ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Приемы технологии в основном одинаково работают с разными текстами – художественными, информационными, научными. В технологии развития критического мышления урок строится по схеме «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Технология предлагает широкий выбор методических приемов и стратегий ведения урока, но определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.
Прием №1: КЛАСТЕРЫ
Может стать ведущим приемом на любой стадии урока. Охватывает большее количество информации, чем обычная письменная работа.
Кластер (гроздь) – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Правила просты: рисуется модель аналогичная солнечной системе, где в центре располагается тема, вокруг – крупные смысловые единицы, около них следующие смысловые единицы. В кластерах устанавливаются причинно-следственные связи.
Вариант 1
Вариант 2
Например, гроздь сформирована на стадии вызова в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. На стадии осмысления по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди. На стадии рефлексии происходит исправление в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Важным моментом является презентация новых кластеров, т.к. при этом систематизируется материал, устанавливаются причинно-следственные связи между «гроздьями».
Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей» или создание новых.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С «ГРОЗДЯМИ»
№ | Рекомендации | Деятельность |
1 | Оцените текст, с которым будете работать. | Нужна ли разбивка на «грозди»? Можно ли в тексте выделить большие и малые смысловые единицы? |
2 | Помогите ученику. | Если у ученика возникли сомнения, учитель помогает ему выделить смысловые единицы. Помощь может быть выражена в виде вопросов, ключевых слов или фраз. |
3 | Озвучивание «гроздей». | Ученики сделают презентацию своих записей. |
4 | Установить связи и объяснить возникшие связи. | Учитель просит установить связи между «веточками» созданной «грозди». |
5 | Выделение смыслового блока. | При необходимости можно выделить один или несколько смысловых блоков, для этого зрительно её выделяют цветом или большим нажимом. |
В кластерах возможно использование верных и неверных утверждений. Тогда работа будет строится на исключение смысловых блоков.
ПРИЁМ № 2: ИНСЕРТ
Прием работает на стадии осмысления содержания, обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Прием делает зрительным процесс накопления информации.
ИНСЕРТ – маркировка текста значками по мере его чтения. Слово является аббревиатурой.
I – interactive интерактивная
N – noting размечающая
S – system система
E – effective для эффективного
R – reading and чтения и
T – thinking размышления
№ | Значок | Смысл | Постановка |
1 | V | Уже знал | На полях |
2 | + | Новое | На полях |
3 | – | Думал иначе | На полях |
4 | ? | Не понял, есть вопросы | На полях |
Варианты пометок могут быть разными: два значка (v, +), три (v,+, – ), четыре.
Для сохранения интереса к тексту следует соблюдать правила:
- делать пометки по одному из вариантов,
- ставить значки по мере чтения на полях,
- прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что знали или предполагали по данной теме раньше. Количество значков увеличится.
После чтения текста заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф (количество граф соответствует числу значков маркировки). Для заполнения таблицы понадобится снова вернуться к тексту.
Старшов Михаил Александрович