Технологическая карта урока по обществознанию на тему «Основы семейного права» (11 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧАСТНИКА КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Эккардт Галина Анатольевна, МАОУ "СОШ №2" г.Заводоуковск, Тюменская область
Тема урока |
Основы семейного права |
||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
||
Цель урока |
Сформировать представление об основах семейного права, о порядке вступления в брак, об условиях расторжения брака |
||
Задачи урока |
1.Обучающие: формирование знаний об основных аспектах семейного законодательства. 2.Развивающие: развитие умения самостоятельной работы с источниками права и документами; формирование умения логически мыслить, коллективно принимать решения. 3.Воспитательные: формирование правовой культуры школьников; формирование личной ответственности за принимаемые решения |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник "Обществознание 10 класс" под редакцией Л.Н. Боголюбова, "Просвещение", 2020 г.; статьи Семейного кодекса (приложение №4); презентация; рабочие листы |
||
План урока |
1.Мотивационный этап 2.Изучение нового материала - понятие "брак" -условия вступления в брак; -порядок вступления в брак; - расторжение брака в суде; -расторжение брака в ЗАГСе 3. Обобщение знаний 4.Подведение итогов |
||
Личностно значимая проблема |
Обоснование необходимости правового регулирования семейных отношений |
||
Методы и формы обучения |
Словесный (методический прием: беседа, работа с учебником, ); практические ( частично-поисковый, практические задания); наглядные Групповая, парная форма работы; технология критического мышления |
||
Основные понятия |
Семейный кодекс, брак, субъекты семейных отношений, ЗАГС, |
||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака |
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять критерии типологизации; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения, выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, |
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать типичные социальные роли;
|
Технологическая карта с дидактической структурой урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные (на весь урок) |
УУД |
||||
1. Мотивация учебной деятельности |
1.Расматривают иллюстрации, определяют, что их объединяет.
2.Ученики читают высказывания, выбирают то, которое считают правильным, распределяются по группам. |
1.Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации (слайд №2) и определить, что объединяет их все. 2.Учитель предлагает прочитать 4 высказывания о семье и браке, выделить одно, которое считают правильным и распределиться по группам |
1.Рассмотрите иллюстрации, определите, что их объединяет, выскажите своё мнение.
2.Прочитайте высказывания (слайд №3), выберите то высказывание, которое считаете правильным и распределитесь на 4 группы (1 группа - 1 высказывание; 2 группа - 2 высказывание; 3 группа - 3 высказывание; 4 группа - 4 высказывание) |
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака |
Познавательные: Слушают. Принимают участие в беседе. Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, слушают собеседника, строят высказывания. Регулятивные: Принимают учебную задачу |
2. Актуализация знаний |
1.Обсуждают в группах проблемы, записывают на карточку, коротко поясняют свой ответ.
2.Ученики читают высказывания, отмечают с каким высказыванием согласны, с каким нет |
1.Предлагает обсудить в группах, какие могут возникнуть проблемы в семье правого характера. 2.Обобщает предложенные проблемы учеников и предлагает проблемный вопрос, на который ученики ответят после изучения всех вопросов по теме "Основы семейного права" (слайд №4). 3.Предлагает прочитать высказывания на карточках, в столбике "До" поставить знак согласия или несогласия . |
1.Обсудите в группах и выделите, какие проблемы могут возникнуть в семье с точки зрения права, запишите проблемы на карточке.
2.Прочитайте на карточке высказывания (приложение №1), на основании имеющихся знаний и жизненного опыта, определите, какое правильное, какое нет. |
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака |
Познавательные: Осуществляют актуализацию знаний, основы-ваясь, на жизнен-ном опыте. Делают выводы. Коммуникативные: Управляют поведением партнеров. Грамотно выражают речью свои мысли Регулятивные: Планируют действия Контролируют, поправляют высказывания |
3. Изучение нового материала: самостоятельная познавательная деятельность (работа с материалами учебника, схемами, таблицами и т.д.)
|
1.Работают с понятием "Брак" по учебнику, выделяют признаки, обсуждают в группе
2.Работают в парах с учебником и статьями Семейного кодекса, заполняют рабочие листы. Называют "Условия вступления в брак", "Порядок вступления в брак".
3.Изучают материал по учебнику, статьи Семейного кодекса "Расторжение брака". Обсуждают ситуации, распределяют варианты. |
1.Предлагает поработать с понятием "Брак", выделить три признака.
2.Учитель предлагает по одному ученику от группы записать признаки на доске, по одному ученику выйти из класса и обсудить признаки; третий ученик озвучивает свой ответ. 3.Предлагает поработать в парах: 1 пара работает с материалами по вопросу "Условия вступления в брак"; 2 пара "Порядок вступления в брак". 4.Предлагает каждому четвертому ученику назвать условия вступления в брак, но только дополнять предыдущий ответ, повторять ответы не нужно. 4.Предлагает изучить материал по теме "Расторжение брака". |
1.Прочитайте понятие "Брак" (стр.258 учебника "Обществознание"), выделите три ключевых признака понятия, запишите в рабочем листе, Обсудите в группе. 2.Все первые ученики выходят в коридор и обсуждают признаки; Вторые ученики записывают признаки на доске; третьи ученики делают выводы.
3.В группе распределите задание в паре, первая пара "Условия вступления в брак"; вторая пара - "Порядок вступления в брак" (Учебник: стр.258, Семейный кодекс РФ ст.11, 12, 14; приложение №3)
4.Изучите материал учебника и статьи Семейного кодекса (стр. 258-259, Семейный кодекс ст.19, 20 "Расторжение брака"). Распределите карточки, на которых прописана правовая ситуация, где происходит расторжение брака (приложение №3)
|
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака |
Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: Изучают представленный материал. Рефлексия своих действий. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами. Регулятивные: Исследуют условия учебной задачи, выбирают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль и самооценку.
|
4. Закрепление нового материала |
1.Ученики работают с первичной таблицей, заполняют её, делают выводы. |
1.Учитель предлагает вернуться к таблице, которую заполняли перед начальном изучения материала. Прочитать высказывания, заполнить столбик "После", сделать выводы |
1. Ещё раз прочитайте высказывания, которые были предложены в первом задании и заполните столбик "После". Сделайте выводы. |
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака |
Коммуникативные: Осознанно строят речевые высказывания. Выслушивают собеседника. Регулятивные: Исследуют условия задания, выбирают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль и самооценку.
|
5. Контроль |
1.Ученики обсуждают предложенные варианты проблем, которые предложили в начале урока. |
1.Учитель предлагает вернуться к проблемам, которые были сформулированы в начале урока и прокомментировать |
1.Сделайте выводы по проблемам, которые были сформулированы в начале урока. |
Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак как социально-правовые институты. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Прекращение брака |
Познавательные: Умение перерабатывать полученную информацию Коммуникативные: Умение договориться с собеседником Регулятивные: Оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке. |
6. Домашнее задание |
Ученики принимают информацию. |
Выучить информацию по теме "Семейное право"; составить кластер на основе материала учебника стр.259-261 по вопросу "Права и обязанности супругов" |
|
|
|
Приложение №1.
1.Задание: Перед тобой высказывания, проставь любой знак согласия или несогласия по каждому высказыванию.
до |
|
после |
|
Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). |
|
|
Брачный договор регулирует исключительно имущественные права и обязанности супругов |
|
|
Расторжение брака в органах ЗАГС возможно при отсутствии общих несовершеннолетних детей. |
|
|
Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства. |
|
|
При разводе родителей суд учитывает мнение ребёнка, достигшего 14 лет |
|
Приложение №2.
2.Стр.258, Семейный кодекс РФ ст.11, 12, 14 выпишите "Условия вступления в брак", "Порядок вступления в брак"
Условия вступления в брак Обстоятельства препятствующие вступления в брак |
Порядок вступления в брак |
|
|
Приложение №3.
1.отсутствие согласия одного из супругов
2. Гражданин И. настаивает на расторжении брака со своей супругой, которая не даёт согласия на развод, несмотря на отсутствие общих несовершеннолетних детей.
3.осуждение одного из супругов к лишению свободы на срок более трёх лет
4.наличие общих несовершеннолетних детей
5.взаимное согласие при отсутствии общих несовершеннолетних детей
6.Не имеющие общих несовершеннолетних детей супруги дали взаимное согласие на расторжение брака.
7.Супруга подала заявление на расторжение брака с осуждённым за совершение преступления к лишению свободы на 7 лет супругом, с которым не имеет общих несовершеннолетних детей.
8. признание судом одного из супругов недееспособным
9.Дееспособные супруги настаивают на расторжении брака, несмотря на наличие общих несовершеннолетних детей.
10.Дееспособные супруги Петровы, родители 9-летнего Ивана, подали заявление о расторжении брака.
Приложение №4.
СК РФ Статья 11. Порядок заключения брака
1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 319-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 319-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).
СК РФ Статья 12. Условия заключения брака
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.
СК РФ Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
усыновителями и усыновленными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
СК РФ Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
признан судом безвестно отсутствующим;
осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
СК РФ Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.
2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, в том числе отказывается подать заявление.