Технологическая карта урока «Способы складывания салфеток для оформления стола» (Технология, раздел Кулинария, 5-6 классы)
Технологическая карта урока технологии к разделу «Кулинария» в 5-6 классе.
Учитель технологии Чигарских Ирина Александровна
Тема урока |
Способы складывания салфеток для оформления стола. 1 час |
||||||
Тип урока |
Урок – беседа с элементами практической работы. |
||||||
Цель урока |
Формирование у учащихся умений и навыков работы с бумагой. |
||||||
Задачи урока |
Познакомить обучающихся с историей в направлении по работе с бумагой, закрепить знания и умения безопасной работы, организации рабочего места. Знакомство с техникой оригами, определить взаимосвязь между складыванием салфеток и японской техникой, учить складывать салфетки для оформления стола, читать схемы. Развивать у обучающихся творческие способности, аккуратность и точность в работе, навыки самостоятельного добывания знаний и применению их в практической деятельности; развивать внимание, фантазию.
Воспитывать у обучающихся любовь к рукоделию, желание заниматься творчеством, нравственное отношение к миру через эстетические общекультурные вопросы; знакомство с разными культурами как системами общечеловеческих ценностей; дать возможность детям попробовать свои силы в практической деятельности. |
||||||
Планируемые результаты изучения темы |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Учащийся научится: - навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; - освоить основные правила складывания салфеток; - знать правила складывания квадрата; - применять имеющиеся знания на практике; - понимать алгоритм сложения салфеток; - сгибать бумагу с последующим нахождением в ней художественного образа; - уметь сгибать бумагу с целью получения заданного образа; - уметь читать схемы; - получить элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры разных народов; - умение видеть прекрасное; - получение опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества. |
Учащийся научится: Познавательные УУД - представлять роль развития науки и техники в жизни человека и общества; - формированию целостного восприятия мира, образному типу мышления; - развивать фантазию, воображения, память; - наблюдать за моделями, предложенными учителем; - учиться находить варианты в различных источниках, в т.ч. в интернете; - учиться понимать алгоритм действий при работе с бумагой; - отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: - осуществлять самоконтроль; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими; - овладение навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок; - учиться выявлять и формулировать учебную цель на уроке; - учиться планировать творческую деятельность на занятии; - под контролем учителя выполнять практические действия; - вносить необходимые коррективы; - оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: - самостоятельно осознавать свои затруднения и осуществлять их коррекцию; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; - формировать собственное мнение и позицию; - уметь слушать учителя и одноклассников; - уметь анализировать выполненную работу; - учиться работать в коллективе; - воспринимать другое мнение и позицию |
Учащийся получит возможность формирования: -устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их - развивать художественный вкус; - быть готовыми к обучению и самообразованию; - формировать эстетическое чувство и ответственное отношение к делу; - уметь оценивать работы одноклассников и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - проявлять уважение к культурным традициям разных народов |
|||||
Ресурсы |
|||||||
Учебно-методическое сопровождение |
ИКТ |
||||||
- тематические подборки иллюстрированного материала - инструкционные карты - компьютер с проектором - салфетки бумажные |
слайд - презентация. |
||||||
Межпредметные связи |
История, литература, |
||||||
Этапы урока |
|||||||
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
УУД |
||||||
1.Организационный момент |
Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку |
Настройка эмоционально – положительной атмосферы. |
Формирование умений самоорганизации. |
Личностные |
|||
2.Мотивация |
Начни урок с улыбки И делай так всегда Забудь ты про ошибки Все это ерунда Забудь про то что грустно Ведь в мир открыта дверь Свой путь найти-искусство Но ты в себя поверь!
|
Создание положительного эмоционального настроя. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Познавательные, коммуникативные, личностные |
|||
3.Тема и цели занятия; актуализация знаний. |
Демонстрация готовых работ в технике оригами Что это за техника? (оригами) Чем же мы сегодня займемся? Тема урока звучит так: «Оригами и способы складывания салфеток для оформления стола». Давайте обратимся к теме нашего урока и попробуем определить что нас сегодня ждет!? Каждому из вас наверняка приходилось когда-то с такой работой встретиться!? |
Выявление уже имеющихся знаний обучающихся. Совместное формулирование цели урока учителя и обучающихся. |
Развитие эстетических чувств, эмоционально – нравственной отзывчивости. |
Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные
|
|||
4.Изучение нового материала |
Знаете ли вы, где появилась эта техника складывания бумаги? Что такое «оригами»? (сложенная бумага) Что можно сложить в этой технике? Оригами широко применяют и в нашей стране. Особое место занимает столовый этикет. Это вкус, чувство меры, прием гостей и сервировка стола, все то, с чем человек «выходит» в общество. Скажите, как объединяются между собой два направления: оригами и столовый этикет? Про салфетку имеется очень интересная информация. Примерно 300 лет тому назад наряду со скатертью в обиход вошли столовые салфетки. В современной жизни нам часто приходится пользоваться салфетками, а ведь когда-то люди обходились без них. Первую салфетку изобрел великий Леонардо да Винчи, который очень любил устраивать веселые вечеринки для друзей. Он старался идеально сервировать стол, поэтому тщательно готовился к банкетам. Всем известно, что столы после посиделок большого количества народа представляют собой жалкое зрелище, их «украшают» грязные скатерти, объедки и горы мусора… В те далекие времена во время застолий многие люди вытирали испачкавшиеся столовые приборы о скатерти и полы собственной одежды, но Леонардо брезгливо относился к подобным вещам. Изобретатель настаивал на том, что у каждого человека, сидящего за столом, рядом со столовым прибором должен лежать собственный кусок ткани, которым можно было бы вытереть руки. Точная дата происхождения салфетки - это июнь 1887 года. Запатентовал изобретение англичанин Джон Дикинсон. Первые салфетки для гигиены рук были выполнены из полотна. После Первой мировой войны появились бумажные салфетки. В это время наладилось производство повязок для пострадавших. Согласно легенде, граждане Древнего Египта вместо салфеток использовали небольшие кусочки хлеба. А вот в Азии в далекие времена было принято ставить на стол емкость с ароматной водой, которой мыли руки после трапезы. Как известно, асбестовая ткань не загорается, и через некоторое время слуга извлекал из пылающего камина невредимую скатерть, чистую и покрывал ею стол. Эта традиция изумляла гостей из Западной Европы, посещавших Японию в XVIII-XIX в., ведь бумага тогда стоила достаточно дорого. Известно, что скатерть из асбеста находилась у императрицы Екатерины Великой: чтобы удивить присутствующих, императрица в притворном гневе сбрасывала скатерть с обеденного стола и кидала ее в камин. – это по праву один из самых привычных аксессуаров практически любого процесса приема пищи. В более поздние времена салфетки и скатерти пробовали изготавливать даже из асбестовой нити, хотя их цена была достаточно высокой, и покупали такие произведения только царствующие особы или очень имущие слои. Какие бывают салфетки? (бумажные и тканевые) И те, и другие можно складывать по правилам оригами, придавая им необычные формы. Загадки к способам складывания салфеток: От ветра он не прячется, Какой формы пожарное ведро? (конус) Дует ветер – я не дую, Заклеили клеем прочно Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. (цветы)
|
Просмотр фильма про историю оригами, установление связи между оригами и столовым этикетом, просмотр фотографий, разгадывание загадок, знакомство со способами складывания салфеток. |
Развитие художественного вкуса, логики мышления |
Регулятивные Личностные |
|||
5.Практическая работа |
Определить совместно с детьми порядок и критерии качественного выполнения работы. Складывание салфеток разными способами (парусник, веер, конверт, колонна, свеча французская лилия, настольный веер). (Приложение 3) |
Умение использовать знания для решения познавательных, практических задач. Совместная работа по обдумыванию порядка работы, ее критериев. Учатся складывать салфетки по рассмотренным ранее схемам. |
Способствование запоминанию изложенной темы. Развитие культуры труда, аккуратности, Умения применять правила БТ на практике |
Регулятивные. Личностные, познавательные |
|||
6.Рефлексия |
Внимательно посмотрите на свои работы. Пользуясь выражениями, записанными на доске сделайте выводы. У меня хорошо получилось… Мне еще надо постараться…
Спасибо за старание! Ведь главное желание, А навык и умение С годами к вам придут! |
Контроль учащихся в изучении нового материала. |
Подведение итогов. |
Регулятивные, личностные, коммуникативные |