12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тупичкина Любовь Анатольевна16
4

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках физики

Технология проблемно-диалогического обучения

на уроках физики



Высокий уровень преподавания в Российской школе достигнут благодаря внедрению в учебный процесс новых методов, технологий обучения и воспитания. Одной из таких является технология проблемно-диалогического обучения. Названная технология – это система методов и средств, обеспечивающих возможность творческого участия школьников в процессе приобретения новых знаний; формирование познавательных интересов и активное развитие личности.

Проблема означает: проблема, задание, теоретический и практический вопрос, требующий разрешения. Проблемное обучение вновь актуально, так как учит школьников решать возникающие трудности, а не пасовать перед ними, предлагает четкие алгоритмы действий, следуя которым можно справиться не только с учебной ситуацией, но и жизненной. Грамотно построенный проблемный урок обеспечивает тройной эффект; более качесвтенное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Открывать знания можно на любом предмете, в том числе и на физике. Быстро включить учащихся в познавательную деятельность, активизировать их мышление, выйти на тему занятия позволяет необычное начало урока через мотивирующие приемы, условно называемые; «яркое пятно» и «актуальност» знаний. В качестве яркого момента могут быть использованы: рифмованное начало урока (тема «Измерение массы тела на весах»).

Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились. (Весы)

Эпиграф: «Без сомненья, все наши знания начинаются с опыта» (И.Кант).

Опыт: учитель демонстрирует опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося в воздухе, а затем в воде (Тема: «Выталкивающая сила»), который приводит к выдвижению гипотез, их экспериментальной проверке. После поочередного рассмотрения гипотез учащиеся формулируют вывод, учитель теоретически обосновывает опыт, дает формулу выталкивающей силы и обращает внимание учащихся на физические величины, от которых она зависит. Интересно начать урок с шутки, юмора или предложить заранее невыполнимую задачу: упражнение с преднамеренной ошибкой, ввести в поиск решения этой задачи в ходе которого ученики встретятся с проблемой. Более сложный прием: показать значимость изучаемой темы в повседневной жизни. Например, изучая тему «Давление твердых тел» (7 кл.), начинаю урок с бытовой ситуации: весной многие жители поселка накрывают теплицы пленкой. Что надо знать, чтобы теплица выдержала природные катаклизмы? Выдвигаемые гипотезы проверяются физическими расчетами, изображением каждой позиции с рисунком.

Формулировать тему, проблему занятия можно с использованием двух видов диалога: пробуждающего от проблемной ситуации и приводящего к теме. Поиск решения проблемы на уроках физики наиболее успешно проходят в форме парной, групповой и фронтальной работы, через самостоятельную или совместную деятельность. Учащимся предлагаются исследовательские задачи, которые рассчитаны на часть урока.

Реализация продукта на уроках физики проходит в виде составления задач, экспериментов и опытов, что позволяет вырабатывать навыки творческой работы; сочинения сказочных и жизненных ситуаций на основе изученного материала, творческие задания различной направленности. На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше говорят и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу весь класс.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.