Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?»
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Петроченко Светлана Анатольевна
Класс: 1"Б"
УМК: Школа России
Предмет: окружающий мир
Тема:Где живут белые медведи?
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами проблемного изложения материала.
Место и роль урока в изучаемой теме : проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.
Цель:
Обучающая: сформировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, познакомить с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
научатся находить на глобусе и карте Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. | выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать. | делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой. | участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других. | проявят навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, научатся избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Ресурсы:учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть А. А. Плешаков; карточки с изображением животных; карточки для работы в группах и в паре; глобус; компьютер, проектор, экран.
| ||||
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | освоение личностного смысла учения планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками контроль, саморегуляция, планирование е на уроке. | Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку. Добрый день, ребята! За окном наступила весна. Поют птицы, светит солнышко. Солнышко улыбается, даёт нам свет и тепло. Давайте улыбнёмся и передадим частичку своего тепла друг другу. Успехов вам! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. | Приветствие учащихся. Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются, самостоятельно организуют своё рабочее место к уроку. | Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность |
2.Актуализация знаний | выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. слушать, понимать других | Муравьишка Вопросик интересуется, как Вы запомнили тему прошлого урока и хочет задать вам несколько вопросов. - Какие времена года вы знаете? - Какое сейчас время года? - Какие признаки зимы можете назвать? - Какой основной цвет имеет зима? Вчера Муравьишка Вопросик рассматривал альбом с фотографиями из зоопарка и прислал вам загадки о животных, которых там увидел. 1.Среди снегов и льда не голодает, Любит с гор кататься птица – Как стрела на брюхе мчится! Может плавать, как дельфин, А зовут ее… (Пингвин) (Слайд 2) Как вы думаете, почему именно такие загадки вам загадал Вопросик? | Ответы детей Отгадывание загадок Предположения детей. | овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
3.Целеполагание. Постановка учебной задачи. | создание условий для формулирования детьми цели урока. | - Сегодня муравей Вопросик не смог прийти к нам на урок, но он прислал вам письмо. Давайте его прочитаем. Он пишет: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, так как мой друг пригласил меня в зоопарк посмотреть на белых медведей. Но вы не скучайте. Я приготовил для вас мой новый вопрос. Я очень хочу узнать, почему медведи белые, и где они живут, и охотятся ли они на пингвинов? -Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи? - Кто догадался, какая тема урока? (учитель вывешивает тему урока на доске) - Какие цели вы поставите перед собой? | Муравей Вопросик - Тема нашего урока «Где живут белые медведи?» -Узнать, где живут белые медведи, чем они питаются, почему медведи белые. | умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; |
4. Создание учебной задачи. (Работа в группе) | планирование своей деятельности для решения поставленной задач и контроль полученного результата структурирование знаний, выделение необходимой информации, анализ, умение выстраивать монологическую и диалогическую речь | Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы с вами отправимся в экспедицию. -Что такое экспедиция? - Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? - А что может помочь нам в экспедиции? -Что такое глобус? -Вы знаете, какой представляли нашу планету в древние времена? Слайд 3 - Одни говорили, что планета имеет форму черепахи, другие утверждали, что она держится на трёх китах, третьи считали, что Земля плоская - в виде тарелки. (Слайд 4) И вот в 1519 году путешественник Фернандо Магеллан доказал, что наша планета имеет форму шара. (Работа с глобусом и картой) - Посмотрите, у меня необыкновенный глобус. На нём по линии расположены солнышки. Какая погода на этой линии? Кто знает, как называется эта линия? - Кто сможет показать самые холодные районы нашей планеты на глобусе? Как они называются? - На карте и глобусе принято считать: вверх- северное направление, вниз- южное. Отсюда и название – северный и южный полюсы. Слайд 5 - Если мы «раскроем» наш глобус- шар, то получим два полушария- восточное и западное. Их изображения можно увидеть на карте полушарий. (учитель показывает на карту).Обсудите в парах: где находятся Северный и Южный полюсы. Какого цвета шапка у глобуса? - Кто может показать Северный и Южный полюсы на карте? - Как вы думаете, что обозначает белый цвет? - Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. А как вы считаете, могут ли тут жить люди и животные? - Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы, посмотрим, насколько вы были правы. Работа в группах - Прежде чем нам отправится в экспедицию, нам нужно срочно вооружится всем необходимым. Сейчас вы будете работать в группах. Повторим правила.(карточки с предметами) - Перед вами на столах лежат белые конверты с карточками, я прошу, чтобы вы в своей группе обсудили и решили какие предметы, вам понадобятся в экспедиции. - Что же вы выбрали? Давайте проверим. (Отвечает один ученик из каждой группы) | Экспедиция – это путешествие со специально определённой целью – научной или военной. Ответы детей - Карта и глобус -Земной шар в уменьшенном виде Ответы детей -Экватор -Полюсы -обсуждение детей, помощь на карточках с текстом -Цвет снега - И там, и там холодная Ответы детей -белая Обсуждение в группах, что нужно для экспедиции. Ответы детей. | понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана, Антарктиды, Северного и Южного полюсов. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
5.Физ.минутка | Контроль, саморегуляция | Слайд 6 Чтобы мы не замёрзли, в холодных льдах я предлагаю немного подвигаться, погреться. Тематическая физ.минутка. | Выполняют задания, глядя на экран | |
6.Решение учебной ситуации. | структурирование знаний, выделение необходимой информации, анализ, | -Немного согрелись, набрались сил. Отправляемся в экспедицию. Слайд 7 - В путешествие отправляемся на вертолёте. Сейчас пролетаем над побережьем Северного Ледовитого океана. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными островами называют Арктикой. - Кого мы видим? - Так вот где живут белые медведи! На Северном полюсе, на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Слайд 9 Посмотрите, ребята. Это самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его тела достигает трёх метров. Белые медведи, кроме Арктики, нигде не живут.(проговорите друг другу). - Посмотрите, внимательно, что его окружает? -Ребята, посмотрите на медведя и скажите, почему он белый? - Как передвигаются белые медведи? Белые медведи- отличные пловцы. Они могут часами находиться в ледяной воде и им не страшна никакая простуда, т.к. вода не проникает им под шубу, они остаются сухими. Передвигаясь по снегу, не мёрзнут, т.к. на лапах у них тоже есть мех. В отличие от бурого медведя, белые медведи не впадают в спячку. Белый медведь занесён в красную книгу. - А чем питается белый медведь? - Так, где живут белые медведи? Откройте учебники на стр. 12-13. и обсудите в парах - Что помогает этим животным выжить в таких суровых условиях? - Ребята на Северном полюсе мы побывали, отправимся на Южный. -Какие животные нас встречают? | -Белого медведя -Снег и лёд - Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания -Тюленями, рыбой, морскими водорослями, птичьими яйцами) - В Арктике на Северном полюсе - Моржи, треска, тюлень, поморник -Подкожный жировой слой, густой мех или пух. После просмотра слайда закрывают глаза и отвечают на вопросы. -Холодно - Моржи, треска, тюлень, поморник | овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, |
планирование своей деятельности для решения поставленной задач и контроль полученного результата | ||||
7.Включение в систему знаний и повторения. | обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации. | - Сейчас проверим ваши знания с помощью игры «Да или Нет» Работать будем в парах. Вспомним правила. 1. В Арктике тёплая погода? (нет) 2. Антарктида- это Южный полюс? (Да) 3. Арктика- это Северный полюс? (Да) 4. Белые медведи живут в Арктике? (Да) 5. На Южном полюсе медведь. Любит громко песни петь.(нет) 6. Медведь в воде не замерзает, ведь шкура у него не промокает.(да) -Давайте проверим, что у вас получилось. Сравните ваши ответы с эталоном. - Ребята теперь можем мы ответить нашему другу Вопросика на его вопрос: Где живут белые медведи? - Вернёмся к поставленным целям нашего урока? Что мы должны были узнать? | Клеят кружки, заготовленные и проверяют, глядя на доску. -Где живут белые медведи, почему они белые, чем питаются. | осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке и подведение итогов. | проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. | - Ребята, наше путешествие подошло к концу, и мы улетаем домой. А чтобы наши новые знакомые – белые медведи не скучали, давайте им подарим праздник – украсим Северный полюс. Я бы очень хотела узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Нарисуйте смайликом лицо. Если вам было интересно помогать Вопросику, то рисуем улыбку; если вам не понравилось путешествие, рисуете грустное лицо. А свои смайлики наклейте на карту – Северный полюс. | Дети клеят на карту смайлики. | умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
9.Творческое задание. | | -Дома, по желанию, нарисуйте животное Северного полюса или сделайте из бумаги, или вылепите из пластилина и расскажите о нём. | | |