12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья63
Россия, Тверская обл., Западная Двина
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Тема: «Прием критического мышления. Кубик Блума.»

Слайд 1

Тема моего выступления " Прием критического мышления. Кубик Блума». Это новая педтехнология критического мышления.

Что это такое и как использовать эту технологию я и постараюсь раскрыть в своем выступлении.

Слайд 2

Напомню, что критическое мышление-это…

Слайд 3

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться".

А как развивать в ребенке навыки критического мышления?

Какие приемы и технологии использовать?

Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 


Слайд 4


Предложенная им теория разделяет образовательные цели на три блока. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.


Слайд 5


Давайте поподробнее рассмотрим методику использования Кубика Блума.

Во - первых нам понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

Затем формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

После этого учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Какова может быть классификация вопросов.


Слайд 6


Я непосредственно покажу использование кубика Блума на примере темы «Животные» на уроке немецкого языка.


И так выпала грань –НАЗОВИ


Здесь предполагается воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, "Назовите животных». Назови диких животных. Назови домашних животных.

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Например, можно включать задания на чтение текста. Или

предложить ученикам прочитать текст и заполнить таблицу "Животные" по тексту.


Следующая грань-ПОЧЕМУ


Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему одни животные дикие, а другие домашние? Почему тебе нравится кошка? Почему одни животные живут в лесу, а другие в дома? П И т.д.


Следующая грань-ОБЪЯСНИ


Сюда нужно включить вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы .Объясни чем домашние животные отличаются от диких?

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

Например: Ты действительно думаешь, что домашние животные необходимы? Ты уверен, что животные нужны? 


Слайд 7


Следующая грань-ПРЕДЛОЖИ


Здесь ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать животных? Для чего тебе может понадобиться то или иное животное?


Рассмотрим следующую грань-ПРИДУМАЙ


Сюда следует включить вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут животные?. Придумай рифмы к слову.

И последняя грань-ПОДЕЛИСЬ


Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда видишь свое любимое животное? Или Почему ты полюбил именно это животное?


Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален.

Возможны два варианта использования-

это когда :

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

И вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.


Слайд 8


Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Такие вопросы больше применимы к детям младшего возраста.


Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. 



Слайд 9


Спасибо за внимание.



Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.