Технологическая карта занятия «Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика» (7 класс)
Тема | Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. | ||||
Класс | 7 класс | ||||
Номер урока | 1/1 | ||||
Тип урока: | Урок формирования первоначальных предметных умений. | ||||
Цель | познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики. | ||||
Задачи | Образовательные: 1.работая с материалом учебника, презентацией и обсуждая предложенные учителем вопросы, усвоить, что и как изучает физика, какое имеет значение в нашей жизни; 2. в ходе урока познакомить учащихся с понятиями «физическое тело»; «материя»; «вещество»; «поле»; «физические явления». 3.наблюдая и обсуждая демонстрационный эксперимент определить виды физических явлений. Развивающие: 1.используя демонстрационный эксперимент и занимательный материал пробудить любознательность, инициативу, интерес обучающихся к предмету; 2.в процессе работы на уроке развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы. Воспитательные: 1.при обсуждении эксперимента, вопроса, проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников; 2.воспитание внимательности и активности при изучении нового материала. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о методах познания; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. | УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение описывать свой опыт, планировать и корректировать и определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. | ||||
Основные понятия темы | «физическое тело»; «материя»; «вещество»; «поле»; «физические явления». | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1.Слушание объяснений учителя. 2.Работа с учебником. 3.Работа с презентацией. 4. Решение качественных задач. 5. Наблюдение за демонстрационным экспериментом. | Технология сотрудничества; технология визуализации | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические | Индивидуальная, общеклассная, индивидуальная | Физическое оборудование: метроном, свеча, магнит, камертон, лампа, провода, источник тока. Ресурсы: проектор, презентация |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время | |
Вводно-мотивационный этап. | |||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. | |
2. | Этап мотивации | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Беседа. | Обсуждение высказывания известного писателя. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. | |
Операционно-содержательный этап | |||||||
3. | Изучение нового материала. 1)Знакомство с учебником. 2)Правила ТБ в кабинете физики. 2) Первичное усвоение новых знаний. 3) Первичная проверка понимания. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1) Предлагает ответить на вопросы викторины. 2) Объяснение теоретического материала. 3) Предлагает выполнить задания. 4)предлагает сделать выводы. | Изучение нового материала на основе предложенных заданий. 1) Отвечают. 2) Слушают. 3)Выполняют предложенные е задания. 4)Делают выводы. Обсуждают. 5)Смотрят и обсуждают ДЭ. | Личностные, познавательные, регулятивные | 25 мин. | |
Рефлексивно – оценочный этап. | |||||||
4. | Проверка знаний | Проверка знаний учащихся | Самостоятельная работа и взаимопроверка | Заполняют таблицу. Проверяют. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10 | |
5. | Рефлексия. (Подведение итогов). | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Продолжите фразы. | Оценивают свою работу на уроке. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. | |
6. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. Прочитать параграф№1. Вопросы.№1.2; №1.3; сообщение о физике. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Содержание.
I. Вводно-мотивационный этап.
Доброе утро! Перед вами слова известного французского писателя «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Что Оноре де Бальзак хотел сказать? Как вы понимаете эти слова?
Обсуждение. Оноре де Бальзак говорит о том, что для получения любого рода знаний ключом является любопытство, интерес и внутреннее желание человека найти ответы на волнующие вопросы. Поэтому мы и начали наше знакомство с вопросов: простых и сложных, важных и не очень, серьезных и смешных.
II. Операционно-содержательный этап
Беседа№1 «О подготовке к уроку»
Какой новый предмет вы начинаете сегодня изучать?
Что необходимо для правильной и серьезной работы на уроке физики?
Для успешной работы на уроке вам понадобятся: учебник, тетрадь для лабораторных работ, рабочая тетрадь, калькулятор, линейка, карандаш, ручки. С учебником нам стоит познакомиться более подробно.
Блиц-викторина «Знакомимся с учебником»:
Как зовут автора учебника? (С.М. Андрюшечкин)
Обратите внимание, что расположено на форзаце учебника? (План ответа, единицы измерения)
Как называется раздел № 2 учебника? (Механическое движение, силы в природе)
Как называется § 17 учебника? (Энергия)
Что изображено на рисунке 37? (Солнечная система)
Сколько вопросов после § 4? (5)
Что необходимо сделать в первом задании после § 25. (Подготовьте ответ о коэффициенте полезного действия по плану ответа о физической величине)
Последнее предложение, размещенное в «Самое важное в разделе «Механическое движение. Силы в природе разделе»? (Много новых явлений природы, которые нужно изучить).
Как называется раздел учебника, начинающийся на стр. 237? (Оглавление)
Беседа №2. «ТБ в кабинете физики»
Какими качествами вы должны обладать для успешного усвоения материала по данному предмету?
Какие правила должны соблюдать, когда находитесь в кабинете физики?
«Техника безопасности». Что это такое? Почему так важно соблюдать правила техники безопасности?
Инструктаж по технике безопасности
Основное правило: точное выполнение всех указаний учителя!
1.Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя физики.
2.Учащиеся должны тщательно изучить описание работы и уяснить ход ее выполнения, а также пройти инструктаж по безопасности на рабочем месте.
3.Нельзя держать на рабочем месте посторонние предметы. Приборы, материалы, оборудование следует располагать на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4.Запрещено использовать поврежденные приборы и посуду.
5.При любой аварийной ситуации либо ухудшении самочувствия следует немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.
6.Нельзя оставлять рабочее место без разрешения учителя.
Изучение нового материала.
Беседа№3.
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Так говорил Аль - Бируни средневековый персидский учёный и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, астрономии, математике, механике и другим наукам. Продолжим задавать вопросы. Подумаем, что произойдет.
Если выпустить из рук тяжелый предмет, то… А вы знаете почему?
Если холодную воду нагревать, то… А почему?
Если сверкнула молния, то… Почему так произошло?
С древних времён человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела вся его жизнь, пытался понять явления природы. И конечно все время спрашивал себя, почему так происходит? Ответы на эти вопросы дает одна из наук, которую мы с вами начинаем изучать. Физика – наука о наиболее общих свойствах природы. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет. Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику.
Важнейший вклад в формирование науки был сделан мыслителями Древней Греции.
Задание №1. Прочитайте на странице № 9 учебника об ученых Древней Греции.
Вариант№1. Фалес Милетский
Одним из основоположников древнегреческой науки является Фалес Милетский (около 625 – 547 до нашей эры). Фалес первый определил, что продолжительность года 365 дней, он предположил, что Луна освещается Солнцем и потому видна. Колоссальное впечатление на греков произвело то, что он, «простой смертный, а не жрец», верно, предсказал дату полного солнечного затмения в городе Милете – 28 мая 585 года до нашей эры.
Вариант№2. Аристотель.
Ещё один выдающийся представитель науки Древней Греции – Аристотель (384 – 322 до нашей эры). Трудно назвать другого учёного, который оказал такое влияние на мировую науку и культуру. Аристотель охватил в своих трудах всё множество знаний, накопленных к тому времени человечеством, и систематизировал их. Именно он назвал науку о природе физикой (от греческого «фюзис» – «природа»). В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Задание №2. Ответьте на вопросы. Обсуждение прочитанного материала.
1.Какие важные открытия сделали эти ученые?
2.Как вы думаете, трудно им было изучать и открывать?
3. Каких ученых древности вы еще знаете?
4. О каких современных ученых физиков вы слышали?
5. Какие открытия, изобретения они сделали?
Главная задача физики - открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.
Физическое тело – предметы, которые нас окружают
Вещество – то из чего состоит физическое тело
Поле – особый вид материи, который обнаруживается по его действию.
Физические явления – изменения, происходящие в природе.
Задание №3. Посмотрите опыты и определите виды физических явлений.
Электромагнит
Лампочка загорается
Метроном
Камертон
Шарик на пружине
Свеча горит
Задание № 4. Работа с опорным конспектом ОК №1.
Учащиеся работают в тетрадях, чертят блок-схему.
Задание № 5. Решение задач «Проверьте себя».
Начальный уровень.
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.
2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.
3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.
4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.
5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
Средний уровень
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество». Автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.
2. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.
3. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?
4. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?
5. Влияет ли, функциональное назначение предмета на выбор вещества, из которого этот предмет изготовлен?
III. Рефлексивно – оценочный этап.
Задание №5. Самостоятельная работа.
Распределите примеры физических явлений: 1)шар катится, 2)свинец плавится, 3)холодает, 4)снег тает, 5)звезды мерцают, 6)вода кипит, 7)наступает рассвет, 8)электромагнит, 9)эхо, 10)плывет бревно, 11)играет радуга, 12)маятник часов колеблется, 13)компас, 14)облака движутся, 15)летит голубь, 16)атомная бомба, 17)сверкает молния, 18)шелестит листва, 19)радиоактивное облучение, 20)гремит гром, 21)горит электрическая лампа.
Явления | Пример |
Механические |
|
Тепловые |
|
Звуковые |
|
Световые |
|
Электрические |
|
Магнитные |
|
Атомные |
|
Подведем итог нашей работы. Вспомните слова великого писателя Оноре де Бальзак. Сегодня мы с вами ответили на большое количество разных вопросов. Вопрос «почему?» - главный вопрос в физике. Задавайте его чаще учителям, товарищам, себе. Именно те, кого вопрос «почему?» мучает всю жизнь, и становятся физиками.
Домашнее задание:
подготовьте сообщение про одного из физиков. Оформите свой материал на альбомном листе;
прочитайте параграф№1.
задание №1.2;1.3.
Рефлексия. Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Самым интересным было…
Я хочу больше узнать о…
Мне не понравилось…
Меня удивило…
А я хочу сказать…
Источники.
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2019/05/08/kak-provesti-1-urok-fiziki
https://urok.1sept.ru/articles/311902
https://compendium.su/physics/7klas_2/1.html
Андрюшечкин С.М. учебник «Физика - 7 класс»
Для данного урока можно использовать презентацию, которая была опубликована ранее.
https://урок.рф/library/prezentatciya_chto_izuchaet_fizika_074230.html