Технологическая карта урока по окружающему миру "Красная книга"

0
0
Материал опубликован 19 October

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Базовый УМК: «Школа России»

Тема урока: «Красная книга»

Цель урока: формирование у учащихся 2 класса первоначальных представлений о Красной книге России как о важном документе для охраны редких и исчезающих видов растений и животных, и воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока: 1. Предметные:

Познакомить учащихся с понятием «Красная книга», ее структурой (цветами страниц) и назначением.

Сформировать представление о том, почему некоторые виды растений и животных становятся редкими и нуждаются в охране.

Познакомить с несколькими яркими представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу России (например, амурский тигр, белый журавль-стерх, лотос, женьшень).

Научить узнавать изученные виды по иллюстрациям и описанию.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД (Управление учебной деятельностью):

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (например, "нам нужно узнать, как помочь природе").

Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (например, при выполнении группового задания).

Познавательные УУД (Работа с информацией):

Развивать умение извлекать информацию из предложенных учителем источников (презентация, иллюстрации, текст учебника, короткое видео).

Формировать навык сравнения и классификации (например, распределять животных по причинам исчезновения).

Способствовать развитию логического мышления через установление причинно-следственных связей (почему животное стало редким -> что нужно сделать, чтобы его спасти).

Коммуникативные УУД (Общение и сотрудничество):

Развивать умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

Формировать навык работы в паре или малой группе (при выполнении творческого задания, обсуждении проблемы).

Учить строить монологическое высказывание (например, рассказ о понравившемся животном из Красной книги).

3. Личностные:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, чувство сопереживания и желание помогать живому миру.

Формировать основы экологической ответственности и понимание последствий своих поступков по отношению к природе.

Развивать чувство гордости и ответственности за природное богатство своей страны.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология, обучение в сотрудничестве.

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, «Красная книга России».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы, средства

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

Организационный момент

-Дети с каким настроением вы пришли на урок? (слайд 2)

- Я очень рада, что сегодня у вас хорошее настроение, вам тепло и уютно! Посмотрите за окно. Расскажите о погоде сегодняшнего дня. - И неважно, какая сегодня погода, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. Пусть каждый его лучик не только заглянет к нам в класс и обогреет вас, но и придаст сил и уверенности на весь урок.

Приветствуют учителя.

Диалог

-

Выделять существенную информацию из текста;

-Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- Планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

-Настраивать себя на продуктивную работу;

-Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

-Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Слушать собеседника и понимать речь других;

- Сформированность потребности в самовыражении а самореализации,

- Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

2

Актуализация знаний

Есть просто храм, есть храм науки, 
А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, 
Не оскверняй ее святынь. (слайд 3)

- О каком храме мы будем сегодня говорить?

-Как вы понимаете строки «Не оскверняй её святынь?»

Работа в парах: Ученики выполняют работу на карточках.

На партах у вас лежат листочки. Выберите, что нельзя делать в  природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.

-Ломать ветки деревьев

-Убивать зверей и птиц

-Любоваться природой

-Трогать домики животных и их детёнышей

-Разорять птичьи гнёзда.

-Дышать свежим воздухом

-Разбрасывать мусор

-Засорять родники и речки

-Собирать грибы и ягоды

-Рвать цветы(слайд 4)

-внимательно слушают учителя



















-о природе




-высказывают своё мнение

-надо охранять её

-учащиеся выполняют работу на предложенных листочках.

Диалог, групповая работа.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.


- Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- Устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

Самооценка и определение степени успешности своей работы.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование целостного

взгляда на мир, уважительное

отношение к иному мнению.


3

Постановка цели урока.

Посмотрите на слайд. На нём представлены изображения с исчезнувшими животными: морская

корова, тарпан, странствующие голуби, дронт. (слайд 5)

- Ребята, посмотрите на картинки. Прочитайте названия этих животных? Что вы

знаете о этих животных, видели в зоопарке?

- К сожалению, сейчас мы этих животных можем увидеть только на картинках, хотя

раньше они украшали природу нашей Земли.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока. (слайд 6)









-Учащиеся высказывают своё мнение.














-Об исчезнувших животных

-Красная книга

Формулирование

темы и

цели

урока.

Фронтальная форма.


Дать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Выполнять

задание в

соответствии с

поставленной

целью, отвечать

на конкретный

вопрос.


Умение

слушать и

вступать в

диалог,

участвовать в

коллектив

ном

обсуждении проблем;


-Умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению;

-Бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенности за будущее планеты.


4

Открытие нового знания

Какие вопросы у вас возникают?

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Работа по теме урока.

1.Знакомство с Красной книгой. - Красная книга не со всем обычная. Цвет переплета у этой книги - красный. - Как вы думаете, что символизирует красный цвет?

- Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении. Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году. На ее составление у специально созданной для этого Комиссии по редким видам ушло четырнадцать лет напряженного труда. Помимо этого, существуют национальные и региональные Красные книги. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное -что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания. Красная книга России вышла в 2001г. Всего в ней насчитывается 259 позвоночных животных, 39 видов рыб, 21 вид пресмыкающихся, 65 видов млекопитающих, 123 вида рыб, 8 видов земноводных населяющих даже самые отдалённые и суровые края России. На данный момент, по всему миру существуют государственные и частные организации занимаются спасением представителей фауны. И Липецкая область не осталась в стороне, была издана собственная Красная книга Липецкой области. В нее
вошли все животные, которые находятся на грани вымирания, чья численность невероятно мала. Над созданием полного списка и описания видов, ареалов их обитания работала целая исследовательская группа ученых: экологов, биологов, экологов. Так же Красная книга содержит в себе информацию о мерах охраны, защиты животных. В Красной книге Липецкой области есть очень много животных и растений. Растений около 360 видов, среди которых больше всего покрытосемянных и мохообразных. Есть и лишайники с папоротниковидными. К ним относятся тюльпан дубравный, горицвет весенний и кувшинка белоснежная. Край не обделен и редкими животными, также занесёнными в Красную книгу. Больше всего там насекомых−их больше семидесяти видов, но немало и птиц с млекопитающими. Самыми яркими представителями являются заяц-беляк, кабан и выхухоль.

Работа в группах. (слайд 6)

- А сейчас мы попробуем создать по одной странице из Красной книги. У вас на столах цветной лист, фотография и описание животного или растения Красной книги. Расположите их на листе наклейте и подготовьтесь рассказать о своей странице. (Каждая группа делает сообщение о своём животном или растении). У нас все страницы получились разноцветные.

1 группа — 7 слайд

2 группа — 8 слайд

3 группа — 9 слайд

4 группа — 10 слайд

5 группа — 11 слайд

6 группа — 12 слайд

- Кто-нибудь знает почему? Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное. ( слайд 13) 1. На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим. 2. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить. 3. На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика. 4. На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
5. На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные. 6. На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.


-Высказывают предположения: Что такое Красная книга? Как связаны морская корова, странствующие голуби, дронт и Красная книга?



-Это сигнал тревоги, опасности, предепреждения

































































































































































-Учащиеся выполняют работу, предложенную учителем.

Фронтальная,

индивидуальная

форма.

Технология

сотрудничества.

Словесный

(объяснение)


Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни.

звлекают необходимую информацию из просмотренной презентации;

логические дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Адекватно использовать речевые средства для

решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- Формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

-Чувство прекрасного и эстетические чувства.

5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6

Закрепление материала

А сейчас, давай разгадывать кроссворд. Каждый у себя в тетради напишет ответы. Кроссворд представлен на доске. (Слайд 14)

1. Копытное животное, родственник коровы - живет в лесах. (Зубр)
2. Ценнейшее лекарственное растение в переводе с китайского языка “человек-корень” (Женьшень) 3. Самый быстрый млекопитающий. (Гепард) 4. Самый первый весенний цветок. (Подснежник) 5. Из семейства кошачьих . Длина тела 2-3 метра (Амурский тигр) 6. Цветки по форме напоминают башмачки. (Венерин башмачок)

-Учащиеся самостоятельно выполняют, а затем проверяют задание в тетради.

Индивидуальная работа

Закрепление знаний о животных.

Умение

анализировать, сопоставлять,

находить ответ на проблемный

вопрос.


Умение

организовывать свою

деятельность.

Осуществлять

взаимоконтроль и самоконтроль.

Получить

возможность

научиться:

адекватно

воспринимать

оценку своей

работы

учителем,

товарищами,

оценивать

результат своих

действий.


Умение

индивидуально выполнять

задания;

Уважение к

мнению других


7

Рефлексия

Перед Вами предложения, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали на уроке, чему научились.
1)Сегодня на уроке я узнал(а) …..

2) На уроке мне больше всего запомнилось …

3) Мне захотелось …

4)Урок для меня показался…

- Ребят посмотрите что у меня нарисовано . (Планета на которой мы все живём). У Вас в ваших папочках есть ладошки достаньте их. Если вам урок понравился и вы будете выполнять советы бережного отношения к природе то приклейте внизу под нашей картинкой зеленную ладошку, если на уроке вам было скучно и не все советы вам понятны то приклейте жёлтую ладошку. Приклейте красную ладошку, если вам не понравилась наша работа. Посмотрите какая красивая картина у нас с вами получилась. (слайд 15)

Продолжают

предложения,

оценивают

свою работу на уроке,

производят

самоанализ.


Диалог, фронтальная форма работы, индивидуальная работа.

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни.

Умение познавать цель и результат.

Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение высказывать своё мнение.

Бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенности за будущее планеты.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.