Выступление «Образовательная технология развития критического мышления»
Одним из специальных методических инструментов для развития КМ является педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (разработана американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом, Ч.Темплом). Этапы технологии соответствуют этапам когнитивной деятельности личности и представлены таблицей.
Технологические этапы
Первый этап |
Второй этап |
Третий этап |
Вызов |
Осмысление содержания |
Рефлексия |
- актуализация имеющихся знаний, - пробуждение интереса к получению новой информации, - постановка учеником собственных целей обучения. |
- получение новой для ученика информации, - корректировка учеником поставленных целей обучения. |
- размышление, рождение нового знания, - постановка учеником новых целей обучения. |
Рассмотрим содержание этапов.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы и методы |
Вызов |
Направлена на вызов у учащихся: - уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, - активизацию их деятельности, -мотивацию к дальнейшей работе. |
Вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. |
Составление списка известной информации. Рассказ-предположение по ключевым словам. Графическая систематизация материала (кластеры, таблицы). Верные и неверные утверждения. Перепутанные логические цепочки и т.д.. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы и методы |
Осмысление содержания |
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому». |
Читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
Методы активного чтения: Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (их ставят на полях справа по мере чтения). Ведение различных записей (двойные дневники, бортовые журналы). Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока и т.д.. |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы и методы |
Рефлексия |
Возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям. Организует внесение изменений и дополнений. Дает исследовательские или творческие, практические задания на основе изученной информации. |
Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. |
Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по различным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
ФУНКЦИИ ТРЕХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Стадия (этап) |
Функция |
Вызов |
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания |
Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия |
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |