Технологическая карта урока по теме «Тепловое движение. Температура» (Физика, 8 класс)
Технологическая карта урока в 8 классе
Тема | «Тепловое движение. Температура». | ||||
Номер урока | 1/1 | ||||
Тип урока: | урок открытие новых знаний | ||||
Цель | расширение представления о строении веществ посредством введения понятий «тепловое движение», «температура». | ||||
Задачи | Образовательные: 1.работая с материалом презентации, отвечая на вопросы и обсуждая демонстрационный эксперимент добиться осознанного усвоения учащимися понятия «тепловое движение», «температура»; 2. в ходе проведения и обсуждения эксперимента выяснить причины изменения скорости молекул, определить ее связь с температурой; 3. в ходе решения задач развивать умения применять полученные знания для объяснения ситуаций из жизни; 4. в ходе беседы по вопросам вспомнить с учениками особенности строение веществ, что такое диффузия и броуновское движение; 5. заполняя таблицу и работая с учебником определить отличительные особенности теплового движения и механического. Развивающие: 1.в ходе решения занимательных (головоломка – кроссенс) и экспериментальных задач пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; 2.развивать умения говорить и отстаивать свою точку зрения; 3.в ходе урока способствовать развитию навыков самостоятельной учебной деятельности. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. | ||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о тепловом движении; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь объяснять причину изменения температуры тела. 2.уметь объяснять особенности строение веществ. 3.уметь определять цену деления термометра и температуру тела. 4.отличать механическое движение от теплового. | УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. | ||||
Основные понятия темы | Скорость молекул, молекула, взаимодействие молекул, диффузия, температура, тепловое движение. | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. | Основные технологии. | Основные методы. | Формы работы. | Ресурсы. Оборудование. | |
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента. 4.Работа с презентацией. 5.Решение задач. 6. Составление таблицы. | Технология сотрудничества. Технология визуализации. | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические | Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. | Физическое оборудование: Термометры, стакан с водой, марганцовка, спиртовка, спички, пробирка с пробкой, держатель для пробирки. Ресурсы: проектор, презентация. |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время |
Вводно-мотивационный этап. | ||||||
1. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. |
2. | Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). | Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Предлагает прочитать кроссенс и назвать тему урока, определить цель. | Пытаются прочитать кроссенс. Определяют тему урока и цель. | Личностные, познавательные, регулятивные | 5 мин. |
Операционно-содержательный этап | ||||||
3. | Изучение нового материала. 1) Первичное усвоение новых знаний. 2) Первичная проверка понимания 3) Первичное закрепление | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Предлагает ответить на вопросы и обсудить ДЭ, задачи-рисунки. 2)Предлагает посмотреть презентацию. 3)Предлагает ответить на вопросы и решить задачи. | Изучение нового материала 1)Отвечают; 2)работают с презентацией 3)Отвечают на вопросы и решают задачи. | Личностные, познавательные, регулятивные | 25 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. | ||||||
4. | Самостоятельная работа | Предлагает заполнить таблицу. | Заполняют таблицу. Взаимопроверка. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10мин | |
4. | Рефлексия. (Подведение итогов). | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | «Пора делать выводы». Предлагает продолжить предложение. | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 3 мин. |
5. | Подача домашнего задания. | Закрепление изученного материала. | Запись на доске. | Записывают в дневник. | Личностные | 1 мин. |
Содержание
Для проведения урока можно использовать презентацию
https://урок.рф/library/prezentatciya_teplovoe_dvizhenie_temperatura_193109.html
I.Вводно-мотивационный этап
Здравствуйте! Рада всех видеть на нашем первом в этом учебном году уроке. Обычно утро начинается с зарядки. Вот и мы проведем с вами «гимнастику для ума». Если вы сейчас прочитаете головоломку - кроссенс, то узнаете тему урока. Кроссенс означает «пересечение смыслов». Рисунки подскажут вам слово или фразу, которая спрятана в этом квадрате.
Ответ: молекулы.
Учащиеся формулируют тему урока и цели.
II.Операционно-содержательный этап
Действительно тема нашего урока будет связана с молекулами, с хаотичным движением частиц. А что вы помните о строении веществ из 7 класса? Вспомним некоторые понятия, явления и утверждения.
Задание№1: используя словарик, составьте предложения.
Словарик: молекула, движение, взаимодействие, притяжение, атомы, отталкивание, диффузия, броуновское движение.
Учащиеся составляют предложения и тем самым вспоминают теоретический материал, который изучали в 7 классе. Самому активному можно поставить оценку «5».
Я хочу напомнить вам некоторые интересные факты, связанные с молекулами. Обсуждение информации предложенной учителем.
1.Пыль – это частица, состоящая из квадриллиона атомов.
2.Молекула воды имеет размер 10 -10 метра. В стакане емкостью 250 мл будет 10 септиллионов молекул.
3. Одна крупинка соли содержит квинтиллион атомов.
4. Атом невозможно увидеть в обычный микроскоп, но можно увидеть в электронный микроскоп.
5. Молекула во столько раз меньше яблока среднего размера, во сколько яблоко меньше земного шара.
6.Так как молекулы чрезвычайно малы, то в любом предмете их великое множество. Даже маленькая песчинка состоит из 20 миллионов миллиардов атомов!
Вывод: молекулы очень маленькие, их много. Поэтому характер движения молекул в веществе сложный, хаотичный. Такое движение называют тепловым.
Тепловое движение молекул - беспорядочное движение частиц, из которых состоит вещество.
Вопрос №1. От чего зависит скорость теплового движения молекул вещества?
Демонстрационный эксперимент№1-2.
Диффузия марганцовки в воде.
Диффузия марганцовки в горячей воде.
Обсуждение домашнего эксперимента по готовым фотографиям.
Демонстрационный эксперимент№3. Вылет пробки из пробирки. Объясните результат эксперимента.
Выводы:
скорость движения молекул зависит от температуры.
Чем больше энергия движения частиц тела, тем выше его температура.
Вопрос №2. Какие бывают тепловые явления?
Физические явления, обусловленные изменением теплового движения частиц тела, называют тепловыми явлениями.
Тепловые явления — это физические процессы, протекающие в телах при их нагревании или охлаждении. То есть это те явления, которые происходят с телами по мере изменения их температуры.
Вопрос№3. Что такое температура?
Температура - это физическая величина, которая количественно выражает восприятие тепла и холода.
Термометр – прибор, служащий для измерения температуры воздуха, тела человека и животных, воды и почвы.
Демонстрационный эксперимент№4. Измерение температуры термометром.
Задание№2: вычислите цену деления прибора и определите температуру. В мире используют несколько температурных шкал: Цельсия, Кельвина и Фаренгейта. Наименьшая возможная в природе температура получила название абсолютного нуля температуры. Это самая низкая температура – абсолютный нуль температуры, равна – 273 градуса.
Обсуждение слов М.В. Ломоносова «Движение может настолько уменьшиться, что наконец тело достигает совершенного покоя – и никакое дальнейшее уменьшение движения невозможно. Следовательно, по необходимости должна существовать наибольшая и последняя степень холода».
Выводы.
В жидкостях и газах молекулы беспорядочно движутся, соударяясь друг с другом.
В твердых телах тепловое движение состоит в колебаниях частиц около положения равновесия.
От скорости движения молекул зависит температура тела.
Чем больше скорость движения молекул, тем выше температура тела.
Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвует очень много частиц и каждая движется беспорядочно.
III. Рефлексивно – оценочный этап.
Задание№3: сравните механическое и тепловое движения
Механическое движение | Тепловое движение |
Участвует одно или несколько тел | Участвуют частицы тела, число частиц очень велико |
Можно определить траекторию каждого движущегося тела. | Траектория отдельной частицы чрезвычайно сложна и движение частиц хаотично. |
Можно определить, экспериментально измерив, скорость каждого из движущихся тел, их кинетическую энергию. | Можно определить только среднюю энергию движения частиц. |
Не связано с температурой. | При увеличении средней кинетической энергии теплового движения частиц тела его температура повышается. |
Рефлексия «Пора делать выводы»!
Я сам …………………………………………..
Самым трудным было? …………………….
Есть предложение! …………………………..
Домашняя работа.
Прочитайте параграф №1 на стр. 8-11
Ответьте на вопросы после параграфа
Творческое домашнее задание. Проведите наблюдения за тепловыми явлениями и составьте письменный отчет с фотографиями.
Источники
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2021/11/11/zanimatelnye-fakty-o-molekulah
Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/physics/teplovye-yavleniya
Андрюшечкин С.М. учебник «Физика – 8 класс»