Статья на тему «Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в средней школе»

3
0
Материал опубликован 9 September 2021

Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в средней школе

Аннотация. В статье рассматривается технология проблемно-диалогического обучения в контексте системно-деятельностного подхода на уроках музыки в средней школе. Выделяются понятия проблемно-диалогическое обучение и системно-деятельностный подход. Приводятся примеры проблемных и диалоговых ситуаций на уроке музыки, а также анализируется ряд аспектов, на формирование которых направлен системно-деятельностный подход в школе.

Ключевые слова: проблемно-диалогическое обучение, системно-деятельностный подход, урок музыки, средняя школа.

Современный мир не стоит на месте, а, напротив, характеризуется высокими темпами развития, изменениями в различных сферах жизнедеятельности человека. Одной из таких сфер является образование. Все происходящие в данной сфере изменения регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). На сегодняшний день в соответствии с ФГОС в приоритете выступает самостоятельная работа учащихся, в ходе которой ребенок не получает «готовое» знание, а учится осуществлять его поиск, анализировать свои действия, организовывать свою учебную деятельность [5]. Вместе с тем учитель из роли «транслятора» знаний переходит в роль наставника, помощника, который лишь направляет деятельность учащегося в нужное русло, содействует поиску нового знания.

Основным подходом, используемым при реализации ФГОС предметной области «Искусство», в которую входит учебная дисциплина «Музыка», является системно-деятельностный подход. Данный подход ориентирован на творческое начало в учебной деятельности, на самостоятельную работу учащихся, в ходе которой они «открывают» новое знание [3], что коррелирует с требованиями к современному уроку в соответствии с ФГОС.

Раскрывая суть системно-деятельностного подхода стоит отметить, что это подход, в котором на первом месте находится проблема самоопределения ученика в рамках учебного процесса, а основной целью выступает воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, который умеет ставить перед собой цели, решать задачи и отвечать за полученный результат [4]. Кроме того, системно-деятельностный подход нацелен на следующие аспекты:

- развитие качеств личности, которые отвечают требованиям современного информационного общества;

- внедрение в учебный процесс различных форм, приемов, методов, способствующих развитию творческого потенциала, познавательных способностей учащихся;

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- ориентация на результаты образования [4].

Следует отметить, что курс «Музыка» в средней школе направлен на развитие, обогащение сферы художественных интересов детей, включает различные виды творческой деятельности, музыкальное самообразование, знакомство с разнообразием музыкальных стилей и жанров, классическим и современным творчеством как отечественных, так и зарубежных композиторов [4]. В данной связи особенно актуальным является именно системно-деятельностный подход в обучении.

Ключевой технологией, используемой при реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки, выступает технология проблемно-диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает «творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога». Таким образом, особое внимание в технологии проблемно-диалогического обучения уделяется интерактивным формам работы, мотивирующим учащихся вести диалог, взаимодействовать друг с другом и с учителем, создающим условия для развития творческого потенциала и умений самостоятельно принимать решения [3].

Основными компонентами проблемно-диалогического обучения выступают проблемная ситуация и диалог соответственно. Рассмотрим более подробно каждый компонент.

Проблемной ситуацией называют ситуацию, в которой специально создается учебное затруднение. В ходе разрешения данного затруднения активизируется познавательная деятельность учащихся, происходит становление ценностно-смыслового отношения к «открытию» нового знания [1]. Создание подобной ситуации инициируется учителем и требует достаточно хорошей теоретической подготовленности учеников в рамках пройденного материала [2].

Стоит отметить, что проблемной ситуацией на уроке музыки может выступать определение жанрового характера песни, что будет основываться на обсуждении и дискуссии. Еще одним примером является формирование представлений школьников о том, как разграничить понятия «композиторская музыка» и «народная музыка» [2].

Однако главное место на уроке музыки занимает процесс решения ряда педагогических задач, в ходе которого не возникает однозначного правильного ответа, что связано с субъективизмом предмета, наличием эмоционального отклика на музыку, а, напротив, возникают диалоговые ситуации, результат которых непредсказуем. Подобный диалог может быть стимулирован следующими ситуациями:

1) знакомство учащихся с различными интерпретациями одного и того же музыкального произведения;

2) сравнение нескольких различных вокальных произведений на один и тот же стихотворный текст;

3) сопоставление учащимися литературного и музыкального образа;

4) прослеживание развития отдельного образа в произведении;

5) выбор учащимися песни для исполнения в соответствии с замыслом, целями урока [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что системно-деятельностный подход, в частности технология проблемно-диалогического обучения являются основой организации современного урока музыки. Именно данный подход и технология направлены на всестороннее развитие личности ребенка, способствуют самостоятельной познавательной деятельности школьника, в ходе которой он учится самостоятельно принимать решения, отбирать информацию, интерпретировать результат своей деятельности.


 

Ссылки на источники:

Селивёрстова Е.Н., Богданова А.О. Подходы к построению комплексов учебных заданий, ориентированных на формирование готовности школьников к самооценке [Текст] / Е. Н. Селивёрстова, А. О. Богданова // Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Педагогические и психологические науки. – 2016. – № 26 (45). – С. 40–48.

Дорошенко С.И. Создание проблемных и диалоговых ситуаций на уроках музыки в общеобразовательной школе [Электронный ресурс], 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-problemnyh-i-dialogovyh-situatsiy-na-urokah-muzyki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 03.09.2021).

Куприна Н.Г., Новоселов С.А. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области "Искусство") [Электронный ресурс], 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-i-sovremennyy-urok-muzyki-analiz-konkursnyh-zadaniy-po-uroku-predmetnoy-oblasti-iskusstvo (дата обращения: 30.08.2021).

Тельканова Г.А. Внедрение технологий системно-деятельностного обучения на уроках музыки как основа реализации ФГОС [Электронный ресурс], 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologiy-sistemno-deyatelnostnogo-obucheniya-na-urokah-muzyki-kak-osnova-realizatsii-fgos (дата обращения: 07.09.2021).

Шлыкова И.В. Особенности организации современного урока музыки с учащимися средних классов общеобразовательной школы [Электронный ресурс], 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-sovremennogo-uroka-muzyki-s-uchaschimisya-srednih-klassov-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 25.08.2021).




 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации