Презентация на тему «Технология развития критического мышления»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ТРКМ Подготовила: Кузнецова Ольга Александровна учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №44» г.Пермь 2017г
Спор неизбежен порой между мыслью и чувством, Но, разрешая его, они сходятся вместе. К истине разны пути у науки с искусством, Но озарение – разве не в их перекрестье? 18.10.19
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить.
Основная цель применения ТРКМ Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В России реализуется с середины 90-ых годов.
Приемы развития критического мышления формируют: Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать; Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно; Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы; Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.
ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ТЕХНОЛОГИИ ВЫЗОВ РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) РЕФЛЕКСИЯ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ (АКТУАЛИЗАЦИЯ) ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТРКМ Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
ВЫЗОВ АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ИЛИ ПРОБЛЕМЕ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ, МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОБУЖДЕНИЕ К АКТИВНОЙ РАБОТЕ НА УРОКЕ И ДОМА
ВЫЗОВ (ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА) УЧАЩИЕСЯ ВСПОМИНАЮТ, ЧТО ИМ ИЗВЕСТНО ПО ИЗУЧАЕМОМУ ВОПРОСУ (ДЕЛАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) СИСТЕМАТИЗИРУЮТ ИНФОРМАЦИЮ ДО ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ СТАВЯТ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПОЯСНИТЕ ЦИТАТУ ВЫ СОГЛАСНЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КОРЗИНА ИДЕЙ КЛАСТЕР СИНКВЕЙН ДА – НЕТ ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ , \
18.10.19
Существительные собственные и нарицательные Молодой Н(н)арцисс был великолепен. - Какую букву вы выберете? «Идеи» учащихся могут быть такими: - Может быть, с большой буквы, если это одушевлённый предмет. -Может быть, с маленькой буквы, если это предмет неодушевлённый. -Если фамилия или имя, то с большой буквы.
Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер «Устное народное творчество»
СИНКВЕЙН составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Например: составьте краткий рассказ о Наталье Савишне по готовому синквейну: Наталья Савишна Бескорыстная, верная Преданна, отказалась, жалеет «Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование» «Чудесное создание»
Дерево предсказаний Как, по-вашему, поведет себя дальше Очумелов? Пожалеет щенка Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… …расковырял палец гвоздиком… знаю вас, чертей Нешто она достанет до пальца? Испугается, накажет Хрюкина Н е п о щ а д и т щ е н к а Как оштрафуют его, мерзавца А собаку истребить надо Она маленькая
Этот прием может быть началом урока. Обучающиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему. Затем просьба к обучающимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. Приём «Верите ли вы»
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведется индивидуально – в парах – группах. ВЫЗОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ (ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ) ОСМЫСЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ СООТНЕСЕНИЕ С ИМЕЮЩИМИСЯ ЗНАНИЯМИ
РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ) УЧАЩИЕСЯ СЛУШАЮТ, ЧИТАЮТ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ДЕЛАЮТ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ИЛИ ВЕДУТ ЗАПИСИ ПО МЕРЕ ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТСЛЕЖИВАЮТ СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИ РАБОТЕ С ИЗУЧАЕМЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРОДОЛЖАЮТ АКТИВНО КОНСТРУИРОВАТЬ ЦЕЛИ СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ ИНСЕРТ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ФИШБОУН ЧТО? ГДЕ? КОГДА? РОМАШКА БЛУМА КЛАСТЕР КУБИК ЗИГЗАГ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ ПЕРЕПУТАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
- открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? «Чтение с остановками»
Чтение с остановками А.П. Чехов «Хамелеон» Кто знает значение слова «хамелеон»? Имеет ли это слово другие значения? Какого человека мы называем «хамелеоном»? - Что такое сарказм? Чем сарказм отличается от юмора и сатиры? - Ребята, попробуйте по опорным словам сделать прогноз о содержании рассказа и его проблематике. хамелеон переносное значение сатира сарказм
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Ромашка Блума Практические вопросы Оценочные вопросы Творческие вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы Интерпретационные вопросы
Ромашка Блума по рассказу Чехова «Хамелеон» Сталкивались ли вы в жизни с хамелеонством? Хамелеонство – это хорошо или плохо? Как бы решилась участь щенка, если бы Очумелов точно знал, что он не генеральский? Кто герои рассказа? Т. е. ты говоришь, что Очумелова можно назвать «хамелеоном»? Почему рассказ называется «Хамелеон»? О каком событии повествуется? Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»? Почему рассказ можно назвать сатирическим? Правильно ли я поняла, что не только Очумелова вы считаете «хамелеоном»? Чем сатира отличается от юмора? Как бы вы поступили на месте Очумелова?
Приём "Кубик Блума" Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Схема граней «Кубика Блума» 18.10.19
«Кубик Блума» при работе с романом «Преступление и наказание» 18.10.19 Назови… Почему… Объясни… Предложи… Придумай… Поделись… главных героев романа Достоевского «Преступление и наказание» критики назвали произведение психологическим романом? мотивы поступка Раскольникова для героя альтернативный способ решения проблем способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой эмоциями в связи с концовкой романа
Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос
Приём “Фишбоун” (рыбный скелет) Голова - Орфограммы-гласные буквы Верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные Нижние косточки - морфема, правило Хвост - знать условия выбора буквы. 18.10.19
Боже, как грустна наша Россия! А.С.Пушкин Манилов Пустое Мечтательство Плюшкин «прореха на человечестве» Коробочка Дубиноголовость Чиновники: «человек праздный», «чудотворец» и др. Ноздрёв Необузданность характера Собакевич Жадность, страсть к стяжательству Чиновники: «человек праздный», «чудотворец» и др. Вывод: «Они все даром бременят землю»
ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос. Инсерт (чтение с пометами)
Прием «Инсерт» V (уже знал) + (узнал новое - (думал иначе) ? (есть вопросы)
Тема «Обращение» Знаю Не знаю Интересуюсь Называет имя человека Местоимения не выделяются Местоимение и существительное рядом выделяются? Выделяется на письме запятыми (в начале, в конце, в середине предложения) Для усиления используется восклицательный знак Другие знаки препинания применяются? Не подчёркиваются, так как не являются членами предложения В одном предложении может быть несколько обращений
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СКАЗКА «БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ». БРАТЬЯ ГРИММ
СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА Кто? Что? Когда? Где? Почему? ТАБЛИЦА-СИНТЕЗ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
Маркировочная таблица ЗУХ Знаю Умею Хочу Глаголы бывают I и II спряжения Определять спряжение глагола Что такое наклонение глагола?
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ ? ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... ? ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если...
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. РЕАЛИЗАЦИЯ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
СООТНЕСЕНИЕ СТАРЫХ И НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕФЛЕКСИЯ ОБОЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
18.10.19 УЧАЩИЕСЯ СООТНОСЯТ «НОВУЮ» ИНФОРМАЦИЮ СО «СТАРОЙ», ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ ОТБИРАЮТ ИНФОРМАЦИЮ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМУЮ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СУТИ ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННОЙ РАНЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛИ ВЫРАЖАЮТ НОВЫЕ ИДЕИ И ИНФОРМАЦИЮ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫСТРАИВАЮТ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЭССЕ СИНКВЕЙН ДИАМАНТА ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ ДРЕВО ЦЕЛИ (Я НЕ ЗНАЛ/ ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ) «+», «-», «ИНТЕРЕСНО» НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО РЕФЛЕКСИЯ
ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО СРАЗУ МОГУ ПРИМЕНИТЬ НИКОГДА НЕ СМОГУ ПРИМЕНИТЬ СОВСЕМ НЕ ПОНЯТНО ХОРОШО ПОНЯТНО
ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО АВТОР ЭДВАРД ДЕ БОНО «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
Шесть шляп
Прием «Шести шляп» Прием «Шести шляп» Красная шляпа – это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д. Желтая шляпа - отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя. Зеленая шляпа - дает советы герою, читателю. Черная шляпа - все, что в поступках героев плохого, найдет. Белый цвет - учит, чему следует поучиться у героя. Синий цвет – продолжение сюжета, излагаемого в предельно кратких выражениях.
ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ – УЗНАЛ ТАБЛИЦА ДОННЫ ОГЛ Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3. + Я знал - Я не знал ! Удивлён ? Задаю вопрос
Знаю Хочу знать Узнал 1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) РУССКИЙ ЯЗЫК
Продолжи предложение Продолжи предложение Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал мне … Мешал мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …
Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО СИНКВЕЙН
Синквейны по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: Швабрин. Жестокий, корыстный. Издевается, подличает, предает. Вызывает чувство презрения, негодования. Предатель. Гринев Смелый, преданный. Жалеет, защищает, любит. Он бережет честь смолоду. Герой.
Диаманта Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Написание диаманты полезно для понимания сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Схема диаманты строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное)
Пример диаманты Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц.
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ДИСКУССИЯ Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДА НЕТ Приведите по 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы.
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально – в группах. Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации ведется индивидуально – в группах. РЕФЛЕКСИЯ
Приёмы ТРКМ позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ТЕХНОЛОГИИ Побуждает интерес к теме Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать Повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового Создает условия для вариативности и дифференциации обучения Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения
НЕДОСТАТОК ТЕХНОЛОГИИ Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.