Технология визуальных опор «Текстографика» на примере рассказа Б.В. Шергина "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок"
Пояснительная записка
Данная разработка основана на технологии визуальных опор при работе с текстом «Текстографика». Авторами данной технологии являются Инга Петровна Тихоновецкая и Наталья Дмитриевна Вьюн.
Под технологией визуальных опор понимается организация учебного взаимодействия педагога, обучающихся с различными видами и формами текстов, связанных с преобразованием мыслительных операций, где изменяется представления познавательной информации, но сохраняется ее смысл, позволяющий ее использовать в различных жизненных ситуациях.
Единой формой является шаблон – прием-опора, который выступает основой для краткой записи при смысловой обработке текста.
Вместе с визуальными шаблонами – опорами по данной технологии идет работа с нейротекстографикой. Это творческий метод «трансформации» информации, связанный не только с преобразованием мыслительных операций в текстографическую модель с визуальным представлением смысла прочитанного, но и фиксацией испытываемых эмоций/чувств с использованием цветовой гаммы, узоров.
Разработка состоит из 2 частей:
Рабочий лист «Страничка писателя в социальной сети».
Рабочий лист по рассказу Б.В.Шергина «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок» в 3 классе (УМК «Школа России») с использованием четырёх приемов визуализации.
Методические рекомендации:
Дети читают текст о жизни Б.В.Шергина, выделяют важные и интересные факты биографии, заполняют профиль писателя.
Работу можно организовать индивидуально/в парах/в группах.
2.Рабочий лист по рассказу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»
Задание №1. Визуальная опора «Спираль». Слева учащиеся выписывают из текса слова, которые вызывают затруднения в понимании их лексического значения. Справа записывают их лексическое значение из толкового словаря.
Обратимся к нейротекстографике и зафиксируем испытываемые эмоции / чувства, используя цветовую гамму. Будем закрашивать по одной спиральке.
Задание №2. Визуальная опора «Око». Даём характеристику главному герою Мите. В верхней части учащиеся записывают положительные черты характера героя, в нижней части – отрицательные черты, которые привели к критической ситуации. Эта характеристика поможет ответить на вопрос: почему он так поступил и что из этого вышло.
Закрашивать полоски нужно в те цвета, которые мы определили в первой опоре.
Задание №3. Визуальная опора «Трейлер». Учащиеся рисуют иллюстрацию, соответствующую сюжетной линии. Внизу, под кинолентой, сразу же пишут название каждого этапа произведения, составляют план. Необходимо кратко сформулировать, когда в рассказе происходит завязка, развитие событий, кульминация, развязка и заключение.
Задание №4. Визуальная опора «Паутинка». Возвращаемся к тексту и ищем пословицы. Саму паутинку (полоски) можно закрасить в цвета, которые мы уже определили для этого произведения в прошлой опоре.
И мы подошли к моменту, когда готовы определить главную идею произведения. Учащиеся после обсуждения записывают в опору главную мысль рассказа.
Литература:
Вьюн Н.Д. Технология визуальных опор при работе с текстом «Текстографика»: научные и методические основы/Н.Д.Вьюн, Тихоновецкая И.П.// Интерактивное образование. 2023. №2. С. 11-17
Прочитай текст и заполни профиль писателя.
Борис Викторович Шергин – русский писатель. Родился в 1896г. в г.Архангельске. Там же провел детство и юность. Отец будущего писателя – Виктор Васильевич, был кораблестроителем. Маму свою – Анну Ивановну, Борис называл «хранительницей слова» - за то, что она рассказывала ему былины. Борис Викторович с детских лет хорошо рисовал. Учился писатель в Москве в художественном училище. В дальнейшем многие свои книги оформлял сам. При жизни было издано 9 книг, по многим произведениям сняты мультфильмы, экранизации и выпущены театральные постановки. Умер писатель в 1973 году, похоронен в г.Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.
1 . «Спираль». Прочитайте текст. Выпишите слова, которые непонятны. Найдите значение в толковом словаре.
3. «Око». В верхней части запиши положительные черты характера Мити. В нижней части запиши отрицательные черты героя, которые привели к критической ситуации.
3. «Трейлер». Составь план рассказа – нарисуй и запиши.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. «Паутинка». Выпишите из рассказа все пословицы. Устно объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль?
Приложение 1.
Приложение 2. Лист 1.
Приложение 3. Лист 2.