Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 6 классе на тему «Видоизменение корней»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология» в 6 классе на тему «Видоизменение корней»
Тип урока: | Комбинированный |
Авторы УМК: | И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова: Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. - М.: Вентана-Граф, 2014. |
Цели урока: | закрепление знаний о строении корня и изучение видов корней; корневых систем; видоизменений корней продолжить формировать УУД личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Предметные результаты: формировать умение определять основные органы растений (корень); формировать умение объяснять особенности строения и многообразие (виды) корней и их роль в жизнедеятельности растений; формировать умение понимать смысл биологических терминов: корнеплод, корневые клубни, растения – паразиты Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировка вопроса урока). формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. формировать умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. формировать умение составлять план решения проблемы. Познавательные УУД сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа в рабочей карте, выполнение продуктивных заданий) Коммуникативные УУД сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе |
Оборудование: | проектор, экран, компьютер; учебник; |
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | 1.Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, проверяем готовность к уроку. Обратите внимание, что ваших партах помимо учебников и тетрадей на столах находятся раздаточный материал. 2.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3.Устанавливает тематические рамки. - Ребята, мы с вами уже начали изучать особенности строения органов растений, успели разобрать некоторые из них, а именно корневую систему. - Ответьте пожалуйста на вопрос: 1.какие вы знаете корни и все ли они одинаковые? 2.приведите примеры растений с мочковатой и стержневой корневой системами Рассказ с ошибками Рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте). | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Отвечают на поставленные вопросы. | Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. |
2.Проблемная ситуация и актуализация знаний Цель этапа: -организовать актуализацию знаний; -развивать монологическую речь. 3.Изучение нового материала. Самостоятельная работа с проверкой. Цель этапа: - обеспечить восприятие, осмысления и первичное закрепления полученных знаний учащимися. - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Физкультминутка Изучение нового материала. Самостоятельная работа с проверкой. | - Организует постановку проблемы актуализацию знаний по теме «Видоизменение корней»: Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с особенностями строения корней. - Посмотрите картинки на слайде, ответьте пожалуйста на вопросы: - что изображено на рисунке? - все ли корни одинаковые? 2. Записывает тему урока на доске. - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока? (запишите пожалуйста ее в свои тетради) - Давайте обозначим проблемный вопрос урока: Почему происходят изменения в строении корней. В конце урока мы вернемся к этому вопросу. - Расскажите мне, что вы уже знаете о функциях которые выполняют корни. - Для того чтобы нам с вами ответить на проблемный вопрос для начала необходимо определиться какие видоизменения встречаются. Я предлагаю вам поработать с текстом и заполнить таблицу «Видоизменение корней» И так таблица обозначена на экране и в ваших раздаточных листах. Всю необходимую информацию вы сможете найти в листах и в учебнике §7. На выполнение данного задания отводится 7 минут. - Обсуждение выполненной схемы (ответы учащихся). -Корни сильно различаются не только у разных видов, но и у одного вида растения. Сравните данные: пшеница на сухих полях имеет корни длиной до 2,5 м, на орошаемых полях – до 50см. Низкорослая берёза тундры имеет корни, уходящие в почву до 20 см., а пустынное растение ежовник – до 15м.- Ребята, а как вы думаете, почему это происходит? С чем связаны такие изменения? (ответы учащихся) Восстановите текст, заполнив пропуски На рост и ___________ корня влияют факторы ___________ среды. Особенности строения ______________ влияют на глубину проникновения _________. Песчаная ____________ пустынь даёт возможность прорастать корню ______________. Вечная мерзлота тундр, наоборот, способствует поверхностному расположению ______________ системы. | Выбирают вместе с учителем наилучшую формулировку ответа на вопрос. - участвуют в обсуждении проблемного вопроса урока. - Рассказывают то, что знают о корнях. - Самостоятельно знакомятся с видоизменениями корней, заполняют таблицу - Активная смена деятельности (ученики встают со своих мест в поисках задания) - Выполнение задания (на повторение ранее изученного материала) - Вместе с учителям обобщают материал, делая вывод о влиянии факторов среды на строение органов растений . | Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности и формулировать вопрос урока. Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД: Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: работа с заданиями – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий. Регулятивные УУД: Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Познавательные УУД: Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений: подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий. Регулятивные УУД: Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно |
4. Рефлексия. Формулирование выводов урока Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Мы с вами сделали все запланированное на уроке, и теперь готовы вернуться к нашему проблемному вопросу Почему происходят изменения в строении корней, что влияет на появление видоизмененных корней (Ответы учащихся) Некоторые растения живут в особых условиях, поэтому корни их видоизменяются, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Корни растений видоизменяют свое строение в том случае, если они начинают выполнять какую-либо существенную дополнительную функцию: Запас воды и питательных веществ (корнеклубни батата, корнеплоды редиса) поглощение атмосферной влаги (воздушные корни монстеры, эпифитных орхидей). Опорная функция (корни-подпорки баньяна). Дыхательная функция (дыхательные клубни мангровых деревьев). Фотосинтез (воздушные корни орхидеи). - Делаем выводы по уроку - Прошу оценить результаты вашей работы на уроке, для этого в ваших технологических картах есть оценка за урок. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в технологической карте. | Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
6. Домашнее задание | 7, найти интересные факты о корнях. | | |
Технологическая карта по биологии
Имя, Фамилия, Класс________________________________
Тема: ________________________________
Проблема урока: ____________________________
Задание № 1.Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте
Корень — генеративный орган растения. Все растения на Земле имеют корни. Основная функция корней - это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также в корнях могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.
Задание № 2. Изучите текст и заполните таблицу «Видоизменение корней»
Название видоизмененного корня
Особенности строения | Выполняемые функции | Примеры растений (не менее трех) | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание № 3 Восстановите текст, заполнив пропуски
На рост и ___________ корня влияют факторы ___________ среды. Особенности строения ______________ влияют на глубину проникновения _________. Песчаная ____________ пустынь даёт возможность прорастать корню ______________. Вечная мерзлота тундр, наоборот, способствует поверхностному расположению ______________ системы.
Оценка за урок:
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Домашнее задание: 7
Найти интересные факты о корнях