Технология развития критического мышления
Добро пожаловать!
«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.» Скаткин М.
Уроки деятельностной направленности Уроки «открытия» нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологической направленности; Уроки развивающего контроля.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Увидим ли мы в технологии развития критического мышления эту структуру?
«Пирамида запоминания учащимися знаний» Лекция-монолог 5% Чтение (самостоятельное) 10% Аудио-видеообучение 20% Показ (демонстрация) 30% Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе) 50% Практика в процессе деятельности 75% Обучение других (ребёнок обучает ребёнка) 90%
К современным образовательным технологиям относят: Технологию дистанционного обучения; Развивающее обучение; Проблемное обучение; Систему инновационной оценки «портфолио»; Разноуровневое обучение; Здоровьесберегающие технологии; Коллективную систему обучения; Информационно-коммуникативные технологии; Технологию решения изобретательских задач; Обучение в сотрудничестве; Технологию использования в обучении игровых методов; Технологию модульного и блочно-модульного обучения; Технологию «Дебаты»; Технологию развития критического мышления; Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения. По мере знакомства с технологией развития критического мышления, подумайте с какими из технологий она переплетается!
Технология развития критического мышления «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций)
Цели и задачи технологии развития критического мышления Ø Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, внутреннее осознание многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Ø Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Ø Развитие аналитического, критического мышления. Ø Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Ø Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Модель урока с применением технологии развития критического мышления фаза вызова фаза осмысления фаза рефлексии
Парная мозговая атака. Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Ключевые термины. Свободное письменное задание. Таблица «З-Х-У». Плюс-минус-вопрос. Верные и неверные утверждения Корзина идей Кластер фаза вызова
Инсерт-система маркировки текста. Инсерт-система маркировки текста. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица. Чтение с остановками. Бортовые журналы. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. « Дерево предсказаний». «Шесть шляп мышления». Приём «Кубик» «Двухчастный и трехчастный дневник» фаза осмысления
Эссе Дискуссия Круглый стол «РАФТ» Синквейна Заполнение таблиц и кластеров Возврат к ключевым словам фаза рефлексии