СТАДИЯ (ЭТАП) ВЫЗОВА
Лучше всего усваивается информация по теме, о которой мы уже что-то знаем. Проще всего принять решение тогда, когда то, что мы делаем согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредовано.
Задача №1, решаемая на стадии вызова:
- предоставить учащемуся возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме,
- на основе этого предоставить учащемуся возможность для формулировки им собственных целей-мотивов.
Задача №2, решаемая на стадии вызова:
- активизация учеников (прикладывая значительные интеллектуальные усилия, каждый может принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта).
На этапе можно комбинировать приемы индивидуальной и групповой работы. Например, предложить каждому:
- вспомнить, что ему известно по теме,
- записать это в виде ключевых слов,
- поделиться записанным в паре или группе,
- составить всей группой список ключевых слов,
- обсудить это вместе с учителем.
При реализации стадии вызова важным аспектом работы является систематизация всей информации, полученной в результате свободных высказываний учащихся. Это позволит:
- увидеть собранную информацию в укрупненном, категориальном виде (в структуру войдут все мнения – «правильные» и «неправильные»),
- выявить противоречия, нестыковку, непроясненные моменты при структурировании высказанных мнений ,
- определить направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.
РОЛЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА СТАДИИ ВЫЗОВА.
Правило №1: любое мнение учащегося ценно.
Правило №2: ответы не критикуются.
Роль | Деятельность |
1) Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем. 2) Стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они знают по изучаемой теме. 3) Фиксировать все высказывания. 4) Сочетать индивидуальную и групповую форму работы (обмен мнениями способствует выработке новых идей и появлению интересных вопросов). 5) Способствовать бесконфликтному обмену мнениями. 6) Организовать систематизацию информации, полученной от учащихся. | 1) Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления. 2) Способствовать активности учащихся в учебном процессе. 3) Принимать различные идеи и мнения. 4) Ценить проявление критического мышления. Дать возможность размышлять. 5)Убедить учащихся во внимательном и доверительном к ним отношении. Выражать веру в то, что каждый способен на критическое мышление. 6) Дать возможность размышлять. |
Деятельность учащихся:
- развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей,
- активно участвовать в учебном процессе,
- с уважением выслушивать различные мнения,
- быть готовыми формулировать свои суждения и воздерживаться от них.
Успешная реализация этапа – мощный стимул для дальнейшей работы.
СТАДИЯ (ЭТАП) ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ – СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ
В процессе реализации смысловой стадии учащиеся вступают в контакт с новой информацией, поэтому на неё следует выделить достаточно времени.
Основная задача:
- отслеживание восприятия учеником изучаемого материала, т.к. учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами,
- поддерживать активность учащихся, их интерес,
- поддерживать инерцию движения, созданную на стадии вызова.
Организация работы на этом этапе может быть различной:
- лекции,
- рассказ учителя,
- индивидуальное, парное или групповое чтение,
- просмотр видеоматериала.
В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Учитель должен стимулировать учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через контекст той информации, с которой работают
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Осуществляют контакт с новой информацией. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Акцентируют своё внимание на поиск ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. | Может быть непосредственным источником новой информации, тогда его задача состоит в ясном и привлекательном изложении информации. Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом. Предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. |
Организация работы с текстом в режиме чтения более сложна. Текст может быть или слишком сложным или не содержит ответов на поставленные на первой стадии вопросы. Было бы целесообразно выделить время для повторного прочтения, т.к. чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо вернуться к тексту на «новом витке» его восприятия. Чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, т.к. это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. В процессе чтения учащиеся имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Легче организовать изучение новой темы в режиме слушания.
Для стимулирования внимания и активности учитель может использовать разные приемы, например:
- проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа,
- графическое представление материала,
- интересные факты,
- комментарии,
- приемы вдумчивого чтения.
Дж.Стил: «хорошие учащиеся, хорошие читатели отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают кусок текста в том случае, если перестают его понимать. Хорошие слушатели, воспринимая сообщение, обычно задают вопросы или записывают, что не поняли для прояснения в будущем. Пассивные учащиеся игнорируют проблемы в понимании, не отдают себе отчета в возникающей путанице, недоразумениях или пропусках информации».
СТАДИЯ (ЭТАП) РЕФЛЕКСИЯ
Р.Бустром: «рефлексия – особый вид мышления. Рефлективное мышление означает фокусирования вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлективный анализ и оценка пронизывают все три стадии работы, но на третьей стадии это основная цель деятельности учеников и учителя.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому лучше было бы задать вопрос и т.д.). однако анализ малополезен, если он не обращен в словесную форму (устную или письменную). В процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращается в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность что, один и то же текст может вызвать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных, другие вызывают потребность в дисскуссии.