12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31845
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
23

Технологическая карта урока по теме «Тепловое движение. Температура».

Технологическая карта урока в 8 классе

Тема

«Тепловое движение. Температура».


Номер урока

1/1

Тип урока:

урок открытие новых знаний

Цель

расширение представления о строении веществ посредством введения понятий «тепловое движение», «температура».

Задачи

Образовательные:

1.работая с материалом презентации, отвечая на вопросы и обсуждая демонстрационный эксперимент добиться осознанного усвоения учащимися понятия «тепловое движение», «температура»;

2. в ходе проведения и обсуждения эксперимента выяснить причины изменения скорости молекул, определить ее связь с температурой;

3. в ходе решения задач развивать умения применять полученные знания для объяснения ситуаций из жизни;

4. в ходе беседы по вопросам вспомнить с учениками особенности строение веществ, что такое диффузия и броуновское движение;

5. заполняя таблицу и работая с учебником определить отличительные особенности теплового движения и механического.

Развивающие:

1.в ходе решения занимательных (головоломка – кроссенс) и экспериментальных задач пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;

2.развивать умения говорить и отстаивать свою точку зрения;

3.в ходе урока способствовать развитию навыков самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о тепловом движении;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь объяснять причину изменения температуры тела.

2.уметь объяснять особенности строение веществ.

3.уметь определять цену деления термометра и температуру тела.

4.отличать механическое движение от теплового.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Основные понятия темы

Скорость молекул, молекула, взаимодействие молекул, диффузия, температура, тепловое движение.


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.

3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента.

4.Работа с презентацией.

5.Решение задач.

6. Составление таблицы.

Технология сотрудничества.

Технология визуализации.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Физическое оборудование:

Термометры, стакан с водой, марганцовка, спиртовка, спички, пробирка с пробкой, держатель для пробирки.

Ресурсы:

проектор, презентация.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает прочитать кроссенс и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются прочитать кроссенс. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно-содержательный этап

3.

Изучение нового материала.

1) Первичное усвоение новых знаний.

2) Первичная проверка понимания

3) Первичное закрепление


Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1)Предлагает ответить на вопросы и обсудить ДЭ, задачи-рисунки.

2)Предлагает посмотреть презентацию.

3)Предлагает ответить на вопросы и решить задачи.


Изучение нового материала

1)Отвечают; 2)работают с презентацией

3)Отвечают на вопросы и решают задачи.


Личностные, познавательные, регулятивные

25 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Самостоятельная работа


Предлагает заполнить таблицу.

Заполняют таблицу. Взаимопроверка.

Личностные, познавательные, регулятивные

10мин

4.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

«Пора делать выводы».

Предлагает продолжить предложение.

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Содержание

Для проведения урока можно использовать презентацию

https://урок.рф/library/prezentatciya_teplovoe_dvizhenie_temperatura_193109.html

I.Вводно-мотивационный этап

Здравствуйте! Рада всех видеть на нашем первом в этом учебном году уроке. Обычно утро начинается с зарядки. Вот и мы проведем с вами «гимнастику для ума». Если вы сейчас прочитаете головоломку - кроссенс, то узнаете тему урока. Кроссенс означает «пересечение смыслов». Рисунки подскажут вам слово или фразу, которая спрятана в этом квадрате.

t1690283730aa.gif

Ответ: молекулы.

Учащиеся формулируют тему урока и цели.

II.Операционно-содержательный этап

Действительно тема нашего урока будет связана с молекулами, с хаотичным движением частиц. А что вы помните о строении веществ из 7 класса? Вспомним некоторые понятия, явления и утверждения.

Задание№1: используя словарик, составьте предложения.

Словарик: молекула, движение, взаимодействие, притяжение, атомы, отталкивание, диффузия, броуновское движение.

Учащиеся составляют предложения и тем самым вспоминают теоретический материал, который изучали в 7 классе. Самому активному можно поставить оценку «5».

Я хочу напомнить вам некоторые интересные факты, связанные с молекулами. Обсуждение информации предложенной учителем.

1.Пыль – это частица, состоящая из квадриллиона атомов.

2.Молекула воды имеет размер 10 -10 метра. В стакане емкостью 250 мл будет 10 септиллионов молекул.

3. Одна крупинка соли содержит квинтиллион атомов.

4. Атом невозможно увидеть в обычный микроскоп, но можно увидеть в электронный микроскоп.

5. Молекула во столько раз меньше яблока среднего размера, во сколько яблоко меньше земного шара.

 6.Так как молекулы чрезвычайно малы, то в любом предмете их великое множество. Даже маленькая песчинка состоит из 20 миллионов миллиардов атомов!

Вывод: молекулы очень маленькие, их много. Поэтому характер движения молекул в веществе сложный, хаотичный. Такое движение называют тепловым.

Тепловое движение молекул - беспорядочное движение частиц, из которых состоит вещество.

Вопрос №1. От чего зависит скорость теплового движения молекул вещества?

Демонстрационный эксперимент№1-2.

Диффузия марганцовки в воде.

Диффузия марганцовки в горячей воде.

Обсуждение домашнего эксперимента по готовым фотографиям.

Демонстрационный эксперимент№3. Вылет пробки из пробирки. Объясните результат эксперимента.

Выводы:

скорость движения молекул зависит от температуры.

Чем больше энергия движения частиц тела, тем выше его температура.

Вопрос №2. Какие бывают тепловые явления?

Физические явления, обусловленные изменением теплового движения частиц тела, называют тепловыми явлениями.

Тепловые явления — это физические процессы, протекающие в телах при их нагревании или охлаждении. То есть это те явления, которые происходят с телами по мере изменения их температуры.

Вопрос№3. Что такое температура?

Температура - это физическая величина, которая количественно выражает восприятие тепла и холода.

Термометр – прибор, служащий для измерения температуры воздуха, тела человека и животных, воды и почвы.

Демонстрационный эксперимент№4. Измерение температуры термометром.

Задание№2: вычислите цену деления прибора и определите температуру. В мире используют несколько температурных шкал: Цельсия, Кельвина и Фаренгейта. Наименьшая возможная в природе температура получила название абсолютного нуля температуры. Это самая низкая температура – абсолютный нуль температуры, равна 273 градуса.

Обсуждение слов М.В. Ломоносова «Движение может настолько уменьшиться, что наконец тело достигает совершенного покоя – и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя степень холода».

Выводы.

В жидкостях и газах молекулы беспорядочно движутся, соударяясь друг с другом.

В твердых телах тепловое движение состоит в колебаниях частиц около положения равновесия.

От скорости движения молекул зависит температура тела.

Чем больше скорость движения молекул, тем выше температура тела.

Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвует очень много частиц и каждая движется беспорядочно.

III. Рефлексивно – оценочный этап.

Задание№3: сравните механическое и тепловое движения

Механическое движение

Тепловое движение

Участвует одно или несколько тел

Участвуют частицы тела, число частиц очень велико

Можно определить траекторию каждого движущегося тела.

Траектория отдельной частицы чрезвычайно сложна и движение частиц хаотично.

Можно определить, экспериментально измерив, скорость каждого из движущихся тел, их кинетическую энергию.

Можно определить только среднюю энергию движения частиц.

Не связано с температурой.

При увеличении средней кинетической энергии теплового движения частиц тела его температура повышается.

Рефлексия «Пора делать выводы»!

Я сам …………………………………………..

Самым трудным было? …………………….

Есть предложение! …………………………..

Домашняя работа.

Прочитайте параграф №1 на стр. 8-11

Ответьте на вопросы после параграфа

Творческое домашнее задание. Проведите наблюдения за тепловыми явлениями и составьте письменный отчет с фотографиями.

Источники

https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2021/11/11/zanimatelnye-fakty-o-molekulah

Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/physics/teplovye-yavleniya

Андрюшечкин С.М. учебник «Физика – 8 класс»

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.