Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?»

0
0
Материал опубликован 17 March 2020

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Петроченко Светлана Анатольевна

Класс: 1"Б"

УМК: Школа России

Предмет: окружающий мир

Тема:Где живут белые медведи?

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами проблемного изложения материала. 

Место и роль урока в изучаемой теме : проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.

Цель:

Обучающая: сформировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, познакомить с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.
Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся находить на глобусе и карте Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.

выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой.

участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.

проявят навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, научатся избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Ресурсы:учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть А. А. Плешаков; карточки с изображением животных; карточки для работы в группах и в паре; глобус; компьютер, проектор, экран.




Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

освоение личностного смысла учения

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

контроль, саморегуляция, планирование

е на уроке.

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку.

Добрый день, ребята!

За окном наступила весна. Поют птицы, светит солнышко. Солнышко улыбается, даёт нам свет и тепло. Давайте улыбнёмся и передадим частичку своего тепла друг другу. Успехов вам! На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

Приветствие учащихся.


Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются, самостоятельно организуют своё рабочее место к уроку.


Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность

2.Актуализация знаний

выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

слушать, понимать других


Муравьишка Вопросик интересуется, как Вы запомнили тему прошлого урока и хочет задать вам несколько вопросов.

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Какие признаки зимы можете назвать?

- Какой основной цвет имеет зима?

Вчера Муравьишка Вопросик рассматривал альбом с фотографиями из зоопарка и прислал вам загадки о животных, которых там увидел.

1.Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает,
2.От морозов согревает. (Медведь)
(Слайд 1)

Любит с гор кататься птица –

Как стрела на брюхе мчится!

Может плавать, как дельфин,

А зовут ее… (Пингвин) (Слайд 2)

Как вы думаете, почему именно такие загадки вам загадал Вопросик?


Ответы детей


Отгадывание загадок















Предположения детей.

овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.








3.Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

создание условий для формулирования детьми цели урока.

- Сегодня муравей Вопросик не смог прийти к нам на урок, но он прислал вам письмо. Давайте его прочитаем.

Он пишет: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я не смогу работать вместе с вами на уроке, так как мой друг пригласил меня в зоопарк посмотреть на белых медведей. Но вы не скучайте. Я приготовил для вас мой новый вопрос. Я очень хочу узнать, почему медведи белые, и где они живут, и охотятся ли они на пингвинов?
В добрый путь! Ваш друг- муравей Вопросик.

-Ребята, а вам самим интересно узнать, где живут белые медведи?

- Кто догадался, какая тема урока? (учитель вывешивает тему урока на доске)

- Какие цели вы поставите перед собой?

Муравей Вопросик

- Тема нашего урока «Где живут белые медведи?»









-Узнать, где живут

белые медведи, чем они питаются, почему медведи белые.

умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;


4. Создание учебной задачи.

(Работа в группе)

планирование своей деятельности для решения поставленной задач и контроль полученного результата

структурирование знаний, выделение необходимой информации, анализ, умение выстраивать монологическую и диалогическую речь


Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы с вами отправимся в экспедицию.

-Что такое экспедиция?

- Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?

- А что может помочь нам в экспедиции?

-Что такое глобус?

-Вы знаете, какой представляли нашу планету в древние времена?

Слайд 3

- Одни говорили, что планета имеет форму черепахи, другие утверждали, что она держится на трёх китах, третьи считали, что Земля плоская - в виде тарелки.

(Слайд 4) И вот в 1519 году путешественник Фернандо Магеллан доказал, что наша планета имеет форму шара.

(Работа с глобусом и картой)

- Посмотрите, у меня необыкновенный глобус. На нём по линии расположены солнышки.

Какая погода на этой линии? Кто знает, как называется эта линия?
Верно, это самое тёплое место на нашей планете. Но чем дальше мы удаляемся от экватора, тем становится холоднее.

- Кто сможет показать самые холодные районы нашей планеты на глобусе? Как они называются?

- На карте и глобусе принято считать: вверх- северное направление, вниз- южное. Отсюда и название – северный и южный полюсы.

Слайд 5

- Если мы «раскроем» наш глобус- шар, то получим два полушария- восточное и западное. Их изображения можно увидеть на карте полушарий. (учитель показывает на карту).Обсудите в парах: где находятся Северный и Южный полюсы.

Какого цвета шапка у глобуса?

- Кто может показать Северный и Южный полюсы на карте?

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?

- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега. А как вы считаете, могут ли тут жить люди и животные?


- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы, посмотрим, насколько вы были правы.

Работа в группах

- Прежде чем нам отправится в экспедицию, нам нужно срочно вооружится всем необходимым. Сейчас вы будете работать в группах. Повторим правила.(карточки с предметами)

- Перед вами на столах лежат белые конверты с карточками, я прошу, чтобы вы в своей группе обсудили и решили какие предметы, вам понадобятся в экспедиции.

- Что же вы выбрали? Давайте проверим. (Отвечает один ученик из каждой группы)


Экспедиция – это путешествие

со специально определённой целью – научной или военной.

Ответы детей

- Карта и глобус

-Земной шар в уменьшенном виде

Ответы детей










-Экватор





-Полюсы







-обсуждение детей, помощь на карточках с текстом

-Цвет снега

- И там, и там холодная


Ответы детей

-белая






Обсуждение в группах, что нужно для экспедиции.




Ответы детей.

понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана, Антарктиды, Северного и Южного полюсов.











овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5.Физ.минутка

Контроль, саморегуляция

Слайд 6

Чтобы мы не замёрзли, в холодных льдах я предлагаю немного подвигаться, погреться.

Тематическая физ.минутка.


Выполняют задания, глядя на экран


6.Решение учебной ситуации.


структурирование знаний, выделение необходимой информации, анализ,

-Немного согрелись, набрались сил. Отправляемся в экспедицию.

Слайд 7

- В путешествие отправляемся на вертолёте. Сейчас пролетаем над побережьем Северного Ледовитого океана. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными островами называют Арктикой.
Слайд 8

- Кого мы видим?

- Так вот где живут белые медведи! На Северном полюсе, на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана.

Слайд 9

Посмотрите, ребята. Это самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его тела достигает трёх метров. Белые медведи, кроме Арктики, нигде не живут.(проговорите друг другу).

- Посмотрите, внимательно, что его окружает?

-Ребята, посмотрите на медведя и скажите, почему он белый?

- Как передвигаются белые медведи?

Белые медведи- отличные пловцы. Они могут часами находиться в ледяной воде и им не страшна никакая простуда, т.к. вода не проникает им под шубу, они остаются сухими. Передвигаясь по снегу, не мёрзнут, т.к. на лапах у них тоже есть мех. В отличие от бурого медведя, белые медведи не впадают в спячку. Белый медведь занесён в красную книгу.

- А чем питается белый медведь?

- Так, где живут белые медведи?

Откройте учебники на стр. 12-13. и обсудите в парах
- Какие ещё животные нас встречают?

- Что помогает этим животным выжить в таких суровых условиях?

- Ребята на Северном полюсе мы побывали, отправимся на Южный.
Слайд 10
Южный полюс- это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда называется Антарктида.
- В Антарктиде тепло или холодно?

-Какие животные нас встречают?











-Белого медведя








-Снег и лёд

- Они живут среди снега, и такая окраска помогает им слиться с их средой обитания
- По снегу, вплавь








-Тюленями, рыбой, морскими водорослями, птичьими яйцами)


- В Арктике на Северном полюсе


- Моржи, треска, тюлень, поморник


-Подкожный жировой слой, густой мех или пух.



После просмотра слайда закрывают глаза и отвечают на вопросы.

-Холодно

- Моржи, треска, тюлень, поморник

овладение начальными сведениями о холодных районах Земли и их животном мире, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; установление причинно - следственных связей между строением, образом жизни животных и природными условиями и на основе этого построение рассуждения; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.


умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов,





планирование своей деятельности для решения поставленной задач и контроль полученного результата

7.Включение в систему знаний и повторения.
Работа в паре

обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.

- Сейчас проверим ваши знания с помощью игры «Да или Нет» Работать будем в парах. Вспомним правила.
- Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чём говорится, то клеите кружок, если не согласны, то клеите треугольник

1. В Арктике тёплая погода? (нет)

2. Антарктида- это Южный полюс? (Да)

3. Арктика- это Северный полюс? (Да)

4. Белые медведи живут в Арктике? (Да)

5. На Южном полюсе медведь. Любит громко песни петь.(нет)

6. Медведь в воде не замерзает, ведь шкура у него не промокает.(да)

-Давайте проверим, что у вас получилось. Сравните ваши ответы с эталоном.

- Ребята теперь можем мы ответить нашему другу Вопросика на его вопрос: Где живут белые медведи?

- Вернёмся к поставленным целям нашего урока? Что мы должны были узнать?


Клеят кружки, заготовленные и проверяют, глядя на доску.










-Где живут белые медведи, почему они белые, чем питаются.

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке и подведение итогов.

проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу, и мы улетаем домой. А чтобы наши новые знакомые – белые медведи не скучали, давайте им подарим праздник – украсим Северный полюс. Я бы очень хотела узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Нарисуйте смайликом лицо. Если вам было интересно помогать Вопросику, то рисуем улыбку; если вам не понравилось путешествие, рисуете грустное лицо. А свои смайлики наклейте на карту – Северный полюс.

Дети клеят на карту смайлики.

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.

9.Творческое задание.


-Дома, по желанию, нарисуйте животное Северного полюса или сделайте из бумаги, или вылепите из пластилина и расскажите о нём.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.