Выступление «Образовательная технология развития критического мышления»

1
0
Материал опубликован 10 June 2016 в группе

Одним из специальных методических инструментов для развития КМ является педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма (разработана американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом, Ч.Темплом). Этапы технологии соответствуют этапам когнитивной деятельности личности и представлены таблицей.

Технологические этапы

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

- актуализация имеющихся знаний,

- пробуждение интереса к получению новой информации,

- постановка учеником собственных целей обучения.

- получение новой для ученика информации,

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

- размышление, рождение нового знания,

- постановка учеником новых целей обучения.

Рассмотрим содержание этапов.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вызов

Направлена на вызов у учащихся:

- уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу,

- активизацию их деятельности,

-мотивацию к дальнейшей работе.

Вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу,

делает предположения, систематизирует информацию до изучения нового материала,

задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка известной информации.

Рассказ-предположение по ключевым словам.

Графическая систематизация материала (кластеры, таблицы).

Верные и неверные утверждения.

Перепутанные логические цепочки и т.д..

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Осмысление

содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому».

Читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,

делая пометки на полях

или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (их ставят на полях справа по мере чтения).

Ведение различных записей (двойные дневники, бортовые журналы).

Поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока и т.д..

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Рефлексия

Возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям.

Организует внесение изменений и дополнений.

Дает исследовательские или творческие, практические задания на основе изученной информации.

Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по различным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

 

ФУНКЦИИ ТРЕХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (этап)

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Комментарии
Комментариев пока нет.