Технологическая карта урока по окружающему миру "Красная книга"
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Базовый УМК: «Школа России»
Тема урока: «Красная книга»
Цель урока: формирование у учащихся 2 класса первоначальных представлений о Красной книге России как о важном документе для охраны редких и исчезающих видов растений и животных, и воспитание бережного отношения к природе.
Задачи урока: 1. Предметные:Познакомить учащихся с понятием «Красная книга», ее структурой (цветами страниц) и назначением.
Сформировать представление о том, почему некоторые виды растений и животных становятся редкими и нуждаются в охране.
Познакомить с несколькими яркими представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу России (например, амурский тигр, белый журавль-стерх, лотос, женьшень).
Научить узнавать изученные виды по иллюстрациям и описанию.
2. Метапредметные:Регулятивные УУД (Управление учебной деятельностью):
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (например, "нам нужно узнать, как помочь природе").
Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (например, при выполнении группового задания).
Познавательные УУД (Работа с информацией):
Развивать умение извлекать информацию из предложенных учителем источников (презентация, иллюстрации, текст учебника, короткое видео).
Формировать навык сравнения и классификации (например, распределять животных по причинам исчезновения).
Способствовать развитию логического мышления через установление причинно-следственных связей (почему животное стало редким -> что нужно сделать, чтобы его спасти).
Коммуникативные УУД (Общение и сотрудничество):
Развивать умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников.
Формировать навык работы в паре или малой группе (при выполнении творческого задания, обсуждении проблемы).
Учить строить монологическое высказывание (например, рассказ о понравившемся животном из Красной книги).
3. Личностные:Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, чувство сопереживания и желание помогать живому миру.
Формировать основы экологической ответственности и понимание последствий своих поступков по отношению к природе.
Развивать чувство гордости и ответственности за природное богатство своей страны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология, обучение в сотрудничестве.
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, «Красная книга России».
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы, методы, средства | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | |||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||
1 | Организационный момент | -Дети с каким настроением вы пришли на урок? (слайд 2) - Я очень рада, что сегодня у вас хорошее настроение, вам тепло и уютно! Посмотрите за окно. Расскажите о погоде сегодняшнего дня. - И неважно, какая сегодня погода, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. Пусть каждый его лучик не только заглянет к нам в класс и обогреет вас, но и придаст сил и уверенности на весь урок. | Приветствуют учителя. | Диалог | - | Выделять существенную информацию из текста; | -Самостоятельно организовывать свое рабочее место; - Планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; -Настраивать себя на продуктивную работу; -Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Слушать собеседника и понимать речь других; | - Сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
2 | Актуализация знаний | Есть просто храм, есть храм науки, - О каком храме мы будем сегодня говорить? -Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?» Работа в парах: Ученики выполняют работу на карточках. На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом. -Ломать ветки деревьев -Убивать зверей и птиц -Любоваться природой -Трогать домики животных и их детёнышей -Разорять птичьи гнёзда. -Дышать свежим воздухом -Разбрасывать мусор -Засорять родники и речки -Собирать грибы и ягоды -Рвать цветы(слайд 4) | -внимательно слушают учителя -о природе -высказывают своё мнение -надо охранять её -учащиеся выполняют работу на предложенных листочках. | Диалог, групповая работа. | Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | - Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - Устанавливать закономерности, строить рассуждения; - Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. | Самооценка и определение степени успешности своей работы. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Формирование целостного взгляда на мир, уважительное отношение к иному мнению. |
3 | Постановка цели урока. | Посмотрите на слайд. На нём представлены изображения с исчезнувшими животными: морская корова, тарпан, странствующие голуби, дронт. (слайд 5) - Ребята, посмотрите на картинки. Прочитайте названия этих животных? Что вы знаете о этих животных, видели в зоопарке? - К сожалению, сейчас мы этих животных можем увидеть только на картинках, хотя раньше они украшали природу нашей Земли. - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - Прочитайте тему урока. (слайд 6) | -Учащиеся высказывают своё мнение. -Об исчезнувших животных -Красная книга | Формулирование темы и цели урока. Фронтальная форма. | Дать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных. | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. | Выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллектив ном обсуждении проблем; | -Умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; -Бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенности за будущее планеты. |
4 | Открытие нового знания | Какие вопросы у вас возникают? -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Работа по теме урока. 1.Знакомство с Красной книгой. - Красная книга не со всем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный. - Как вы думаете, что символизирует красный цвет? - Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении. Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной для этого Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Помимо этого, существуют национальные и региональные Красные книги. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное -что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания. Красная книга России вышла в 2001г. Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 39 видов рыб, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных населяющих даже самые отдалённые и суровые края России. На данный момент, по всему миру существуют государственные и частные организации занимаются спасением представителей фауны. И Липецкая область не осталась в стороне, была издана собственная Красная книга Липецкой области. В нее Работа в группах. (слайд 6) - А сейчас мы попробуем создать по одной странице из Красной книги. У вас на столах цветной лист, фотография и описание животного или растения Красной книги. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь рассказать о своей странице. (Каждая группа делает сообщение о своём животном или растении). У нас все страницы получились разноцветные. 1 группа — 7 слайд 2 группа — 8 слайд 3 группа — 9 слайд 4 группа — 10 слайд 5 группа — 11 слайд 6 группа — 12 слайд - Кто-нибудь знает почему? Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. ( слайд 13) 1. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. 2. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. 3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. 4. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается. | -Высказывают предположения: Что такое Красная книга? Как связаны морская корова, странствующие голуби, дронт и Красная книга? -Это сигнал тревоги, опасности, предепреждения -Учащиеся выполняют работу, предложенную учителем. | Фронтальная, индивидуальная форма. Технология сотрудничества. Словесный (объяснение) | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни. | -Извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические –дополняют и расширяют имеющиеся знания. | Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | - Формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. -Чувство прекрасного и эстетические чувства. |
5 | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | ||||||||
6 | Закрепление материала | А сейчас, давай разгадывать кроссворд. Каждый у себя в тетради напишет ответы. Кроссворд представлен на доске. (Слайд 14) 1. Копытное животное, родственник коровы - живет в лесах. (Зубр) | -Учащиеся самостоятельно выполняют, а затем проверяют задание в тетради. | Индивидуальная работа | Закрепление знаний о животных. | Умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. | Умение организовывать свою деятельность. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. | Получить возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий. | Умение индивидуально выполнять задания; Уважение к мнению других |
7 | Рефлексия | Перед Вами предложения, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали на уроке, чему научились. 2) На уроке мне больше всего запомнилось … 3) Мне захотелось … 4)Урок для меня показался… - Ребят посмотрите что у меня нарисовано . (Планета на которой мы все живём). У Вас в ваших папочках есть ладошки достаньте их. Если вам урок понравился и вы будете выполнять советы бережного отношения к природе то приклейте внизу под нашей картинкой зеленную ладошку, если на уроке вам было скучно и не все советы вам понятны то приклейте жёлтую ладошку. Приклейте красную ладошку, если вам не понравилась наша работа. Посмотрите какая красивая картина у нас с вами получилась. (слайд 15) | Продолжают предложения, оценивают свою работу на уроке, производят самоанализ. | Диалог, фронтальная форма работы, индивидуальная работа. | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни. | Умение познавать цель и результат. | Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Умение высказывать своё мнение. | Бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенности за будущее планеты. |