12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдина Анастасия Сергеевна115
Учитель биологии
Россия, Хабаровский край
Материал размещён в группе «Урок биологии»
2

Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 6 классе на тему «Видоизменение корней»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 6 классе на тему «Видоизменение корней»

Тип урока:

 Комбинированный

Авторы УМК:

И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова: Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. - М.: Вентана-Граф, 2014.


Цели урока:

закрепление знаний о строении корня и изучение видов корней; корневых систем; видоизменений корней

продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные результаты:

формировать умение определять основные органы растений (корень);

формировать умение объяснять особенности строения  и многообразие (виды) корней и их роль в  жизнедеятельности растений;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: корнеплод, корневые клубни, растения – паразиты Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

формировать умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. формировать умение составлять план решения проблемы.

Познавательные УУД

сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа в рабочей карте, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД

сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Оборудование:

проектор, экран, компьютер; учебник;




Технология проведения урока (этапы)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

1.Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, проверяем готовность к уроку. Обратите внимание, что ваших партах помимо учебников и тетрадей на столах находятся раздаточный материал.

2.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3.Устанавливает тематические рамки.

- Ребята, мы с вами уже начали изучать особенности строения органов растений, успели разобрать некоторые из них, а именно корневую систему.

- Ответьте пожалуйста на вопрос:

1.какие вы знаете корни и все ли они одинаковые?

2.приведите примеры растений с мочковатой и стержневой корневой системами

Рассказ с ошибками

Рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).
Корень — генеративный орган растения. Все растения на Земле имеют корни. Основная функция корней - это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также в корнях могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Отвечают на поставленные вопросы.


Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний

Цель этапа:

-организовать актуализацию знаний;

-развивать монологическую речь.
















3.Изучение нового материала.

Самостоятельная работа с проверкой.

Цель этапа:

- обеспечить восприятие, осмысления и первичное закрепления полученных знаний учащимися.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.





Физкультминутка













Изучение нового материала.

Самостоятельная работа с проверкой.












- Организует постановку проблемы актуализацию знаний по теме «Видоизменение корней»: Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с особенностями строения корней.

- Посмотрите картинки на слайде, ответьте пожалуйста на вопросы:

- что изображено на рисунке?

- все ли корни одинаковые?

2. Записывает тему урока на доске.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока? (запишите пожалуйста ее в свои тетради)

- Давайте обозначим проблемный вопрос урока: Почему происходят изменения в строении корней.

В конце урока мы вернемся к этому вопросу.

- Расскажите мне, что вы уже знаете о функциях которые выполняют корни.




- Для того чтобы нам с вами ответить на проблемный вопрос для начала необходимо определиться какие видоизменения встречаются. Я предлагаю вам поработать с текстом и заполнить таблицу «Видоизменение корней»

И так таблица обозначена на экране и в ваших раздаточных листах.

Всю необходимую информацию вы сможете найти в листах и в учебнике §7. На выполнение данного задания отводится 7 минут.

- Обсуждение выполненной схемы (ответы учащихся).
















-Корни сильно различаются не только у разных видов, но и у одного вида растения.

Сравните данные: пшеница на сухих полях имеет корни длиной до 2,5 м, на орошаемых полях – до 50см. Низкорослая берёза тундры имеет корни, уходящие в почву до 20 см., а пустынное растение ежовник – до 15м.-

Ребята, а как вы думаете, почему это происходит? С чем связаны такие изменения? (ответы учащихся)

Восстановите текст, заполнив пропуски

На рост и ___________ корня влияют факторы ___________ среды. Особенности строения ______________ влияют на глубину проникновения _________. Песчаная ____________ пустынь даёт возможность прорастать корню ______________. Вечная мерзлота тундр, наоборот, способствует поверхностному расположению ______________ системы.


Выбирают вместе с учителем наилучшую формулировку ответа на вопрос.

- участвуют в обсуждении проблемного вопроса урока.

- Рассказывают то, что знают о корнях.

















- Самостоятельно знакомятся с видоизменениями корней, заполняют таблицу















- Активная смена деятельности (ученики встают со своих мест в поисках задания)

- Выполнение задания (на повторение ранее изученного материала)








- Вместе с учителям обобщают материал, делая вывод о влиянии факторов среды на строение органов растений

.

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и формулировать вопрос урока.















Коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД:

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: работа с заданиями – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.

Регулятивные УУД:

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно



Коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД:

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.

Регулятивные УУД:

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

4. Рефлексия. Формулирование выводов урока

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Мы с вами сделали все запланированное на уроке, и теперь готовы вернуться к нашему проблемному вопросу Почему происходят изменения в строении корней, что влияет на появление видоизмененных корней (Ответы учащихся)

Некоторые растения живут в особых условиях, поэтому корни их видоизменяются, приспосабливаясь к условиям окружающей среды.

Корни растений видоизменяют свое строение в том случае, если они начинают выполнять какую-либо существенную дополнительную функцию:

Запас воды и питательных веществ (корнеклубни батата, корнеплоды редиса)

поглощение атмосферной влаги (воздушные корни монстеры, эпифитных орхидей).

Опорная функция (корни-подпорки баньяна).

Дыхательная функция (дыхательные клубни мангровых деревьев).

Фотосинтез (воздушные корни орхидеи).

- Делаем выводы по уроку

- Прошу оценить результаты вашей работы на уроке, для этого в ваших технологических картах есть оценка за урок.

Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в технологической карте.

Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

6. Домашнее задание

7, найти интересные факты о корнях.





Технологическая карта по биологии

Имя, Фамилия, Класс________________________________

Тема: ________________________________


Проблема урока: ____________________________


Задание № 1.Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте


Корень — генеративный орган растения. Все растения на Земле имеют корни. Основная функция корней - это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также в корнях могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.

Задание № 2. Изучите текст и заполните таблицу «Видоизменение корней»

Название видоизмененного корня

Особенности строения

Выполняемые функции

Примеры растений (не менее трех)
































Задание № 3 Восстановите текст, заполнив пропуски

На рост и ___________ корня влияют факторы ___________ среды. Особенности строения ______________ влияют на глубину проникновения _________. Песчаная ____________ пустынь даёт возможность прорастать корню ______________. Вечная мерзлота тундр, наоборот, способствует поверхностному расположению ______________ системы.


Оценка за урок:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен/ полезен / бесполезен/интересен / скучен
легким / трудным/ интересно / не интересно

​​​​​​​ Домашнее задание: 7

Найти интересные факты о корнях


Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.