получите нужные ответы:

Арк-ка-ти; да, ти, Ан, тарк.  



-На каком полюсе находится Арктика?

- Покажите Северный полюс на глобусе.


-Найдите Северный полюс на своих картах. Закрасьте его синим карандашом.


-На каком полюсе находится Антарктида?

- Покажите Южный полюс на глобусе.


- Найдите этот полюс на карте. Закрасьте его синим карандашом.


-Чем похожи эти районы Земли?

(Совершенно верно. Арктика и Антарктида – это самые холодные районы Земли).

- Определите, о ком говорится в загадке:

Сев на ледяную глыбу,

Ловит он на завтрак рыбу.

Белоснежным он слывёт

И на севере живёт.

-Где живут белые медведи?

- О каком животном следующая загадка:

Скажите мне какой чудак -
И днем, и ночью носит фрак.

-Где живут пингвины?

-Могут ли белые медведи встретиться с пингвинами?

Почему?







Составляют слова: Арктика, Антарктида.

На Северном полюсе.

Показывают Северный полюс.

Находят на карте.

Раскрашивают синим цветом.

На Южном полюсе.

Показывают Южный полюс.

Находят на карте.

Раскрашивают синим цветом.

Там очень холодно, много снега и льда







Белый медведь

Арктика



О пингвинах

Антарктида


Нет.

Живут на разных полюсах

3

Самоопределение к деятельности




Назовите и расселите остальных животных по местам их обитания (написаны на карточках)

Арктика Антарктида

белый медведь пингвин

морж альбатрос

тюлень ледяная рыба

- Остался не расселённым слон?

- Он живёт в Арктике?

- Он живёт в Антарктиде?

- А кто знает, где живут слоны в природе?

- Почему место обитания слонов вызвало противоречия.


- Поднимите руку, а кто из вас хотел бы узнать, где же на самом деле обитают слоны?

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?






Фронтальная работа: дети расселяют животных по местам их обитания.





Нет.

Нет.

Ответы детей.

Мы не изучали слонов и не знаем те районы Земли, где они живут.

Поднимают руки.

Где живут слоны?


С. 14

- Узнать, где живут слоны.

- Научиться находить эти районы на глобусе и на карте.

- Познакомиться с другими животными, которые обитают вместе со слонами.

4

Работа по теме урока

Учебная ситуация №1


















































































- Послушайте стихотворение и определите, где живут слоны?

- В жарких странах ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.

- Где же живут слоны?

- А где же находятся эти жаркие страны мы узнаем, обратившись за помощью к нашему научному консультанту.

- Научный консультант: На одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюса находится экватор. На глобусе и на карте экватор принято обозначать жирной линией.

(Показывает на глобусе)

- Найдите у себя на карте экватор и проведите линию красным цветом.

- По обе стороны от этой воображаемой линии и расположены самые жаркие районы на Земле – саванны и тропические леса. Слайд

- Я предлагаю вам прямо сейчас отправиться туда в научную экспедицию.

- Учитель:

- Подождите, мы не можем сразу отправиться в путь.

- Мы совсем не знаем эти районы Земли.

- Не знаем, как одеться и что взять с собой.

- Я предлагаю разделиться на две группы и ознакомиться с научной литературой.

- Первая группа исследует саванны, вторая группа – тропические леса.

- Изучаем по плану:

Что это за район.

Какая там погода.

Какие растут растения.

- Подведём итоги исследования:

- Что узнала первая группа о саванне.

- Название «Саванна» произошло от испанского слова «сабана», что означает

«дикое ровное место». Слайд

Ответы детей:

Саванна – это открытое пространство. Здесь растёт густая и высокая трава, в которой можно заблудиться. Некоторые травы достигают в высоту до шести метров.



В саванне очень редко встречаются кустарники и деревья.



В саванне всегда жарко. Воздух может нагреваться до 50 градусов тепла. Дожди в саванне бывают очень-очень редко.

(Информация на доску)


- Что узнала вторая группа о тропическом лесе.

Тропический лес напоминает чащу, через которую трудно пройти. Здесь растут деревья-гиганты, достигающие в высоту15-20-ти этажного дома.

Повсюду лианы, которые обвивают деревья, как змеи.

В тропическом лесу тоже очень жарко. Несмотря на то, что там круглый год идут дожди.

(Информация на доску)

- И в саваннах и в тропических лесах никогда не бывает зимы.

- Обобщим информацию:

- Как называются открытые места в жарких странах?

- Как называются в жарких районах густые влажные места?

- Чем похожи саванны и тропические леса?

- Чем отличаются саванны и тропические леса?



- Как оденемся в жаркие страны?

-Что возьмём с собой?







- В жарких странах.



Дети слушают рассказ консультанта.



Проводят на карте экватор.











Получают научную литературу и изучают свой район









Рассказывают о саванне




















Рассказывают о тропическом лесе











​​​​​​​Саванны

Тропические леса


Очень жарко

Мало дождей (саванны)

Много дождей (троп. лес)

В лёгкие, летние одежды

Зонты

5

Физкульт-минутка


- А теперь пора в дорогу.

- От Костромы до экватора очень далеко, поэтому отправимся в путь на большом скоростном самолёте.

Встаньте и приготовьтесь к полёту.

Отправляемся в полёт.

Много нас открытий ждёт.

Левое крыло вперёд, правое крыло вперёд.


Полетел наш самолёт.

Прилетели.

Тихо сели.

Выполняют физкультминутку



Руки вытянуты (вверх-вниз)

Ладошки вверх-вниз

Левая рука качается,

Правая рука качается.

Обе руки качаются.

Руки вниз.

Сели

6

Продолже-ние работы по теме урока.

Учебная ситуация №2.











































- Перед нами саванна, а следом пойдёт тропический лес.

- Нам предстоит изучить животный мир этих районов.

- Исследуем сначала саванну.

- Рассмотрите в учебнике рисунок с. 14.

- Расскажите нашим гостям, какие звери обитают в саванне? (Слайды)



- О носороге расскажет….

Носорог весит 2000 кг. Рог у носорога – 70 см в длину. Днем носорог спит, но если его разбудить, он разгневается и может сокрушить кого угодно. Видит носорог плохо. Ночью он пасется, ест листья, траву, корни.

- О львах расскажет…

Льва принято называть “царем зверей”. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве или лёжа на невысоком дереве, охотятся же они вечером. Обычная добыча львов — зебры и антилопы. Известны случаи нападения львов на людей.

- Какие птицы живут в саванне?


- О страусе нам расскажет….

Страус – это самая крупная в мире птица.

Рост страуса – 2,5 метра, вес – до 136 кг. Страусы не умеют летать, зато бегают также быстро, как лошади. У страуса большие сильные ноги с когтями. Своей ногой страус может легко сбить человека. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми.

Из саванны мы попадаем в тропические леса.

- Рассмотрите в учебнике рисунок с. 15.

- Какие звери обитают в тропических лесах?


- О крокодилах нам расскажет…

Крокодины достигают в длину 6 метров, весят более 600 кг. Их основная пища — рыба, но при случае они нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Охотятся крокодилы из засады, подстерегая животных в воде у водопоя. Крокодилы способны совершать прыжки из воды и в течении короткого времени преследовать добычу на суше, развивая скорость около 10 км/час.

- Какие птицы обитают в тропических лесах?

- О павлинах нам расскажет..

- Павлины – самые красивые птицы на Земле. Хвост павлина часто раскрывается веером. Перья начинают переливаться синими, зелёными, рыжими тонами.

Питаются павлины семенами, плодами, злаками.

- Давайте посмотрим, как красив павлин, особенно когда раскрывает хвост.

(Видеоролик о павлине)









Жираф, носорог, африканский слон, павиан, зебра, лев, мартышка.


Выступление о носороге





Выступление о льве





Птица-секретарь, страус,


Выступление о страусе









Обезьяны-лангуры,

индийский слон, черепаха, крокодил, питон.

Выступление о крокодилах





Павлины


Выступление о павлинах





Смотрят видеоролик

7

Физкульт-

минутка



- Как удивителен и необычен животный мир жарких стран, поэтому многие люди стремятся там побывать.

- Песня «Если долго, долго, долго»




Выполняют движения

8

Продолжение работы по теме урока.

Учебная ситуация №3.

- Какое самое крупное животное обитает в саваннах?


- Какое самое крупное животное обитает в тропических лесах?

- Получается, что слоны живут и в саваннах, и в тропических лесах.

- Давайте рассмотрим более внимательно африканского слона и индийского слона и выясним, чем они отличаются.

Слоны

Африканские

Индийские

Ноги


Короче

Тело


Массивнее

Спина

Вогнутая

Выпуклая

Уши

Большие

Маленькие

Бивни

У самцов и самок

Только у самцов
Короче и легче

Шерсть

Меньше

Сильнее

Работа в рабочей тетради

1, стр. 12

- Рассмотрите рисунки. Определите, где африканский слон, а где индийский слон. Укажите стрелками.


Послушайте, как много интересного можно узнать об этих удивительных животных.

Видеоролик о слонах

Африканский слон



Индийский слон



Дети рассматривают слонов и сравнивают

















Работают в рабочей тетради индивидуально.

Самопроверка с доски.



Дети смотрят видеоролик

9

Первичное закрепление

Работа в группах

- Во время научной экспедиции мы познакомились с различными животными жарких стран.

- Проверим, как вы их запомнили.

- Разделитесь на группы. Рассмотрите животных внимательно. Назовите их.

(Каждой группе выдаётся по 2 животных)

-Группа называет 2 животных. Научный консультант проходит по рядам и показывает этих животных остальному классу.

Работа с диском

- А сможете ли вы разделить животных на две группы: животных саванн и животных тропических лесов.

Работа в паре. Рабочая тетрадь № 2, стр. 13

- Рассмотрите рисунки. Назовите этих животных.

- Укажите стрелками, где они живут.

Работа в группах. Рабочая тетрадь № 3, стр. 13

- Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать.

- Каких животных вам удалось отыскать?  (Павлина, питона, крокодила, слона, обезьяну)



Работают в группах. Рассматривают животных и называют их.





Выступления детей.



8

Итог урока. Рефлексия деятельности

- Наше путешествие заканчивается. Давайте поведем итог урока.

- Над какой темой работали?

- Где же живут слоны?





Покажите эти районы на глобусе, на карте.

- Прочитаем итог мудрой черепахи (с.15)


Организует рефлексию деятельности.

-Вы все на уроке хорошо поработали, поэтому получаете в подарок маленького слонёнка.

- Раскрасьте его.

- А тот из вас, кто узнал на уроке много нового и интересного, нарисуйте слонёнку в хоботе большой яркий цветок.

- Покажите гостям.



Где живут слоны.

В жарких странах.

На экваторе.

В саваннах и тропических лесах.

Находят на глобусе, карте

Работают с учебником с.15.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.

Учитель благодарит детей за работу.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.