Технологическая карта занятия по теме «Электрический ток в различных средах»
«Организация и организационно-методическое сопровождение внедрения методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО»
Цель: внедрение методической системы преподавания ОД "Физика" с учётом профессиональной направленности программы СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Планируемый результат: включение в содержание дисциплины «Физика» прикладных модулей с учетом профессиональной направленности программы СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Планируемые сроки: с 01.03.2024 до 31.08.2024.
Ответственный: председатель ЦК естественнонаучных дисциплин; исполнитель: преподаватель физики.
Содержание мероприятий
№ п/п | Мероприятие | Пример содержания | Нормативные и методические документы |
1. | Выбор ПК, которые возможно сформировать в рамках изучения ОД | ПК 1.3 Проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки | ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) |
2. | Выделение из ПОП-П ПМ и МДК, в рамках которых формируются выбранные ПК | ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки», МДК.01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование | ПОП-П по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) |
3. | Выбор в содержании РП МДК тем, которые возможно раскрыть и изучить в рамках ОД | Тема 1.1. Основы теории сварки. Сварочная дуга. | РП МДК.01.01 |
4. | Выбор разделов и тем в РП ОД «Физика», в которые возможно включить содержание тем МДК | Раздел «Электродинамика», тема «Электрический ток в газах» | РП ОД «Физика» |
5. | Формулировка заданий для обучающихся | Подготовить сообщение о свойствах дугового разряда, рассчитать силу тока в электрической дуге. | Методика преподавания ОД «Физика» |
Опорный конспект по теме «Электрический ток в газах»
№ п/п | Раздел опорного конспекта | Содержание раздела опорного конспекта |
1. | Тема занятия | Электрический ток в газах |
2. | Содержание темы | Газовый разряд. Плазма. Ионизация газов. Типы самостоятельного разряда. Электрическая дуга и её применение для резки и сварки металлов. |
3. | Тип занятия | Комбинированный урок |
4. | Планируемые образовательные результаты в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО (ОК / ПК: общие и предметные результаты освоения дисциплины) | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ПК 1.3 Проверять работоспособность и исправность оборудования поста для сварки. МР Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. ПР Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни. |
5. | Формы организации учебной деятельности | Лекция, беседа, демонстрационный эксперимент, решение практико-ориентированных задач |
6. | Типы оценочных мероприятий | Вопросы об условиях возникновения и поддержания, электрической дуги, применении дугового разряда для сварки и резки металлов, выполнение расчётных задач на определение силы тока, сопротивления, мощности сварочной дуги. |
7. | Задания для самостоятельного выполнения | Дать характеристику физического явления дуговой разряд по плану: 1. Определение; 2. Условия возникновения, протекания; 3. Примеры применения для сварки и резки металлов. (Видение структуры объекта и его новой функции) |
Технологическая карта занятия по теме «Электрический ток в различных средах»
№ п/п | Общие сведения о занятии (компоненты блока целеполагания) | Содержание компонентов | |||||||||
1. | Тема занятия | Электрический ток в газах | |||||||||
2. | Содержание темы | Газовый разряд. Плазма. Ионизация газов. Типы самостоятельного разряда. Электрическая дуга и её применение для резки и сварки металлов. Области практического применения протекания тока в газах являются основой для изучения профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов (основы электротехники, МДК 01.01 Основы технологии сварки и сварочное оборудование), способствует формированию общих (ОК 1, ОК 2) и профессиональных компетенций (ПК 1.3). | |||||||||
3. | Тип занятия | Комбинированный урок | |||||||||
4. | Форма организации учебной деятельности | Лекция, демонстрационный эксперимент, беседа, решение практико-ориентированных задач | |||||||||
| |||||||||||
Этапы занятия | Деятельность | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий | ||||||||
Комбинированное занятие | преподавателя | обучающихся | |||||||||
1. Организационный этап занятия | |||||||||||
Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление содержания | Приветствует обучающихся, рассказывает о важности изучаемой темы при освоении профессии | Воспринимают информацию |
|
| |||||||
Проверка выполнения заданий ВСР/входной контроль. Подготовка к изучению нового материала (актуализация опорных знаний) | Проверяет выполнение ВСР (входной контроль): Объясняет, что протекание тока в газах имеет свои особенности и практическое применение в профессии. | Дают характеристику закона Джоуля-Ленца (тепловое действие тока) по плану: формулировка, математическая запись, границы применимости. пример практического применения. Воспринимают информацию | ОК 02 | Письменный контроль | |||||||
2. Основной этап занятия | |||||||||||
Формирование новых знаний и способов деятельности (изложение нового материала) | Демонстрирует эксперимент: заряженный воздушный конденсатор разряжается при нагревании и облучении ультрафиолетом воздуха между обкладками. Предлагает обучающимся объяснить наблюдаемые явления с помощью наводящих вопросов: почему воздух из диэлектрика стал проводником, какие заряженные частицы появились при внешнем воздействии, почему заряженные частицы движутся упорядоченно? | Наблюдают за проведением эксперимента, анализируют и объясняют наблюдаемые явления. | ОК 02 | Устный контроль | |||||||
Введение нового содержания в систему ранее усвоенных, сформированных знаний и умений | Даёт понятия газового разряда, плазмы, процесса ионизации газов, объясняет вольт-амперную характеристику газового разряда (несамостоятельный разряд, самостоятельный разряд), приводит примеры различных типов самостоятельного разряда, обращает внимание на применение дугового разряда для сварки и резки металлов. | Составляют конспект в тетради | ОК 01 ОК 02 | Наблюдение | |||||||
Воспроизведение формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные упражнения) | Предлагает рассчитать эффективную мощность сварочной дуги в зависимости от сварочного тока, напряжения дуги, технологического процесса по выбору обучающихся. | Выбирают технологию сварки, решают задачи в тетради | ОК 02 ПК 1.3 | Анализ выполнения практико-ориентированного задания | |||||||
Первичное закрепление изученного материала, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Предлагает обучающимся обсудить результаты расчётов: как зависит выделяемая мощность от технологии сварки, тока, напряжения? | Отвечают на вопросы по желанию и/или просьбе преподавателя | ОК 01 ОК 02 ПК 1.3 | Фронтальный опрос | |||||||
3. Заключительный этап занятия | |||||||||||
Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы | Предлагает обучающимся оценить свои достижения на уроке: что нового узнали и научились делать, как полученные знания можно использовать в профессиональной деятельности? | Оценивают свои достижения, желающие могут выступить публично | ОК 01 ОК 02 ПК 1.3 | Самооценка | |||||||
4. Задания для самостоятельного выполнения | |||||||||||
| Предлагает обучающимся дать характеристику физического явления электрическая дуга по плану: определение, условия протекания, примеры практического применения (видение структуры объекта и его новой функции) | Записывают домашнее задание | ОК 01 ОК 02 ПК 1.3 |
| |||||||
Практико-ориентированное задание для профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
по теме «Электрический ток в газах»
Уважаемый студент, Вам необходимо рассчитать эффективную тепловую мощность сварочной дуги в зависимости от выбранной Вами технологии сварки.
Указание: эффективной тепловой мощностью дуги называется количество теплоты, используемое на нагрев и плавку свариваемого металла в единицу времени. Эта величина меньше полной тепловой мощности дуги в зависимости от эффективного коэффициента полезного действия. Коэффициент полезного действия зависит от способа сварки, материала электрода, состава электродного покрытия и других факторов. При ручной дуговой сварке электродом с тонким покрытием или угольным электродом он составляет 0,5 - 0,65; а при сварке электродом с толстым покрытием — 0,7 - 0,85. При сварке неплавящимся электродом в защитных газах (аргонодуговая) потери теплоты значительны и КПД составляет 0,5 - 0 ,6. Наиболее полно используется теплота при сварке под флюсом — КПД равен 0,8 - 0,95.
Таблица 1 «Режимы сварки»
№ | Вид сварки | Сварочный ток Iсв, А | Напряжение дуги Uд, В |
1 | Ручная дуговая сварка | 250 | 30 |
2 | Автоматическая сварка под флюсом | 300 | 30 |
3 | Сварка в углекислом газе | 200 | 23 |
4 | Сварка в защитных газах (аргон) неплавящимся вольфрамовым электродом | 250 | 12 |
5 | Сварка в защитных газах (аргон) плавящимся электродом | 260 | 20 |
Технологическая картаDOCX / 24.44 Кб
Астанина Елена Владимировна