Технология «Утренний круг» и «Вечерний круг» в детском саду
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Задачами данной технологии является:
• сплочение детского коллектива;
• формирование умения слушать и понимать друг друга;
• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;
• обсуждение планов на день, неделю, месяц;
• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично.
«Утренний круг» - это момент встречи нового дня, когда дети собираются вместе, чтобы поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить что-то интересное, обсудить совместные планы, проблемы, правила.
Рекомендовано организовать перед или после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут. Выбирается традиция для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка и т.п.
Структура «Утреннего круга»
Проводиться в форме развивающего общения (диалога).
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2. «Новости дня»: обмен информацией.
3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
4. Игра по теме периода.
5. Планирование или календарь дел.
Для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
«Вечерний круг» проводится в форме обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, и планировании завтрашнего. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Вспомнить с детьми прошедший день, и все самое хорошее и интересное что произошло, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом. Обсуждение проблемных ситуаций, если в течение дня они возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.
Существует несколько видов кругов:
- личностные.
Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;
- событийные.
Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);
- творческие.
Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять, релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т. п. ;
- понятийные.
Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Обмен информацией
Важной частью круга является обмен информацией (идеями, новостями). Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.
Новости
Одной из самых любимых частей круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.
Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».
Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
В нашем ДОУ мы используем данную технологию и , мы отметили, что дети слушают друг друга, обсуждают совместные дела, учатся планировать свою деятельность.
Мария