Технология развития критического мышления
Пояснительная записка к презентации
Технология критического мышления.
К современным образовательным технологиям относят:
Технологию дистанционного обучения;
Развивающее обучение;
Проблемное обучение;
Систему инновационной оценки «портфолио»;
Разноуровневое обучение;
Здоровьесберегающие технологии;
Коллективную систему обучения;
Информационно-коммуникативные технологии;
Технологию решения изобретательских задач;
Обучение в сотрудничестве;
Технологию использования в обучении игровых методов;
Технологию модульного и блочно-модульного обучения;
Технологию «Дебаты»;
Технологию развития критического мышления;
Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения.
По мере знакомства с ТРКМ, подумайте с какими из технологий она переплетается!
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.»
(Конфуций)
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
Технология развития критического мышления (РКМ) представляет собой педагогическую систему, нацеленную на формирование у школьников аналитического мышления.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Критическое мышление — это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Удобна и проста модель урока с применением данной технологии и выглядит следующим образом: фаза вызова (актуализация знаний, отклик на новую информацию); фаза осмысления (введение новой информации, поиск ответов на вопросы); фаза рефлексии (соединение новой информации со старыми знаниями в ходе групповой и индивидуальной деятельности).
Первая стадия урока — стадия вызова, на которой задача не только активизировать заинтересованность, мотивировать на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциациипо изучаемому вопросу. На этой стадии осуществляются следующие функции:мотивационная, информационная, коммуникационная.
Целесообразно использовать следующие приемы и методы: рассказ-предложение по ключевым словам (по предложенным словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал); систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, перепуганные логические цепочки;прием «Лови ошибку» (заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается учащимся выявить допущенные ошибки); прием «Письмо по кругу». Считаю важным на стадии вызова реализовать следующее: давать учащимся возможность высказать свободно свою точку зрения по поводу изучаемой темы; исключить боязнь ошибки; фиксировать все высказывания; сочетать индивидуальную и групповую работу. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая — услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться, тем более, что обмен мнениями может способствовать выработке новых идей.
Вторая стадия — осмысление. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем методы и приемы критического мышления позволяют сохранить активность ученика. На этой стадии осуществляются следующие функции: информационная, систематизационная, мотивационная.
Целесообразно использовать методы активного чтения: маркировка с использованием значков; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов,в старших классах - эффективная лекция. Ориентировать учащихся на данной фазе акцентировать внимание на поиск ответов на возникающие ранее вопросы и затруднения, пытаться поставить новые вопросы, готовиться к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Третья стадия — рефлексия. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Здесь мы прослеживаем функции: коммуникационную, информационную, мотивационную, оценочную.
Наиболее оптимальным и являются приемы и методы: заполнение таблиц и кластеров; возврат к ключевым словам; установление причинно-следственных связей между блоками информации; организация различных видов дискуссий; проведение творческих работ. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия — синквейна.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
При использовании ТРКМ особую значимость имеют групповые и коллективные формы обучения, где ребенок может на себя примерить разнообразные социальные роли: лидера, координатора или исполнителя, научиться понимать позицию другого, быть толерантным, прийти к неизбежности ответственности в обществе, осознать важность диалога. Следует учить детей быть готовыми к позитивному диалогу с любыми людьми и в любой ситуации.
Решение нестандартной, сложной задачи часто бывает трудно одному ученику. Работая в группе, совместно с другими, можно получить качественно лучшие результаты и в плане выполнения работы, и в плане учебного роста, и развитии ученика. Создаются такие группы, где есть лидер, «двигатель», который мог бы решать организационные вопросы, ученик с высоким уровнем компетенции в предмете. Работа в группах формирует коммуникативную компетенцию учащихся, что важно для организации учебного процесса и для дальнейшей жизнедеятельности. Такое обучение в большей степени приближено к реальной действительности, чем традиционное: чаще мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах временных, творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем- либо из группы. Пользуюсь разными технологиями формирования групп, основываюсь на утверждение психологов, что ведущей деятельностью у младших школьников является игра, победа в игре; у подростков — ведущая деятельность общение в группе и самоутверждение; у юношей и девушек — продуктивная личностно-значимая деятельность, ведущая мотивация — личный успех на фоне чего-либо или кого-либо.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Образовательные результаты технологии РКМ:
Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.
Умение пользоваться различными способами интегрирования информации.
Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу.
Умение решать проблемы.
Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
Способность самостоятельно заниматься своим обучением.
Способность брать на себя ответственность.
Способность участвовать в совместном принятии решения.
Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Умение сотрудничать и работать в группе и др.