12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дуброва Татьяна Евгеньевна878
Россия, Московская обл., ЛОБНЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей

г. Лобня Московской области

Методическая разработка

урока по кулинарии «Вкусные фантазии для украшения стола»

(5 класс)
 

Составитель: Дуброва Татьяна Евгеньевна,

учитель технологии высшей категории

2017

Пояснительная записка.

«Кулинария», пожалуй, самый интересный для учеников раздел «Технологии». Дети воспринимают приготовление еды как игру, их увлекает и сам процесс, и результат — желанный приз, т.е. нечто вкусное. Однако ученицы подчас относятся к занятиям кулинарией как к «быстрому питанию» – наскоро приготовила и проглотила. Поэтому хочется расширить их представление о кулинарии как о науке и искусстве — с историей, загадками, экспериментами и открытиями. В связи с эти я разработала урок «Вкусные фантазии для украшения стола». Здесь пятиклассницы знакомятся с технологией приготовления украшений для холодных блюд. При этом они не просто учатся изготовлению определенного украшения — в них пробуждается желание «творить, выдумывать, пробовать». Данный урок – комбинированный, что позволяет учителю сочетать разные методы и технологии для наиболее полной проработки темы. Например, можно заинтересовать учениц, проиллюстрировав свой рассказ о необычных украшениях демонстрацией подборки слайдов (ИКТ). Основное же время урока посвящено практической деятельности. Сначала учитель проводит как бы мастер-класс, показывая последовательность изготовления конкретного украшения — «Мышка». Ученики работают вместе с учителем. Затем начинается их самостоятельная творческая работа: они придумывают и готовят сложный «фантазийный» бутерброд.

В уроке используются и игровые моменты. В частности, готовые бутерброды и «Мышки» демонстрируются на импровизированной выставке и оцениваются самими юными кулинарами. Но этим дело не ограничивается: я предлагаю каждой участнице придумать для своего бутерброда оригинальное название. Оно записывается на отдельном листочке, который кладется рядом с бутербродом надписью вниз. Остальные ученицы должны предложить свой вариант названия. Затем бумажка переворачивается, и мы смотрим, совпадает ли их название с тем, которое дал автор бутерброда. Получается занимательная викторина, тоже развивающая фантазию девочек и вносящая в урок дополнительный творческий элемент.

Тема урока: «Вкусные фантазии для украшения стола».

Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения, систематизации учебной информации по теме. Познакомить учащихся с технологией приготовления украшений для холодных блюд.

Цели по содержанию:

а) образовательные:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- закрепление, обобщение, развитие теоретических и практических знаний и умений;

- проверка качества усвоенного учебного материала (теория, практика);

- усиление мотивации к изучению технологии;

б) развивающие:

- развивать понимание важности соблюдения санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи;

- развивать умение находить и использовать необходимую информацию;

- развивать навыки правильного использования инструментов, посуды;

в) воспитывающие:

- развивать умение соблюдать правила безопасной работы на кухне;

- развивать умение слушать учителя и товарища;

- воспитывать эстетическое и творческое отношение к приготовлению еды.

Методы и приемы:сообщение учителя, мастер-класс, практическая работа учащихся, творческая работа, элементы игровойдеятельности,ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности:

Сообщение нового материала,самостоятельная творческая работа учащихся, практическая работа.

Оборудование урока:коллекция слайдов «Украшение холодных блюд», фотографии блюд, выполненных пятиклассниками на предыдущих уроках технологии.На рабочем столе: ножи, разделочные доски, лотки, приспособления для нарезки разных продуктов (яйцерезка, формочки для канапе, фигурные выемки и т.п.), продукты, рабочая одежда для учеников.

Оформление:занятие проходит в кабинете технологии;использую коллаж по теме урока.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя (5 мин.)

Учитель: На предыдущих уроках кулинарии мы много готовили и не раз убеждались, в том, что если еда не просто хорошо приготовлена, но и необычно оформлена, она кажется особенно вкусной и становится украшением стола.

Если отнестись к делу творчески, с душой, то самый простой салат или бутерброд становится необыкновенным. Обратите внимание на фотографии. Мы готовили салат «Цветок» по одному рецепту, а в итоге получилась коллекция разных – красивых и вкусных – блюд. Именно кулинарными украшениями, можно сказать, кулинарными чудесами мы сегодня и займемся. Даже из самых простых и привычных продуктов можно приготовить нечто оригинальное, конечно, если приложить умение, запастись терпением и дать волю фантазии. Давайте посмотрим, какие уникальные украшения из овощей создают мастера.

III. Изучение нового материала.

Просмотр презентации «Украшения для холодных блюд».

Учитель: Прочитайте предложение на последнем слайде: «Вкусные фантазии для украшения стола». Это и есть тема урока.

А теперь приступим к делу. Сегодня не просто урок, а настоящая творческая мастерская. Мы займемся скульптурой, но вместо камня или дерева будем использовать простое куриное яйцо. Нам предстоит тонкая, почти ювелирная работа, поэтому напоминаю, что с ножом нужно обращаться очень аккуратно.

Каждому понадобятся: разделочная доска, нож, вилка, лоток, яйцо вареное, сыр, перец-горошек, майонез. Будем делать украшение «Мышка», его можно использовать как самостоятельное блюдо или украсить им салат, например, «Оливье».

Далее учитель показывает все этапы работы, выполняя ее вместе с детьми.

IV. Практическая работа (15 мин.)

1. Яйцо очистить и разрезать вдоль пополам. Из одной половинки достать желток, растереть его с сыром, посолить, заправить майонезом, этой массой начинить белок.

2. Половинку яйца с начинкой уложить на кусочек сыра (тело мышки).

3. Изготовление деталей «Мышки». Более острый край яйца станет мордочкой, делаем на нем аккуратные треугольные углубления-надрезы для глаз и носа и прямые надрезы для ушей. Вставляем перчинки в углубления, получились глазки и нос. Делаем ушки: для этого от второй половинки яйца отрезаем тонкий ломтик белка, делим пополам. Вставляем ломтикив прорези над глазами прямымуглом вниз, получились ушки. Дополняем фигурку тонким хвостиком, вырезанным из второй половинки яйца. «Мышка» готова.

По окончании работы учащиеся выставляют готовые изделия на свободный стол. Это импровизированная выставка.

Учитель: предлагаю вам более творческоезадание. Давайте придумаем и попробуем создать необычные бутерброды и пополним ими нашу коллекцию вкусных украшений. Откуда взять идею? Мы с вами говорили об этом. Можно найти немало интересного в интернете, в книгах по кулинарии, а подчас даже неудачно отрезанный кусочек сыра становится похожим на фигурку животного и превращается в чудо-бутерброд. Я знаю, что у вас есть задумки, давайте постараемся воплотить их в жизнь.

V. Творческая работа учащихся (15 – 20 мин.)

Пока учащиеся занимаются кулинарией, учитель предлагает им придумать название для своего бутерброда, а по окончании работы написать его на листочке бумаги.

Готовые бутерброды учащиеся выставляют на стол рядом с «Мышкой», кладут листочки с названиями надписью вниз.

Если кто-то из учеников справился с работой раньше, можно предложить принять участие в составлении букета для кулинара. Для этого необходимо раздать кружки огурца и показать, как сделать цветок. Все «цветы» собираем на большой тарелке.

VI. Заключительный этап – выставка работ (5 – 10 мин.)

Подведение итогов урока.

Выставка приготовленных блюд с оценкой качества приготовления. Обсуждение. Учащиеся пробуют отгадать названия бутербродов.

Учитель: какая необычная выставка получилась! В начале урока мы говорили о том, что будем фантазировать и попробуем создать кулинарное чудо. Посмотрите на коллаж над нашей выставкой. Как совершить чудо? Нам необходимы знания и умения, нужно запастись терпением, не забыть про чувство меры и проявить фантазию. Мы использовали это в своей работе? И добились ли того, чего хотели? Если так, то вы не просто умеете делать разнообразные бутерброды и украшения, но можете принимать участие в оформлении праздничного стола вкусными фантазиями и удивлять ими родных и друзей.

Выставление оценок.

Планируемые результаты.

Занятие кулинарией – это и урок, и игра, увлекательная и запоминающаяся, в конце которой ребенок получает вкусный приз, сделанный собственными руками. Урок, сочетающий в себе разные методы и технологии, открывает простор для импровизации как учителя, так и ученика, помогает увлечь творчеством.

Практическая направленность урока позволяет формировать ключевые компетенции, развивает в детях творческое начало, усиливает мотивацию к учебе.

«Наша бутербродная галерея»

Бутерброды «Заседание ООН»

«Мой мобильник

«Девочка с шарами»

«Вкусная была рыбка»

«Деревенька»

«Палитра художника»

«По морям, по волнам»

«Золотая рыбка»

«Царь зверей»

«Неведома зверушка»

Опубликовано


Комментарии (5)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 19.02.17 в 14:48 1Ответить Пожаловаться
Главное фантазия! Молодцы!
Дуброва Татьяна Евгеньевна, 24.02.17 в 13:12 1Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, спасибо за одобрение нашей работы. Знание, что "это кому-то нужно", очень вдохновляет.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 24.02.17 в 13:40 0Ответить Пожаловаться
Будем ждать новых идей!
Пластинина Галина Григорьевна, 19.02.17 в 16:05 0Ответить Пожаловаться
Изумительные бутерброды. Класс!
Дуброва Татьяна Евгеньевна, 24.02.17 в 13:14 0Ответить Пожаловаться
Галина Григорьевна, большое спасибо за одобрение нашей работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.